Опыт работы по организации, подготовке и проведению методического семинара "Психолого-педагогические условия развития индивидуального стиля участников образовательного процесса"

Разделы: Общепедагогические технологии


Организация и подготовка семинара

Информационный бум, появление новых педагогических технологий в условиях перегрузки и нарастающего дефицита времени преподавателей и мастеров производственного обучения ставит их в сложное положение. Сегодня нужно не просто информировать педагога о новейших образовательных технологиях. Необходимо создать систему научно-методической помощи для развития индивидуального стиля деятельности. Систему, которая смогла бы помочь ИПР эффективно решать проблемы, возникающие в повседневной педагогической деятельности, своевременно вскрывать противоречия, формировать новые потребности и мотивы в получении актуальных знаний, повышать уровень профессиональной компетентности.

Одной из форм методической работы профессионального училища № 42, направленной на развитие профессиональной компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения, активизацию педагогических исследований являются обучающие методические семинары.

По продолжительности, семинары длятся один или два дня и проводятся в то время, когда занятия в училище идут только у учащихся первого или второго курса, а учащиеся остальных курсов находятся на производственной практике. В этот период все педагоги имеют возможность принять участие в работе семинара.

При организации семинаров по проблемам обучения важным условием является четкое распределение обязанностей между руководителями учебного заведения. Вопросы планирования и материально-технического обеспечения семинара относятся к компетенции директора и соответствующих служб. Организация подготовительных работ и проведение семинара осуществляется методической службой, под непосредственным руководством заместителя директора по научно-методической работе.

Первоначальным этапом подготовки семинара, по нашему мнению, должно стать изучение запросов преподавателей и мастеров производственного обучения в новых знаниях и умениях. Такое изучение мы организовали через анкетирование, индивидуальные беседы, заявки по существующим проблемам в самообразовании. На основе анализа и обсуждения материалов исследования была сформулирована тема семинара. По нашему мнению, работа семинара должна быть направлена на решение проблем, с которыми сталкивается преподаватель или мастер производственного обучения. Главная задача состоит в том, чтобы помочь педагогам осознать круг проблем в рамках тематики семинара и оценить возможности рассматриваемых технологий по их разрешению. Задача организаторов на данном этапе сводится к тому, чтобы определить, кто из членов коллектива работает над этими проблемами и на каком уровне. Создается команда из инициативных, творческих педагогов, у которых имеются наработки по данной теме или она представляет для них интерес.

После того как сформирована команда, сформулирована тематика, определены цель и задачи семинара, обсуждается оптимальная форма его проведения. Форма проведения занимает важное место в планировании семинара, так как от правильного выбора формы во многом зависит его результативность. Необходимо найти такую форму работы, которая обеспечит комфортность всем участникам семинара, предоставит возможность свободного обмена мнениями и опытом работы. Выбранная нами основная форма работы “мастер-класс” предоставляет каждому участнику возможность побывать в роли ученика, учителя и эксперта.

Необходимо также создавать условия, при которых у слушателей появляется желание отрефлексировать свою педагогическую деятельность и стремление что-то изменить в ней. Это в конечном итоге и обеспечивает развитие индивидуального стиля. Мы исходим из того, что каждый человек – это индивидуальность, уважая которую, можно многого достичь как в воспитании учащихся, так и в развитии собственного стиля педагогической деятельности.

Наряду с главной целью – повышения образовательного уровня участников, семинар позволил решить ряд не менее важных задач:

  • Обмен опытом организации системы методической работы, направленной на развитие профессиональной компетентности ИПР, с образовательными учреждениями (школы, ПУ, ПЛ) Иркутской области.
  • Создание условий для выбора слушателями подходящих для них способов педагогической деятельности через изучение инновационных технологий.
  • Презентация педагогами-исследователями индивидуальных программ экспериментов. Цель презентаций – поиск и привлечение коллег к совместной деятельности над данной проблемой.
  • Подведение предварительных итогов по первому этапу эксперимента “Исследовательская деятельность как фактор повышения уровня профессиональной компетентности ИПР”.
  • Экспертная оценка формы и результатов работы “мастер-классов”.

В некотором смысле неожиданным результатом этапа подготовки семинара явилось изменение системы взаимоотношений внутри авторского коллектива. Целенаправленная совместная деятельность позволила педагогам раскрыться с совершенно новой, до этого времени ни кому не знакомой стороны. Произошло сплочение авторского коллектива, повысилась ответственность друг перед другом, взаимовыручка.

