Рейтинг@Mail.ru

10 лет городской олимпиаде для младших школьников

Разделы: Математика, Русский язык, Начальная школа, Общепедагогические технологии


1. Что это за олимпиада

В 1994 году Международным центром развития ребенка (сейчас это школа «Приоритет») была основана ежегодная Городская олимпиада для младших школьников (учеников 1-5 классов) по русскому языку и по математике. К настоящему времени при поддержке Московского Департамента Образования уже проведено 9 Олимпиад, охвативших широкие круги Москвы, Подмосковья и некоторых городов России. Олимпиада носит открытый характер, ее материалы широко распространяются по учебным округам Москвы, а также публикуются на сайте школы «Приоритет». В 2004 году Олимпиада отмечает свое 10-летие.

Задания Олимпиады ежегодно разрабатываются творческим коллективом педагогов школы «Приоритет» и подбираются таким образом, чтобы выявить детей с высоким интеллектуальным потенциалом, обладающих нестандартным мышлением и способных к рождению новых идей. Наши задания используются рядом школ в работе с одаренными детьми, а также для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Цель проводимой олимпиады:

  • дать возможность как можно большему количеству детей раскрыть свои творческие и интеллектуальные способности;
  • развить интерес к учебе и уверенность в своих силах;
  • привлечь внимание детей к русскому языку и математике;
  • поддержать и активизировать деятельность творческих учителей;
  • создать для одаренных детей атмосферу радости и праздника;
  • привлечь внимание общественности к приоритетности образования.

Традиционно Олимпиада проводится в 2 тура: Школьный тур (проводится самими школами-участниками по предоставляемым нами материалам) и финальный. Финальный тур проводит педагогический коллектив школы «Приоритет» с привлечением учителей из других школ. В последние годы финал олимпиады проводился в 1-й декаде марта в помещении школы №497.

Мы предоставляем возможность участвовать в I-м школьном туре олимпиады всем желающим, для чего организуем раздачу материалов школьного тура у себя в школе, рассылку материалов по школам Москвы, а также выставляем эти материалы на сайте школы. В Финале Олимпиады, традиционно проводимом в марте, участвуют школьники, успешно справившиеся с заданиями отборочного тура.

Финальный тур Олимпиады собирает талантливых ребят школ Москвы и Московской области, которые состязаются в знаниях, смекалке, творчестве. Выполнение конкурсных заданий требует от участников немалых сил, упорства и фантазии. И пусть далеко не все могут справиться со сложными заданиями полностью, зато каждый ощущает себя полноправным участником всеобщего праздника. На Олимпиаде можно показать себя не только знатоком русского языка и математики, но и художником, скульптором, артистом кукольного театра, мастером оригами или плетения из бисера в многочисленных студиях и мастер-классах, организованных преподавателями школы «Приоритет». Многие ведущие мастер-классов представляли свои авторские разработки. (Это «Умные игрушки» Барчан Т.А., «Бумка» Поликарпова Н.В., «Психологический  театр» Морозовой М.А. и др.).

Последний важный этап Олимпиады – вручение наград участникам. Обычно он проводится в апреле месяце как отдельное мероприятие, включающее также культурно-развлекательную программу для детей. Так на одном из таких праздников в Доме творчества имени Косарева детям пел известный детский композитор-песенник Григорий Гладков. А вручение наград 9-й Олимпиады проходило в Московском театре клоунады Терезы Дуровой, когда вся программа театра была построена в честь наших победителей.  

Всего в Финальных турах прошлых олимпиад принимало участие несколько тысяч учеников более чем из 200 государственных и негосударственных школ Москвы и Подмосковья. Многие школы участвуют в Финале Олимпиады в течение ряда лет. Более 25-ти школ принимали участие в 5-ти и более олимпиадах; более десяти учащихся становились призерами Олимпиады 3 раза и более, а Обухов Женя из Гольяновской гимназии становился призером четыре года подряд, причем дважды ­ в обеих номинациях – как  по математике, так и по русскому языку. В последние годы в Финале участвовали также сборные команды школ Ульяновска и Кирова. В честь победителей Олимпиады были заложены 8 именных камней на Арбате.

