Психологический семинар для учителей "Речевые и неречевые средства общения"

Разделы: Школьная психологическая служба


Форма проведения: интерактивный игровой семинар

Размещение участников семинара: общий круг

Вступительное слово психолога: “В условиях гуманизации образования приоритетным становится коммуникативный аспект личностной культуры педагога, его проявление в реальном педагогическом общении. Культура педагогического общения – условие успешности образовательного процесса и комфортности педагога и ученика. Коммуникативная культура педагога проявляется в способности привлечь внимание, настроить на продуктивное учебное взаимодействие, в умении преодолеть барьеры, возникающие между позицией учителя и настроем учеников, умении вести диалог, поддерживать интерес и активность учащихся, быть гибким, мобильным, открытым и доброжелательным. Один из аспектов коммуникативной культуры педагога – речевые и неречевые средства общения, которыми он пользуется. Это тема нашего семинара.

Семинар будет проходить в игровой тренинговой форме. Первый шаг каждого тренинга – знакомство, установление контакта”.

1 упр. Взять в руки мяч, бросить его одному из коллег, поздороваться и сказать что-нибудь приятное. Правило: одному и тому же человеку мяч не бросать.

1 вопрос. Неречевые средства.

Информация психолога: “Невербальная (неречевая) коммуникация играет огромную роль в человеческом взаимодействии. Можно сказать, что значительная часть информационного обмена разворачивается в подводной части “коммуникативного айсберга” – в области невербального общения. Установлено, что в беседе словесное общение занимает менее 35%, а более 65% информации передается за счет неречевых средств.

Неречевые средства общения включают в себя жесты, мимику, пантомимику, звуковые параметры речи, характеристики визуального общения, пространственно-временную форму организации общения.

Первая информация, которую получают наши партнеры по общению – это визуальная информация: наша поза, мимика лица, положение тела. Здесь различают три главные позиции: открытую, закрытую, отстраненную”.

2 упр. Разбивка на группы по невербальному признаку: вытаскивают бумажку с названиями:

  • самый лучший ученик в классе;
  • ученик, который учится на 4-5;
  • вечный троечник;
  • самый неуспешный ученик в классе.

Инструкция: “Сейчас мы должны разбиться на группы. Для этого, пожалуйста, возьмите карточку, на которой написано, кого вы будете изображать. Задание: не говоря ни слова, изобразить этот тип ученика и объединится в группу с такими же участниками.”

Обсуждение: по каким невербальным признакам определили свою группу, почему они характерны для данной группы, какие эмоции испытали.

3 упр. По группам. Тренировка педагогической наблюдательности. Получают на руки тест и бланки для ответов, в ограниченное время должны ответить на вопросы сами – 10 мин., потом группой – 10 мин.

Тест: распечатанный субтест № 2 “Группы экспрессии” из методики исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда

Проверка индивидуального и группового решения – определение победившей группы и самого наблюдательного педагога.

Ключ к тесту: 1-1 2-4 3-3 4-3 5-2 6-1 7-2 8-2 9-1 10-4 11-1 12-1 13-2 14-4 15-4

Оценки: 0-2 балла - 1; 3-5 баллов – 2; 6-9 баллов – 3; 10-12 баллов – 4; 13-15 баллов – 5.

Информация психолога: “Тест оценивает способность правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям: мимике, позам, жестам. Такие люди, скорее всего, придают большое значение невербальному общению, обращают много внимания на невербальные реакции участников коммуникации. Чувствительность к невербальной экспрессии существенно усиливает способность понимать других. Способность читать невербальные сигналы лежит в основе “шестого” чувства – интуиции. Люди с низкими оценками по тесту в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений.”

Раздача информации о значении жестов (см. Приложение 1).

4 упр. Несколько человек из каждой группы выбирают группу жестов из Приложения и изображают их. Другие группы должны угадать, пользуясь розданной информацией, какую группу жестов показывают.

Закрепление: психолог еще раз обращает внимание на то, как легче запомнить значение жестов по группам.

5 упр. (дополнительное упражнение). Что означает эта поза?