Проведение семинара

Семинар “Психолого-педагогические условия развития индивидуального стиля деятельности участников образовательного процесса” проходил в профессиональном училище № 42 два дня. Программа семинара (Приложение 1) предоставляла возможность общаться, обмениваться мнениями, знакомиться с опытом работы ИПР училища.

При регистрации, каждому участнику был выдан бейдж с указанием его фамилии, имени, отчества, должности, учебного заведения и папка, в которой находилась программа семинара, блокнот для записей, ручка, а также тезисы предстоящих выступлений.

Семинар начался с просмотра видеофильма, посвященного 30-й годовщине города Усть-Илимска и 25-ти летнему юбилею профессионального училища № 42, что позволило создать необходимый эмоционально-психологический фон для дальнейшей работы.

Открыл семинар проректор ИПКРО г. Иркутска, заслуженный учитель РФ В.Н. Зимин, который в своем выступлении отметил актуальность рассматриваемых проблем, значимость тематики, необходимость внедрения эффективных педагогических технологий в учебный процесс.

Эстафета выступлений была передана директору, которая познакомила слушателей с историей и перспективами развития профессионального училища № 42.

Семинар проходил в два этапа: первый день работы был посвящен обсуждению психолого-педагогических условий развития индивидуального стиля учащихся, а второй – проблемам развития индивидуального стиля деятельности педагогов.

Аудитория, в которой проходила теоретическая часть семинара, была оснащена кафедрой, видеодвойкой и компьютерным проектором. Художник-оформитель училища делала зарисовки выступающих и слушателей. Проводилась фото- и видео- съемка.

После доклада заместителя директора (Приложение 2), по научно-методической работе посвященного теории вопроса, рассмотрение проблемы развития индивидуального стиля продолжалось в малых группах. Группы формировались по следующему принципу: каждый участник при входе в аудиторию получал жетон определенного цвета (красный, синий, желтый, зеленый) и занимал место за столом, соответствующим цвету жетона.

Команде поручалась одна из следующих ролей: Родители, Администрация, Учащиеся, Молодые педагоги. Было выдано практическое задание: разработать критерии и показатели индивидуального стиля деятельности. При этом необходимо было придерживаться ролевой установки. Дальнейшее обсуждение результатов работы команд позволило участникам рассмотреть вышеозначенную проблему с различных точек зрения.

Изучение теоретических аспектов развития индивидуального стиля завершалось презентациями “мастер-классов”. Время на одну презентацию – до 5 минут. Целью презентаций было ориентирование участников в поле проблем применения конкретной образовательной технологии и разделение участников семинара на две группы по интересам. Необходимость такого деления была обусловлена одновременным проведением “мастер-классов” (по 2 в день).

В программе семинара были представлены следующие “мастер-классы”:

“Метод проектов”, “Учебное сотрудничество”, “Игровые технологии”, “Технология блочно – модульного обучения”.

Содержание “мастер-класса” включало в себя три основных раздела:

1. Изучение, анализ и обсуждение эффективности рассматриваемой технологии с точки зрения развития индивидуального стиля деятельности учащихся.
2. Проведение урока с использованием данной технологии.
3. Самоанализ урока учителем и анализ его эффективности участниками семинара.

Работа каждого дня семинара завершалась “Панелью”. “Панель” – рефлексия в форме публичного выражения участниками своих чувств, впечатлений и мыслей, возникших в ходе работы семинара. Начинали “Панель” организаторы. Они выходили перед аудиторией, вынося с собой стул, садились и делились своими впечатлениями. К ним подключались остальные участники.

Как показал опыт, важным психологическим моментом явилась необходимость выхода и выступления перед малознакомой аудиторией. Тот, кто преодолел указанный барьер, получил дополнительную уверенность в своих силах, сделал еще один шаг на пути личного самосовершенствования и развития индивидуального стиля.

Так как семинар проходил в рамках опытно-экспериментальной работы по теме “Исследовательская деятельность как фактор повышения уровня профессиональной компетентности ИПР”, то педагоги–исследователи провели презентацию экспериментальных программ с целью публичного обсуждения и обмена опытом.

Закрывая семинар, В.Н. Зимин поблагодарил участников и организаторов семинара за хорошую работу, пожелал им здоровья и творческих успехов.

