Интегрированный урок музыки и литературы "Душа природы"

Разделы: Музыка, Начальная школа


ТЕМА: Душа природы (по произведениям Г. Сапгира "Душа природы", Г. Цыферова "Цветы", И.С. Соколова-Микитова "Цветы лесаЭ).

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Видеофильм о цветах.

2. Картинки или слайды с изображением цветов:

  • ромашка
  • колокольчик
  • анютины глазки
  • подснежник
  • одуванчик
  • шиповник.

3. Вырезанные черно-белые цветы (на парте у каждого ученика).

4. Лист ватмана зеленого цвета.

ХОД УРОКА.

Учитель чтения: Сегодня у нас необычный урок. Урок – открытие. Вокруг нас столько всего интересного и необычного. Нужно только вслушаться, всмотреться и почувствовать.

Музыка: Оркестр Поля Мориа “Снова дома” (Дж.Рид и Дж.Склеров).

Учитель музыки (на фоне музыки): Самое красивое на свете – цветы. Так издавна говорят. Поэты древности даже солнце называли цветком. А про зарю пели:"Алые маки мягко устлали небо".

В жизни все связано с цветами. Издревле поэтов, героев, смелых и просто красивых людей венчали цветами.

Цветами. Цветы... Задумайся, малыш.

Сейчас люди живут совсем по-другому, чем жили их предки. Они придумали самолеты, пароходы, автомобили. И все-таки... по- прежнему в день рождения дараят цветы. Цветы действительно самое нежное, самое прекрасное. Каждый цветок неповторим. О цветах можно говорить бесконечно. Нет конца прекрасному. (Видефильм о цветах на фоне песни Ю.Антонова "Живет на свете красота"). Я думаю, во всем есть своя душа. И в деревьях, и в облаках, и в ветре. Когда я гуляю по лугу или в лесу, я вижу, как распускаются цветы. Мне кажется, это у них душа такая.

Учитель чтения: Да, каждый цветок неповторим. Всмотритесь и вслушайтесь. Давайте попробуем открыть душу каждого цветка.

У вас на партах лежат тексты. Это маленькие рассказы о цветах. Кто их автор? Прочитайте о своем цветке (дети читают вполголоса). Открыли ли вы что-то новое, интересное, необычное? Что почувствовали, читая тексты? У каждого цветка, как у человека свой характер, своя душа.

Как вы думаете, у какого цветка душа веселая, как солнышко? Отгадайте.

Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.
(Ромашка).

(Учитель показывает картинку или слайд с изображением ромашки).

Что вы узнали о ромашке, чем хотите поделиться?

Ромашка – это маленькое, радостное, теплое солнышко. Оно вобрало в себя теплоту человеческих рук и расцвело на кружевах и вышивках. (Учитель показывает изделия русских народных промыслов).

(Звучит перезвон колоколов).

Учитель музыки: У какого цветка так может петь душа? (Колокольчик).

(Слайд или картинка с изображением колокольчика).

Как вы догадались, что это колокольчик? (Он сам похож на колокол).

Кто хочет рассказать о колокольчике? (Рассказ Г.Цыферова).

Какая же душа у колокольчика? (Легкая, звонкая, голосистая, певучая).

Учитель чтения:

Я в зеленом саду
Целый день проведу.
Захвачу акварельные краски,
Нарисую ... (анютины глазки).

(Учитель показывает картинку или слайд с изображением цветка).

Что же это за цветок с таким необычным названием? Прочитайте о нем. (Рассказ Г.Цыферова).

Какая же у них душа? (веселая, жизнерадостная).

Учитель музыки: Рождается на свет цветок. Появляется еще одна частичка красоты. Это маленькое чудо. (На фоне музыки П.И.Чайковского “Подснежник”).

У занесенных снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы синенький цветочек
Полузамерзший, чуть живой.
Наверно, жарко припекало
Солнышко с утра...
Цветку под снегом душно стало
И он подумал, что пора.
И вылез..., но кругом все тихо
Соседей нет, он первый здесь.
Его понюхала зайчиха,
Понюхала, хотела съесть...
Потом, наверно, пожалела
Уж больно тонок ты, дружок.
И вдруг, пошел пушистый
Белый, холодный мартовский снежок.
Он падал, заносил дорожки.
Опять зима, а не весна!
И от цветка на длинной ножке
Лишь только палочка видна.
И он, от холода синея,
Головку слабую клоня,
Умру, но не жалею,
Ведь началась весна с меня.
(З. Александров)

(Учитель показывает картинку или слайд с изображением цветка).

Как трогательно и проникновенно звучит музыка, которую П.И.Чайковский посвятил первому цветку весны. Что вы почувствовали? (Свободные высказывания детей). Какая же душа у подснежника? (Нежная, ласковая, добрая, весенняя).

