Урок чтения в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема: Л.Н. Толстой. “Лев и собачка”

Цели: продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого; проанализировать произведение; развивать речь, мышление, навыки чтения; воспитывать чувство любви к природе, к ее обитателям, чувство сострадания, жалости.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, его произведения, учебники, “Рассказы и басни” Л. Толстого (на каждого ученика), конверты с планом пересказа, конверты с домашним заданием.

1. Знакомство с темой

На доске:

– Это имена великих русских писателей.
– Кому из них принадлежат эти произведения? ( Л.Н. Толстому.)
– И не только эти, но и те, которые вы читали, читаете и будете читать, когда станете старше.

2. Чтение стихов, подготовленных к уроку.

В тени лев разлегся
И дремлет лениво –
Нет лучшей подушки,
Чем львиная грива.

Щенка кормили молоком,
Чтоб он здоровым рос,
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком
Ему пощупать нос.

Дворовый пес по кличке Шарик
Хорошим людям дружбу дарит.
Его порода неизвестна,
Но все равно он служит честно.

– А сегодня работать мы будем над рассказом Л.Н. Толстого “Лев и Собачка”.

3. Упражнение “Лошадка”.

ЧИСТОГОВОРКА

Ра-ра-ра – начинается (игра).
Ре-ре-ре – стоит домик на (горе).
Су-су-су – очень холодно в (лесу).
Жа-жа-жа – есть иголки у (ежа).
Аш-аш-аш – у Ирины (карандаш).
Ор-ор-ор - созрел красный (помидор).
Ир-ир-ир – мой папа (командир).
Арь-арь-арь – на стене висит (фонарь).
Ок-ок-ок – продолжаем наш (урок).

4. Словарная работа.

– В рассказе вам могут встретиться незнакомые или устаревшие слова.

  • Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа.
  • Засов – большая дверная задвижка.
  • Подле – около, близко, совсем рядом.
  • Барин – богатый человек.

– Значение каких слов вы можете объяснить?

5. Чтение рассказа учителем.

– Понравился вам рассказ ? Почему?

6. Физминутка.

ПРОГУЛКА

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп ! Немного отдохнем,
Сядем и читать начнем.

7. Чтение текста.

– При чтении, девочки, обратите внимание на поведение собачки, а мальчики – на поведение льва.
– Читаем рассказ вполголоса. (Жужжжащее чтение).
– При чтении вы наблюдали за поведением льва и собачки.
– Что же вы заметили? (Ответы детей.)
– А вот какие слова использовал Лев Толстой.

На доске: (Читают цепочкой девочки и мальчики.)

Лев

Подошел к ней и понюхал ее
Тронул ее лапой и перевернул
Оторвал кусок и оставил собачке
Играл с ней
Перестал есть
Вспрыгнул, ощетинился
Стал хлестать себя хвостом

Собачка

Поджала хвост
Прижалась в угол
Легла на спину
Подняла лапки
Стала махать хвостиком
Вскочила, стала перед львом на задние лапки

– Дети, неслучайно Лев Николаевич взял эти емкие слова. Он хотел научить нас доброте, внимательности к животным и друг другу, быть верными и преданными.
– Почему рассказ является былью?

8. Физминутка.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ.

Долго тянется урок –
много вы читали.
Не поможет тут звонок,
раз глаза устали.
Упражнение один –
на край парты книги сдвинь.
Сидя, откинься на спинку парты, сделай глубокий вдох, затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.
Упражнение такое
повтори 5 раз за мною.
Упражнение три –
делай с нами, не спеши.
Сидя, положи руки на пояс.
Поверни голову вправо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову влево, посмотри на локоть левой руки, вернись в исходное положение.
На упражнение четыре
потратить нужно много силы!
Повторяйте по 5 раз,
глазам нужно отдыхать –
знай об этом каждый!
Упражнений ровно пять –
все запомнить важно.
Упражнение два –
тренируй свои глаза.
Откинувшись на спинку парты,
прикрой веки, крепко зажмурь
глаза, открой веки.
Занимаемся все сразу.
Повторим 4 раза.
Сидя, смотри перед собой
посмотри на классную доску (2-3 с.).
Поставь палец левой руки
по средней линии лица на расстоянии 5-20 см от глаз.
Переведи взгляд на конец  пальца и посмотри на него 3-5 с, после чего руку опусти.
Повторите 5-6 раз – все получится у вас!
Расслабляя мышцы глаз.
Упражнение пять нужно четко выполнять.
Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх (вдох), следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох).
Сделать надо 5-6 раз – это отдых ваших глаз!
В глазах вспыхнул огонек,
и прошла усталость.
От тренировки будет прок,
потрудившись малость.

9. Выборочное чтение.

– Постарайтесь найти в тексте и прочитать предложение, слова из которого вы услышите.

– “… захотелось поглядеть …”
– “… хвост и прижалась …”
– “… пришел в зверинец и узнал …”
– “ Так прожили…”

– А что вы знаете о львах ? (Сообщение детей)
– Сейчас львы уцелели только в Африке 150 тыс., да в Индии в заповеднике их около 200.

10. Синхронное чтение. Упражнение “Буксир”.

– Ребята, настоящий читатель не тот, кто читает, а тот, кто вдумчиво и внимательно перечитывает рассказ.
– Давайте попробуем это сделать.
– А как вы думаете, что в рассказе самое печальное? (Ответы детей).

11. Групповая работа в парах.

– В ваших конвертах три плана:

– Подумайте и определите, какой из них подходит к нашему рассказу. Покажите мне.
– А кто докажет выбор этого плана ?

12. Упражнение на скорость чтения.

– Мы раньше уже выполняли такое упражнение. Читаем и считаем слова, прочитанные за одну минуту. (Л. Толстой “Волк и собака”)
– Будте внимательны к слову, следите за ударением.
– Откройте книжки на с.26.
(Читают 1 мин.)
– На корабликах написан ваш предыдущий результат. На парусе напишите количество слов, прочтенное сейчас.
– Кто прочитал больше, чем в прошлый раз, поместите свои кораблики в “море Победы”, а кто меньше – в “море Надежды”.

13. Домашнее задание.

– Мне понравилась ваша работа на уроке, поэтому я решила приготовить вам еще одно интересное задание и вы поработаете над ним дома.

 

– А теперь поблагодарим наших гостей за оказанное внимание.