Задание: изобразить урок. Участвуют 2 группы, разбиваются на пары: ученики и наблюдатели. Каждый наблюдатель наблюдает за одним из учеников. Один человек подыгрывает, изображает учителя. Ученики вытаскивают карточку с заданной характеристикой ученика, изображают ее. Наблюдатель должен определить как можно точнее, что ученик чувствует.

Карточки:

Вы не сделали домашнее задание и боитесь, что Вас спросит учитель.

Вы готовы к уроку и хотите ответить.

Вы узнали на перемене интересную информацию о мальчике, в которого влюблены, и Вам надо срочно незаметно от учителя обменяться записками с подругой.

У Вас семейные проблемы, разводятся родители. Вчера дома был скандал. Настроение у Вас очень плохое, уроки не готовы.

Вы бегали на перемене, чувствуете возбуждение, желание пошалить, настроение прекрасное.

Вы считаете, что учитель поставил Вам в прошлый раз несправедливую оценку. Вы очень обижены. К уроку Вы готовы, но отвечать не хотите.

Вы не любите этот урок, у Вас плохие оценки. Вам скучно, не хочется ничего делать.

Вы отличник. Но к уроку не готовы. Надо сделать так, чтобы Вас не спросили.

2 вопрос. Речевые средства общения.

Все участники снова садятся в общий круг.

Информация психолога: “С помощью знаков общаются не только люди, но и животные. У пчел очень сложная система танцев, у павианов известно 17, а у человекообразных обезьян около 30 звуковых знаков. Язык животных конкретный, он связан с непосредственными событиями и обстоятельствами. Петух не может рассказать курице о том, какое у него настроение и что было вчера. Человек может говорить о будущем и прошлом, передавать другому свои мысли, различные сообщения, воздействовать на поведение и деятельность других людей.”

6 упр. Разминка. (По кругу пускаем коробочку с карточками)

Задание: Вытащить бумажку со словом или предложением и прочитать, правильно расставив ударение. Учителя русского языка поправляют ошибки.

Варианты предложений:

  • Посмотрите на доску!
  • Мне понятны Ваши намерения.
  • Куда ты положила тряпку для доски.
  • Урок уже начался!
  • Ты стала еще красивее.
  • Мы должны углубить свои знания.
  • Я очень занятой человек!
  • Необходимо улучшить материально-техническое обеспечение.
  • Представляю вам мнение эксперта.
  • Характерный человек.
  • Вы стали еще красивее.
  • Я – истинный христианин.
  • Мне сказали перезвонить.
  • Что-то должно начаться.
  • Ты меня понял?
  • Он живет на квартале.
  • Ох, уж этот переходный возраст!
  • Повторим пройденный материал.
  • Необходимо упрочить наши знания.
  • Надо облегчать друг другу жизнь.
  • У нас скоро переводной экзамен.
  • Хочу вас подбодрить.
  • Развитый ребенок.
  • Кто принес торты?
  • Мы все занятые люди.
  • Я просмотрела весь каталог.
  • У кого аптечка с медикаментами?
  • Перепиши набело.
  • Все ушли в диспансер.
  • Важная аристократия.

7 упр. Испорченный телефон. 5 человек выходят за дверь, психолог выбирает любого из оставшихся учителей и читает текст.

Задание: как можно точнее передать содержание текста следующему участнику. Задание для всех остальных: определить, на каких этапах и почему потерялась информация. Учителя, вышедшие за дверь, по очереди заходят, выслушивают текст, передают его следующему.

Текст 1: “Утром из докладной записки завуча директор школы узнал, что вчера пять учеников седьмого “Б” класса пропустили урок биологии у молодой учительницы Петровой Анны Ивановны, протестуя против оскорбления их товарища из шестого “А” класса учителем физики Ивановым Петром Васильевичем, с которым у учительницы биологии сложились дружеские отношения”.

Текст 2: “Чтобы привести дроби к наименьшему общему знаменателю, надо: найти наименьшее общее кратное знаменателей этих дробей, оно и будет их наименьшим общим знаменателем; разделить наименьший общий знаменатель на знаменатели данных дробей, т.е. найти для каждой дроби дополнительный множитель; умножить числитель и знаменатель каждой дроби на ее дополнительный множитель”. (Текст взят из учебника математики для 6 класса, возможно использование других учебных текстов).