Олимпиада, как в содержательной, так и в организационной части высоко оценивается ее участниками, а также взрослыми. За ее проведение школа награждена Благодарственными письмами Московского Департамента Образования в 2000 и 2002 годах, а также Почетной грамотой Министерства образования РФ в 2001 году.

Городская Олимпиада для младших школьников прочно заняла свое место в московском образовательном пространстве. Многие школы используют ее материалы в учебном процессе.

2.Основные принципы разработки заданий олимпиады.

Задания олимпиады подбираются таким образом, чтобы для их выполнения хватало  базовых школьных знаний соответствующего уровня. В то же время большинство заданий для своего решения требуют определенной гибкости ума и сообразительности. В каждом варианте дается одна легкая задача, с которой могут справиться большинство участников. Также дается одна задача, с которой заведомо могут справиться единицы. В целом задания подбираются максимально разнообразно, так, чтобы охватить различные разделы математики (русского языка). Общий объем варианта подбирается так, чтобы только наиболее подготовленные дети могли решить все задания. Время для выполнения детьми заданий не ограничивается, что позволяет быть успешными также детям, которые медленно работают.  В ходе проверки выполненных заданий проводится статистический анализ, позволяющий произвести нормировку их сложности. Это дает возможность объективизировать систему оценивания. С другой стороны, статистический анализ решаемости детьми тех или иных заданий позволяет судить об эффективности школьного образования для формирования различных компонент мышления учащихся. 

Исходя из целей Олимпиады, ее задания состоят из двух частей: собственно предметной (математической или языковой) и творческой. Если в Олимпиаду по русскому языку творческие задания вводятся естественно, то в математике они могут показаться несколько чужеродными. Но это только на первый взгляд! В финале мы даем по одной открытой творческой задаче. Под открытой понимается задача, которая не имеет, строго говоря, окончательного решения. Основная цель, которую мы достигаем введением таких задач – развитие способности переноса понятий математики в другие области и наоборот, то есть анализ математических понятий с точки зрения здравого смысла. Нам представляется жизненно необходимым, чтобы у детей формировалось целостное представление о мире, чтобы они воспринимали учебные предметы, и особенно математику, не изолированно друг от друга, но во взаимосвязи их между собой и с жизнью человека.

Математическая олимпиада

Задания по математике, в основном, подбираются по следующим направлениям:

1. числовые ряды, закономерности, ребусы;

2. «текстовые» задачи (классические арифметические задачи);

3. логика (в том числе алгоритмизация);

4. геометрия (задачи на наглядно-образное мышление: «разрезалки», «складывалки», развертки и т.д.);

5. комбинаторика (задачи на перебор вариантов);

6. творческое задание.

Как уже отмечалось, одним из главных наших стремлений является создание атмосферы праздника во время, вообще говоря, весьма сложной работы. Поэтому мы большое значение придаем оформлению листа с заданиями, возлагая на него несколько функций. Лист должен быть красивым, с ним должно быть приятно работать; его оформление должно привлекать внимание к задаче, заинтересовывать ученика в ее решении, уменьшать объем рутины, акцентируя творческую, созидательную работу. Приведем в качестве примера несколько заданий.

