Программированный опрос по физике в малокомплектных школах

Разделы: Физика


Почему детям не нравится учиться? Как повысить интерес к своему предмету? Почему в начале года все дети записываются в три – четыре кружка, а в конце остается один, в лучшем случае? Почему, после окончания школы, одни дети успешно поступают в институты и находят себя в жизни, а другие спиваются, хотя в школе были примерно одинаковы?

Когда я пришел в школу, примерно такие вопросы мучили меня. Честно говоря, до конца, ответа на них я до сих пор не нашел. Но за годы работы в школе кое–что понял. Многое нашел в литературе. Например, Волков Игорь Павлович из г. Реутово Московской области [1] подсказал, что существуют три причины холодного отношения учащихся к своему развитию.

1. Никто добровольно не будет делать то, что никому не нужно, тем более длительное время.

2. Ученик не может заниматься однообразной работой более двух–трех месяцев.

3. Невозможно охватить все интересы учащихся.

Можно добавить еще другие факторы, такие как:

1. Формирование негативной позиции постоянным подчеркиванием неумения ученика.

2. Неравное отношение к разным учащимся. Деление на любимчиков и изгоев.

и т.д. и т.п.

Когда я начинал работать, у меня была всего одна проблема. Школа у нас небольшая. В классах от 8 до 15 детей. Казалось, рай для учителя. А вот неинтересно ученикам и все. Тебе интересно, а им нет. Почему? Как рационально провести урок?

Невозможно долго заставлять насильно учиться. За это приходится дорого расплачиваться. Помнится в начале работы решил провести "эксперимент". Было примерно два класса одинаковых по силам. В 1 четверти в одном классе покрикивал на ребят, ругал их, показывал, как много они не знают. А в другом – вел себя наоборот. Поощрял. Хвалил, даже если было мало за что. Иногда просто за то, что посидел тихо на уроке. И расплачиваться пришлось уже во второй четверти. В первом классе упала успеваемость. Ребята сидели тихо на уроке. Беспрекословно выполняли работу. Но интереса к предмету у них не было. Контрольные писали на тройки. А у второго класса интерес усилился. Стали задаваться нестандартные вопросы, на уроках решались сложные задачи. Повысилась успеваемость. Пришлось срочно выправлять положение в первом классе.

Конечно, такие "эксперименты" многому учат, но от них страдают дети. Вот, поэтому, я и хочу поделиться опытом, что накопил за это время. Вернемся к началу статьи. Один из принципов Волкова Игорь Павловича – "Никто добровольно не будет делать то, что никому не нужно". Значит нужно сделать так, чтобы каждый ученик на каждом уроке был опрошен, и всегда получал оценку, или мог дать самооценку своим знаниям. Обратите внимание: каждый на каждом. Утопия?

Программированный опрос.

Пусть в классе 15 человек. Сколько нужно времени, чтобы проверить все ли поняли предыдущий материал? Простой, здравый смысл подсказывает, что не меньше минуты 3 на ребенка. А 3х15=45 минут. Но это весь урок. На новый материал и закрепление нет времени. Вот тут выручает программированный опрос. Он позволяет полно использовать ученическое время на уроке. В классе из 15 человек весь опрос идет 17 минут. Остальное время – ваше.

Приготовлений минимум.

Устный опрос. На доске фамилии учащихся. У ребят карточки. Хотя можно и без них. Ответы тогда показывают пальцами. Главное, чтобы было не более 5 вариантов выбора. Вопросов всегда шесть. Как показывает практика, это удобно. Ошибиться может любой, и у ребят должен быть запас в один вопрос. Если вопросов меньше, можно засчитать домашнее задание за два "плюса". Или повторить старое. Самое трудное – это грамотно составить вопросы. Они должны быть интересными, не легкими и не трудными, отражать основные новые понятия, изученные на прошлом уроке.

Письменный опрос. Каждый рисует на листочке табличку. Простую, на 7 колонок и две строчки. В верхней – номер вопроса, в нижней – номер ответа. Проводится еще быстрее устного, но учителю нужно выгадать время на уроке и проверить карточки. Кроме того, при устном опросе, помимо повторения, есть и элемент обучения тех учащихся, кто плохо понял материал. При письменном – это теряется.

Пример урока с программированным опросом и закреплением можно посмотреть в приложении к данной работе.

Существуют методички, в которых есть подборки вопросов по разным темам. Например: [3], [5], [6]. Можно в уроки включить тестовые задания из ЕГЭ. В общем, кто ищет – тот всегда найдет.

Оценка ответов идет по принципу: Один "плюс" – один балл. Один "минус" – минус один балл. Хотя можно и по–другому: в зачет идут только "плюсы". Рекомендую это делать при закреплении или при долгом перерыве между уроками. Этот принцип предельно прост. Если ответы даются быстро и в основном "плюсы", материал понят на отлично. Если неуверенно, необходимо закрепление. Если в основном "минусы" – материал нуждается в повторении.

После нескольких занятий появляется визуальный навык, определение "на глаз" как класс и, как конкретный ученик поняли новый материал. Это точная оценка, более строгие формы контроля: устный опрос, самостоятельная, контрольная – всегда это подтверждали.