Обсуждение: на каких этапах и почему потерялась информация.

8 упр. Сила языка. В парах. Сказать три фразы со слов “Я должен” по очереди, потом повторить их, изменив начало на “Я предпочитаю”. То же самое с “Я не могу” на “Я не хочу”, “Мне надо” на “Я хочу”, “Я боюсь, что” на “Я хотел бы”. Обсуждение: как изменились ощущения после изменения первых слов. Вывод: Слова “Я должен”, “Я не могу”, “Мне надо”, “Я боюсь, что” отрицают нашу способность быть ответственным. Изменяя свой язык, мы делаем шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия.

9 упр. (дополнительное упражнение) Педагогическая ситуация: класс шумит. Задача: привлечь внимание, используя неречевые и речевые средства.

Подведение итогов. Задание: бросить мяч участнику, попрощаться и сказать несколько слов о семинаре. Дважды мяч одному и тому же человеку не бросать.

Приложение 1.

Жесты, выражающие агрессивность.

- тесно сплетенные пальцы рук;

- сжатый кулак;

- указующий перст;

- поза на стуле верхом;

Жесты уверенности.

- кисти рук соединены кончиками пальцев, ладони не соприкасаются;

- кисти рук сцеплены сзади, подбородок высоко поднят;

Жесты несогласия.

- боковой взгляд (если взгляд отводится и возвращается вновь);

- ноги и ступни направлены к выходу (хочет уйти);

- прикосновение к носу и легкое потирание его (неуверенность в правильности речи). Если идет спор, то один из них прикасается к носу тогда, когда у него появляются контраргументы;

Жесты неуверенности, раздражения.

- откашливание (при неуверенности или опасениях);

- свист;

- ерзанье в кресле;

- рука у рта в момент произнесения речи (как бы удивление, неуверенность в собственных словах, жест может означать, что собеседник хочет сообщить нечто доверительное);

Жесты разочарования.

- почесывание в затылке;

- ослабление воротничка;

- удары ногой (по земле, по воздуху и т.д.);

Жесты, относящиеся к оценке сказанного.

- отставленный палец над, остальные - под подбородком (при критической оценке сказанного или негативном отношении к партнеру в данный момент);

- наклоненная голова (интерес к собеседнику). Легкое движение вперед говорит о том, что мысль понята. Если голова партнера, прежде наклоненная, начинает выпрямляться, значит возрастает интерес к процессу или предмету общения. Когда интерес к общению иссякает, человек начинает переводить взгляд на окружающие предметы.

- почесывание подбородка (в споре в сочетании со взглядом искоса связано обдумывание следующего хода в диалоге);

- почесывание пальцем спинки носа (озабоченность, сомнение);

- манипуляции с очками (пауза требуется);

Жесты и позы, выражающие готовность к каким-либо действиям.

- корпус вперед, руки на бедрах ( уверенность, готовность к активным действиям, готовность отстаивать свое мнение до конца );

- партнер сидит на кончике стула;

Жесты, выявляющие самооценку.

- грудь вперед;

- опущенные плечи;

- отвод руки за спину, охватывание одной рукой запястья другой;

Жесты, в которых проявляются некоторые черты характера и отношение к ситуации.

- здоровый человек стремится опереться или прислониться к чему-нибудь, если ситуация сложная, неприятная для него, он не может найти ответ, достойный выход;

- человек стоя опирается руками (он не уверен в том, насколько внимательно слушает его партнер, ощущает неполный контакт);

- манера держать руки (замкнутый обычно убирает руки, открытый человек держит ладони, руки в поле зрения партнера);

- замкнутый пиджак;

- скрещивание лодыжек (внутренняя тревожность, ожидание неприятностей);

Жесты, препятствующие общению.

- скрещенные руки на груди (усталость или замкнутость);

- скрещенные руки или ноги сидящего (некоммуникабельность или демонстративность);

- нога, закинутая на подлокотник кресла явное пренебрежение к окружающим.