Урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк"

Разделы: Литература


Изучаем рассказ И.С.Тургенева "Бирюк". На предыдущем уроке мы познакомились с биографией писателя, узнали о значении в его жизни Спасского-Лутовинова, где писатель провел детство и еще юношей поклялся бороться против помещичьего произвола и надругательства над человеком. В 1852 году по приказу Николая 1 Тургенев был арестован в Петербурге и сослан в имение Спасское-Лутовиново, перешедшее в его владение после смерти матери. Как известно, поводом для ареста и ссылки послужила статья на смерть Н.В. Гоголя, но в действительности, всероссийский самодержец разгневался на Тургенева из-за антикрепостнического духа "Записок охотника".

Ребята прочитали рассказ "Бирюк", получили задание на дом: пересказать близко к тексту портрет главного героя (1 вариант), интерьер избы лесника (2 вариант); определить, какая сцена в рассказе может считаться самой важной, и подготовиться читать ее по ролям.

Начинаем с беседы по содержанию:

- Почему рассказ называется "Бирюк"?

- Как в действительности звали героя? (Фомой называет себя сам герой, "Фома Кузьмич"- так обращался к леснику мужик, пойманный ночью в лесу, Бирюком прозвали героя крестьяне, И.С.Тургенев делает примечание о том, что в Орловской губернии бирюком называют одинокого, угрюмого человека.)

- Как Фома стал Бирюком? Почему он суровый и нелюдимый? (Фома отлично "справляет свою должность", "мастер своего дела", "силен и ловок, как бес", в любую пору не даст утащить и "вязанки хворосту", неподкупен и никому не дает спуску. Окрестные мужики боятся его, как огня. Сам Фома говорит: "Даром господский хлеб есть не приходится". Герой живет в лесу с двумя малыми детьми, его жена с "прохожим мещанином сбежала".)

Прошу ребят нарисовать словесный портрет героя и сделать вывод об отношении автора к герою. ("Молодец", "плечист и сложен на славу", "могучие мышцы", "суровое и мужественное лицо", глаза "смело глядели" - вcё убеждает нас в том, что и рассказчик, и автор уважительно, с симпатией относятся к герою.)

Далее ребята описывают избу лесника, которая "состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок".

Спрашиваю, разделяют ли ребята чувства рассказчика, который с горечью отмечает: "Я посмотрел кругом, - сердце во мне заныло"?

Здесь же можно обратиться к иллюстрациям в учебнике (автор В.Я. Коровина) и выяснить, такими ли ребята представляют себе героев.

-А чем угощал своего гостя Бирюк? (На этот вопрос ребята не всегда отвечают "с ходу".) Вспоминаем вместе, что кроме хлеба у Фомы ничего нет. "Самовар бы я вам поставил, да чаю у меня нет".

- Какая сцена в рассказе является самой острой, кульминационной? (На доске - определение кульминации).

Читаем по ролям диалог Бирюка с пойманным в лесу мужиком. Обращаем внимание на слова автора, сопровождающие реплики мужика: "заговорил …голосом глухим и разбитым", "твердил", "повторял с унылым отчаянием".

- Чем объяснить перемену в поведении мужика: поначалу "бедняк потупился", а некоторое время спустя "внезапно выпрямился", "глаза загорелись, и на лице выступила краска"? Почему меняется не только тон, но и лексика: "душегубец окаянный", "азиат, кровопийца", "зверь"? Конфликт достигает своей остроты. Озлобленность мужика вызвана отчаянием положения, в котором он оказался.

- Ожидали ли вы такой развязки?

- Почему ни жалкие и униженные просьбы мужика, ни заступничество барина не тронули Бирюка? (Здесь ученики должны еще раз вспомнить о том, каким замечательным работником зарекомендовал себя Фома).

- Почему лишь гневный взрыв отчаяния мужика достиг цели?

Бирюк не может не пожалеть мужика, понимая, что эта озлобленность и отчаяние – от нищеты и безысходности. "Пришиби - один конец; что с голоду, что так – все едино". К крайнему изумлению рассказчика, Бирюк отпускает вора.

- Какие лучшие человеческие качества русского крестьянина отразились в рассказе?

Исправно несущий свою службу ("Я тоже человек подневольный; с меня взыщут"), угрюмый и нелюдимый, Фома, оказывается, может и пожалеть, и посочувствовать, и простить отчаявшегося мужика.

- Как проявляются взгляды автора в рассказе?

Известно, что в решении царя Александра II освободить крестьян, "Записки охотника" сыграли большую роль. Сам И.С. Тургенев желал, чтобы после смерти на его памятнике были написаны слова о том, что его книга ("Записки охотника") послужила делу освобождения крестьян.

- Почему же такое влияние имела на умы, настроения в обществе эта книга? И какую роль, по-вашему, сыграл рассказ "Бирюк" в деле отмены крепостного права?

Рассказ не содержит прямого протеста против крепостного права, однако он интересен тем, что писатель сумел разглядеть и показать нам духовную силу русского мужика. Недаром известный критик В.Г. Белинский сказал, познакомившись с "Записками охотника", что И.С. Тургенев "зашел к русскому мужику с такой стороны, с какой еще никто не заходил".

Действие в рассказе развивается на фоне природы. И.С. Тургенев показал себя мастером пейзажа.

У учеников на столах листки с отпечатанными отрывками из рассказа.

Перед грозой.

Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели.

Гроза.

Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями.

Прошу учеников обратить внимание на выделенные слова и подумать, чем отличаются эти картины природы.

(В первом отрывке выделены прилагательные-эпитеты, определяющие цвет, размер, а во втором отрывке выделены глаголы, передающие движение, динамику картины. Попутно вспоминаем, что такое метафора, эпитет, олицетворение. С их помощью писатель рисует картину природы.)

- Какое значение имеет гроза для развития действия?

Из грозы в свете молнии вырастает "словно из земли" лесник. От такого начала мы ожидаем чего-то необычного, даже фантастического. Трудно понять, как Бирюк мог ориентироваться в лесу ночью, да еще и слышать, как рубят дерево в шуме дождя и ветра.

С описанием грозы мы встречаемся в самом начале, а теперь найдем место в рассказе, где рисуется лес после дождя: "В отдалении еще толпились громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии, но…уже виднелось кое-где темно-синее небо, звездочки мерцали…очерки деревьев,…обрызганных дождем и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака".

- Какова связь описаний природы с основным содержанием рассказа?

Отмечаем, что тревожное состояние в природе (гроза, дождь, буря) связано с "тревожным" содержанием рассказа. Пейзаж у И.С. Тургенева "живет" одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.

В конце 1846 года, задумав расстаться с литературной деятельностью, И.С.Тургенев отдает как бы "на прощание" небольшой очерк о дружбе двух крестьян в журнал "Современник". Очерк, озаглавленный "Хорь и Калиныч", напечатали в разделе "Смесь". В редакции затруднились определить жанр произведения и снабдили подзаголовком "Из записок охотника". Когда номер "Современника" дошел до читателя, все заговорили о талантливом, проникнутом глубокой симпатией к мужику рассказе неизвестного автора, скрывшегося под инициалами Т.Л.(Тургенев-Лутовинов). Успех возвратил Тургенева к литературе, побудил работать над очерками дальше, и теперь мы можем прочитать книгу "Записки охотника", состоящую из 25 очерков.

Завершаем работу над произведением рекомендацией прочитать рассказы из "Записок охотника": "Хорь и Калиныч", "Касьян с Красивой Мечи", "Певцы".