Но можно придерживаться и более строгой, более сложной методики изложенной в книге Постникова А. В. [2]. Там, предлагается оценивать каждый вопрос, присваивать ему коэффициент трудности и по номограмме вычислять баллы.

Виды программированного опроса.

Существуют множество видов программированного опроса. В книге [4], где программированный опрос называется программированными заданиями, рассказывается о программах отбора, программах группировки, программах достраивания, программах на соотнесения, программах переноса, программах соответствия, программах построения, программах дискуссий, смешанных структурах.

Кроме этого, там же, даются примеры программированных заданий к лабораторным работам, проблемно–программированные задания и задания для установления уровня усвоения знаний, рассматривается работа с персональным компьютером.

Проще порекомендовать, интересующимся, найти эту книгу, чем пересказывать ее содержание. От себя могу сказать только, что в различных книгах метод именуется по–разному, и, довольно, легко запутаться.

Достоинства и недостатки программированного опроса.

К Программированному опросу нужно относиться серьезно. Главные его недостатки:

    1. Возможность угадать ответ.
    2. Возможность подсмотреть верный ответ у других.
    3. Не все можно проверить, например, выводы некоторых зависимостей, умение обращаться с физическими приборами, описание характера протекания явлений, событий, исторических сведений и некоторые другие.
    4. Ученик не может заниматься однообразной работой – необходимо применять разнообразные формы обучения и контроля.
    5. Систематическое применение программированного контроля для текущей проверки может выработать у учащихся установку на то, что в памяти нужно удерживать только материал, изученный на ближайших уроках.
    6. Ученики не вырабатывают навык логически связанного ответа.

и т.д.

Достоинства:

    1. Каждый ученик может быть опрошен на каждом уроке, и получить оценку.
    2. Учет знаний из сложного искусства превращается в легкую работу, доступную начинающему учителю.
    3. С помощью программированного опроса могут быть проверены различные результаты обучения: запоминание, понимание, умение делать обобщения и пользоваться знаниями для решения различных задач.
    4. Массовость охвата учащихся контрольным опросом.
    5. Оперативность выявления ошибок.
    6. Возможность немедленного использования результатов проверки.
    7. Объективность выставления оценок. (Не зря ЕГЭ выполнен в форме тестов, это единственная объективная дистанционная форма контроля).

и т.д.

Список конечно гораздо больше. Но в сумме считаю, что достоинств у программированного опроса больше, чем недостатков. И он может, и должен, применяться в повседневной работе учителя.

Особенности программированного опроса в малокомплектных сельских школах.

Особенно, выигрышен программированный опрос для малокомплектных сельских школ, с количеством учащихся от 3 до 15 человек. Не секрет, что в таких школах учителя часто вынуждены заменять заболевшего учителя и вести параллельные предметы. Часто бывает так, что уроки физики заменяет математик или химик. В своей практике, помню один такой случай. Заменяла меня учитель математики, и когда я вышел на работу, она с облегчением встретила меня и высказала следующую сентенцию: "Ну, не знаю, что можно на ваших уроках говорить, ну рассказала параграф, опросила учащихся и все, а пол–урока еще впереди". Для таких случаев необходим банк уроков.

В настоящее время у меня есть банк для 7 класса по физике. Урок монтируется из отдельных блоков. Учитель сам решает, что взять, в зависимости от числа учеников в классе и силы класса. Можно скомплектовать заранее цикл и спокойно уезжать на учебу, заранее зная, что когда приедешь, ученики будут знать материал, и не придется догонять в ущерб качеству. Работа, конечно, будет продолжена и для 8–9 классов. Но хорошо бы сделать такую же работу на уровне государства. Создать сайт в Интернете, где будут методисты по отдельным урокам отдельных комплектов учебников создавать планы и отслеживать последние новости науки и техники. Учителю нужно будет только выбрать урок и скомпоновать его для своего конкретного класса из отдельных блоков. Энтузиастов, готовых добровольно сделать часть работы, тоже можно найти.

Неправильно будет считать программированный опрос – панацеей от всех бед. Например, проблемное обучение – гораздо более эффективный инструмент обучения. Но им нужно, правильно, уметь пользоваться. Сделать ошибку, там гораздо проще, и она будет иметь более серьезные последствия.

За программированным обучением будущее. Далеко не все его возможности сейчас мы можем осознать. Компьютеры и Интернет еще только входят в наш быт. Необходимо накапливать материал. Он неминуемо понадобится в ближайшее время.

Литература:

    1. Волков И.П. Цель одна – дорог много. М., Просвещение. 1990.
    2. Корж Э. Д. Пеннер Д.И. Задания для машинного и безмашинного программированного контроля по физике в средних профтехучилищах. М., Высшая школа. 1978.
    3. Луппов Г. Д. Опорные конспекты и тестовые задания по физике 11 класс. М., Просвещение. 1996.
    4. Оптимизация обучения физике и астрономии. /под ред. профессора Пеннера Д. И. М., Просвещение. 1989.
    5. Пеннер Д. И. Худайбердиев А.Физика, программированные задания для 6–7 классов. М., Просвещение. 1973.
    6. Постников А. В. Проверка знаний учащихся по физике в 6–7 классах. М., Просвещение. 1973.