Опросы слушателей и их выступления на заключительной части семинара показали, что проведение обучающего семинара в виде “мастер-классов”, когда теоретические сведения подкрепляются практической работой в группах и наблюдениями открытых уроков по заданной технологии является весьма интересной и продуктивной формой его работы.

Приложение 1

Программа семинара "Психолого-педагогические условия развития индивидуального стиля участников образовательного процесса”

Методический семинар
(для методистов, преподавателей, мастеров п/о)
г. Усть-Илимск, 22-23 декабря 2003 г.

21 декабря, воскресенье.

с 18.00 – Заезд участников семинара. Размещение

22 декабря, понедельник (день первый)

10.00 – 10.25 Открытие работы семинара (к.513) –  Зимин В.Н., проректор ПО ИПКРО
10.25 – 10.35 Профессиональное училище №42. История. Перспективы развития –
Лучко Т.Т., директор
10.35 – 11.00 Психолого-педагогические условия развития индивидуального стиля учащихся –
Арганы Н.Ф., зам директора по НМР
11.00 – 11.15 Презентация “мастер-классов”:
  • "Учебное сотрудничество" – Черняева Л.А., мастер п/о,
    Макарова Е.А., мастер п/о
  • "Метод проектов" – Трускова Н.В., мастер п/о
11.15 – 14.20 “Мастер-классы”:
  • "Учебное сотрудничество" – Черняева Л.А. (к. 507)
  • "Метод проектов" – Трускова Н.В. (к. 516)
12.00 – 12.10 Перерыв
12.10 – 12.20 Обмен мнениями
12.20 – 13.00 Открытые уроки:
  • “Построение лекал воротников пиджачного типа по фотографиям из журналов мод” –
    Черняева Л.А.
  • “Имидж делового человека” – Трускова Н.В.
13.00 – 14.00 Обед
14.00 – 14.20 Самоанализ уроков. Обмен мнениями
14.20 – 15.20 Методическое сопровождение уроков в ПУ №42:
  • производственные мастерские – Пеленова Н.Б.
  • кабинеты теоретического обучения – Арганы Н.Ф.
15.20 – 15.35 “Панель” (рефлексия участников семинара) (к. 514)
15.35 – 15.45 Подведение итогов первого дня работы – Зимин В.Н. (к. 513)
15.45 – 17.00 Знакомство с городом (автобусная экскурсия)
17.00 – 19.00 Ужин (вечер знакомств) – Бородина И.Л. (актовый зал)

 

23 декабря, вторник (день второй)

9.00 – 9.30 Завтрак
9.30 – 10.00 Развитие индивидуального стиля педагогической деятельности – Арганы Н.Ф. (к.513)
10.00 – 10.10 Презентация “мастер-классов”:
  • "Игровые технологии" – Белькова О.Л., мастер п/о
  • "Технология блочно-модульного обучения" – Шашкеева И.А., преподаватель
10.10 – 12.20

10.10 – 10.50

“Мастер-классы”:
  • "Игровые технологии" – Белькова О.Л. (к. 416)
  • "Технология блочно-модульного обучения" – Шашкеева И.А. (к. 402)
10.50 – 11.00 Перерыв
11.00 – 11.10 Обмен мнениями
11.10 – 11.50 Открытые уроки:
  • “Грамматика этикета” – Белькова О.Л.
  • “Феодальная война на Руси в XV веке” – Шашкеева И.А.
11.50 – 12.00 Кофе-брейк
12.00 – 12.20 Самоанализ уроков. Обмен мнениями
12.20 – 12.30 Перерыв
12.30 – 13.00 Презентация индивидуальных программ экспериментов Авторская группа (к. 513)
13.00 – 14.00 Обед
14.00 – 14.30 Выставка методических материалов (методический кабинет)
14.30 – 14.45 Панель” (рефлексия участников семинара) (к. 514)
14.45 – 15.45

"Круглый стол" – Добрынин В.И.

Подведение итогов работы и закрытие семинара – Зимин В.Н. (методический кабинет)

Приложение 2

Психолого-педагогические условия развития индивидуального стиля учащихся

Управлять или подавлять? Есть ли между этими понятиями нечто общее или они из разных систем морально-психологических координат? В процессе работы семинара мы попытаемся вместе с Вами ответить на ряд вопросов:

  • Как добиться успеха в своей профессии и при этом сохранить и улучшить свое здоровье?
  • Что мешает человеку получать удовольствие от жизни и работы?
  • Как стать нужным и полезным, интересным и любимым своими близкими, коллегами, учениками?
  • Что нужно делать, чтобы оставить добрый след в их жизни и памяти?