Первая задача, предложенная ученикам первого класса в математической олимпиаде 2002 года, выглядела так: 

Техническая часть работы в этом задании заключается всего лишь в написании 8-ми букв с черточками, основное его назначение – обучающее. Особенностью этого задания является интеграция математики с историей и с русским языком. При его решении ученик знакомится со старославянским языком, получает историческую справку, в том числе и графическую, и узнает о том, что арабская цифирь не является единственным способом записи числа, тренирует психическую функцию «переноса понятий», крайне важную для всего процесса обучения. Косвенно воспитывается патриотизм (Россия в начале прошлого тысячелетия была гораздо грамотнее Европы). Кроме того, эта относительно простая задача обеспечивает состояние успешности у каждого участника финала – если ­«чисто» это задание выполнили далеко не все – около пятой части участников, то, по крайней мере, на «три четверти» (по количеству полученных за задачу баллов) его выполнили больше половины участников, а на «одну треть» – все.

Вторая задача для первоклассников: 

Примечательно, что несколько человек решили ее экспериментально – сложили лист и проткнули дырки.

Оформление некоторых заданий несло в себе ключ к решению. Так, например, ученики второго класса (2002 год) решали сложную задачу, сводящуюся, вообще говоря, к решению системы двух уравнений с двумя неизвестными (материал, вызывающий затруднения и у учащихся старших классов): 

Три ребенка решили ее (все они, естественно, вошли в число призеров), основываясь на подсказанном рисунком действии – «высыпать» содержимое чаш первых весов в соответствующие чаши нижних весов. В математике этот прием называется сложением уравнений. И вообще, образность материала облегчает его усвоение, а в «стандартной» школьной математике, к сожалению, это обстоятельство используется слабо. С этой задачей связан забавный случай. Одна девочка, не решившая ее, пришла со своей мамой посмотреть свою работу и узнать правильное решение этой задачи и, вообще, всех заданий. Когда им объяснили идею решения, мама, далеко не глупая женщина, попросила объяснить подробнее. Тогда девочка воскликнула: «Мама, я все поняла, потом тебе объясню! Давайте дальше». 

Практически нововведением явилось введение задач из области информатики (до этого только один раз предлагалась алгоритмическая задача). Так третий класс решал задачу:

Радует, что эту задачу чисто решили более 20% участников Финала.  

В то же время настораживает и вызывает огорчение то, что на Восьмой олимпиаде, да и вообще в последнее время, логические задачи вызывают большое затруднение. А ведь на первых олимпиадах они считались «обеспечивающими чувство успешности», так как они были наиболее решаемыми. По-видимому, этому важнейшему разделу не только математики, но и всего образования, в школе перестали придавать должное значение. В качестве примера можно привести одно из заданий второго класса:

Так вот, это задание чисто выполнили только два участника, и одна из них – победитель.

 

Пример творческого задания по математике

Ученикам второго класса (программа I–III) в финале Олимпиады предлагалось объяснить, как может случиться, что 2+2=5? Так ученики школы «Муми-Тролль» вышли на математически абсолютно корректное решение – если сложить вместе 2 квадрата и 2 квадрата, то получится 5 квадратов (вместе они образуют еще один «большой» квадрат 2X2).

В школе «Приоритет» нашли еще один вариант решения (рисунок справа), где пятый квадрат появляется внутри «четверки»:

Задача для 3 класса (I-IV), для решения которой понадобится знание пословиц:

Для выполнения следующего задания потребуется общая осведомленность ребенка:

Приведем веселое задание для любознательных детей (учеников 3 класса):

Для тех, кто хорошо разбирается в составе слова, предлагается лингвистическая задача:

Только начитанные дети могут справиться со следующим заданием:

 

Творческие задания по русскому языку, в основном, сводятся к написанию текстов в различных жанрах (сказка, рассказ, считалка, пьеса, реклама, детектив, инструкция  и т.д.) на одну из заданных тем. Выполнение таких заданий требует от ребят не только владения русским языком, но также и ярко выраженной креативности.

Как правило, после заключительного этапа Олимпиады к членам ее оргкомитета обращаются родители пятиклассников с просьбой в будущем году провести такую же и для учеников 6-го класса. Свое пожелание они объясняют тем, что существующие школьные олимпиады для учеников 6-11 классов имеют совершенно иной характер, и собственно творческость детей в них остается невостребованной.