Учитель чтения:

В летний солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке
Все дремал он у дорожки,
А проснулся –
Улыбнулся:
– Вот пушистый я какой!
Ах, боюсь,
Что разлечусь.
Тише, ветер луговой.
(Одуванчик).

(Учитель показывает картинку или слайд с изображением цветка).

"Самые загадочные цветы – одуванчики. То они есть, а то их нет. Идешь по лугу, видишь там целые острова одуванчиков, и вдруг острова куда-то скроются. Я думал, почему это, а потом узнал – одуванчики дождя боятся. Стоит тучке в небе появиться, у них бутон уже закрыт.

Конечно, загадка простая, но все-таки она есть".

Такую тайну одуванчиков раскрыл Г.Цыферов. А что узнали об одванчиках вы? Расскажите. (Рассказ И.С.Соколова-Микитова "Одуванчики").

Что же можно сказать о душе одуванчика? (Загадочная, воздушная, легкая).

Учитель музыки: Как вы думаете, у какого цветка душа дикая, непокорная? А ведь этот цветок родственник благородной розы. (Шиповник).

(Учитель показывает картинку или слайд и изображением цветка).

Сейчас вы услышите два музыкальных фрагмента. Подумайте, какой из них подходит к характеру шиповника. Почему? (Звучит 1.Менуэт Моцарта (фрагмент), 2. Ф.Шопен Полонез ля бемоль мажор).

Учитель чтения: Где мы можем полюбоваться почти всеми этими цветами?

Погуляем немного по лесу, отдохнем.

Физминутка:

Теплый ветер гладит лица.
Лес шумит густой листвой.
Дуб нам хочет поклониться.
Клен качает головой.
Пчелы весело кружатся
И садятся на цветы.
Видишь, бабочки резвятся,
Улыбнулся я и ты.

Действительно, когда видишь вокруг себя красоту, хочется улыбнуться.

У каждого цветка своя душа и свой характер, так же как и у человека. И у вас у каждого свой характер. Кто-то такой же ласковый и веселый как одуванчик-солнышко, а кто-то колючий как шиповник или нежный как подснежник.

А что, если бы я вдруг взмахнула волшебной палочкой... Закройте глаза. И вот мы на цветочной поляне. Какие цветы вы видите вокруг? Кто из детей превратился в подснежник, одуванчик или какой-то другой цветок? Почему? (Свободные высказывания детей).

Учитель музыки: А вы знаете, когда цветочная поляна становится необыкновенно красивой. Когда она переливается всеми цветами радуги.

А становится она такой, потому что на каждом цветке блестит маленький бриллиантик - капелька росы. Это бывает рано-рано утром.

Да мы ведь и песню об этом знаем. (Дети исполняют песню “Капелька росы” муз. В.Иванникова слова М.Грюнер).

Учитель чтения:

Цветы беседуют не спеша.
И верю я тверже, чем верят дети,
Что у цветов есть своя душа –
Самая добрая на планете.
Самая добрая потому,
Что красотою своей и душою,
С солнышком вместе рождаясь весною,
Радость даруют миру всему.
Никто уж потом не предаст мечту
И веру в светлое не забудет,
Ведь тот, кто вобрал в себя красоту,
Плохим человеком уже не будет.

Вы любите, когда вам дарят цветы? Но, чтобы собрать букет, цветы срывают. Как бы обрывают их жизнь. Зачем дарят цветы? Хотите друг другу сделать приятное? Мы не будем срывать цветы. Мы подарим друг другу цветущее поле.

У вас на парте лежат цветы. Красивые ли они? (нет, они не цветные). Что нужно сделать, чтобы подарить цветку красоту? (раскрасить). Возьмите цветы и подарите им красоту. (звучит "Вальс цветов" П.И.Чайковского из балета “Щелкунчик”, дети раскрашивают цветы).

Покажите, что у вас получилось. Наши цветы бумажные, они неживые. Как оживить их?

Чтобы свершилось чудо и цветы ожили, нужно поделиться частичкой своей души. Вспомните все хорошее и доброе, что есть в вас. Как мама делится с вами своей любовью и теплом? (Целует, гладит по головке и т.д.).

Возьмите в руки свои цветы - вдохните в них жизнь.

А теперь пусть эти цветы расцветут на нашей поляне. Бережно принесите свой цветок. (Звучит песня Ю.Антонова "Не рвите цветы, не рвите", дети несут свои цветы, учитель приклеивает их на заранее подготовленный лист ватмана).

Полюбуйтесь. Вам нравится? Я чувствую, что в нашем классе поселилась доброта. Давайте сохраним ее.