Для начала проведем небольшой экскурс в историю.

В 1801 г. вышла в свет знаменитая книга Песталоцци "Как Гертруда учит своих детей", где он сформулировал основные принципы обучения. Песталоцци считал, что главная цель обучения – не столько накопление знаний, сколько развитие умственных, душевных и физических сил ребенка. Процесс обучения должен быть нацелен не столько на запоминание и усвоение знаний, сколько на развитие способности к самостоятельному мышлению и позитивному переживанию. Преподаватель должен любить своего ученика, более того, личность учащегося должна быть для учителя священной.

Одна за другой стали возникать школы, в которых преподавание велось в соответствии с принципами Песталоцци. В 1802 г. открылась такая школа в Аарау, неподалеку от Бургдорфа (в Бургдорфе работал сам создатель новой системы).

После провала на экзаменах в Цюрихский политехникум летом 1895 г. в школу Аарау поступил шестнадцатилетний Эйнштейн и пробыл в ней всего лишь год. Но этот год не пропал даром. В автобиографии, написанной перед вручением ему Нобелевской премии и рекордно сжатой –  всего 14 строк, немногословный автор упоминает о школе Аарау, как важном этапе духовного становления [2].

Перед педагогической наукой и практикой встает проблема: каковы должны быть условия школьной жизни, чтобы каждый мог развить свои творческие задатки и превратить их в творческие достижения, не потеряв психического и физического здоровья?

Работа нашего семинара посвящена изучению условий развития индивидуального стиля участников образовательного процесса.

Одним из таких условий, мы считаем, является переход от субъект-объектных отношений в системе ученик-учитель – к отношениям субъект-субъектным. Сложность перехода к субъект-субъектным отношениям заключается в том, что невозможно внешними, по отношению к учащемуся, средствами и методами придать ему статус субъекта. В основе субъективности воспитанника – его внутренняя, сознательно принятая позиция, субъекта своего собственного развития, автора себя и своей собственной жизни.

Не менее важным условием мы считаем личностно-ориентированный характер процесса обучения. Личностно-ориентированный подход включает создание ситуации выбора, ситуации успеха.

Прежде, чем мы приступим к выявлению системы педагогических условий развития индивидуального стиля учащегося, введем понятия индивидуального стиля, его сущности, факторов, функций.

Категория “индивидуальный стиль” широко используется в различных сферах деятельности человека (философия, биология, психология, педагогика и т.д.). Поэтому можно определить это понятие как междисциплинарное, общенаучное. С одной стороны, это повышает значимость понятия “индивидуальный стиль”, а с другой – порождает вариативность подходов и интерпретаций:

  • Особенностью продуктов деятельности субъекта (И. Тэн)
  • Направленностью личности (Б.Я. Ливер)
  • Способностями (Л.Я. Дорфман)
  • Методом (П.Г. Понов, И. Тэн).

Основу любых стилей (как коллективных, так и индивидуальных субъектов) составляют дифференцирующие признаки, являющиеся следствием предпочтением людей (А.В. Либин, И. Тэн).

В области психологии 20-го столетия проблемы стилевого разнообразия и стилеобразования исследовались в русле трех основных направлений:

  • Личностных изменений;
  • Познавательной активности;
  • Поведения и деятельности.

Проблемам развития индивидуального стиля человека посвящены работы А. Адлера, Г. Олпорта, В.С. Мерлина, В.В. Белоуса, Б.А. Вяткина, А.В. Либина.

В настоящее время выделены четыре принципа единой концепции стиля человека:

  • иерархичности;
  • инвариантности;
  • кросситуативности;
  • стилевого единства

На основе выделенных принципов в контексте единой концепции стиля человека, разработана, исследована и экспериментально обоснована иерархическая структура целостного индивидуального стиля субъекта, обозначаемая у разных авторов как “стиль жизни” (К.А. Абульханова-Славская), “стиль жизнедеятельности” (Б.Б. Коссов), “стиль человека” (А.В. Либин).

Пятиуровневая структура индивидуального стиля представлена на схеме:

Стиль человека (жизни, жизнедеятельности)

  

Стиль поведения и деятельности

  

  

  

Когнитивный стиль

  

  

        

Стили регуляции

     

  

           

Система предпочтений

        

 

                       

  

                       

  

                          
                          

Система предпочтений – основа индивидуального стиля субъекта играет ведущую роль в становлении и развитии стиля учащегося.

Стили регуляции: особенности психологических установок и систем контроля. Индивидуальный стиль регуляции и саморегуляции, планирование и прогнозирование деятельности.

Когнитивный стиль: особенности оперирования информацией, мышление, память и др.

Стиль поведения и деятельности. Высший уровень индивидуального стиля представляет собой индивидуальный стиль учащегося (стиль человека, стиль жизни, стиль жизнедеятельности).

Основные функции индивидуального стиля выделены А.В. Либиным:

 

Компенсаторность – сохранение баланса личностных свойств субъекта при взаимодействии со средой.

Оптимальность – достижение субъектом максимально приемлемого результата при минимальных энергетических и временных затратах.

Адаптация – синхронная перестройка индивидуальности в соответствии с требованиями изменяющейся среды.

На основе сочетания функций индивидуального стиля (компенсаторность – К, оптимальность – О, адаптивность – А) и структурных параметров (устойчивость – изменчивость, интенсивность – умеренность, включенность – отстраненность, широта – узость) А.В. Либиным составлена следующая типология индивидуальных стилей:

К О А Стиль жизни Социальный характер
1

“идущий ко дну” Неудачник
2

+

“плывет по течению” Безропотный исполнитель
3

+

“покачивающийся на волне” Себялюбец
4

+

“любитель теплого течения” Деятель
5

+

+

“соревнуется с течением” Соперничающий
6

+

+

“вовлекающийся в водоворот” Работяга
7

+

+

“наперекор течению” Непризнанный гений
8

+

+

+

“плывущий вольным стилем” Самоактуализирующийся

“+” достаточное, “–” слабое проявление соответствующей функции стиля.

Условия, способствующие эффективному развитию индивидуального стиля субъекта, были сформулированы в психологии В.С. Мерлиным. Им выделено четыре группы условий: социальные, личностные, психолого-педагогические, валеологические.

Первым педагогическим условием развития индивидуального стиля является наличие зоны неопределенности деятельности (традиционная школа этого не дает), возникающей в результате того, что одна и та же конечная цель может быть достигнута при помощи различных движений, операций, промежуточных целей, что позволяет субъекту проявить индивидуальность в выборе методов, приемов деятельности, постановке промежуточных целей (один человек видит множество решений, а другой только одно).

Вторым условием эффективного стилеобразования является мотивация стремления субъекта выбрать такую индивидуальную систему действий, операций, промежуточных целей, благодаря которой достигается наибольшая для него успешность деятельности. Это условие непосредственно связано с проблемами учебной мотивации школьника.

Необходимо организовать процесс учения на примере сложных деятельностей (учебных проектов) с преимущественным использованием методов обучения с повышенной зоной неопределенности (модельных, проблемных, исследовательских) и исключения из системы критериев результативности учебной деятельности времени выполнения задания. В межличностном аспекте необходимо обеспечить механизм самоформирования референтных учебных групп, обеспечивающих для учащегося понимающее и поддерживающее психологическое производство в учебной группе [1].

Развитие индивидуального стиля педагога

Современная психология уделяет много внимания изучению отдельных подструктур личности, которые определяют индивидуальность человека. Именно особенности структуры личности и её индивидуальных свойств, преломлённых через социальные условия, определяют индивидуальные различия и, как более частый аспект, индивидуальный стиль деятельности.

К.К. Платонов выделяет четыре подструктуры личности, определяющих поведение человека:

Как и в любой иерархии, особенности низшего уровня влияют на поведение человека прежде, чем подструктуры высших уровней. В любой ситуации, особенно требующей быстрой реакции или решения, действия педагога импульсивно будут отражать особенности его темперамента и биологически обусловленные черты. И лишь по мере анализа или размышления он будет руководствоваться подструктурами высших уровней, вспомнит, как действовал в аналогичных ситуациях в прошлом, перепроверит свои действия, будет использовать накопленные знания и опыт, анализировать ситуацию. Исходить из направленности и т. д. Так обычно происходит у педагогов, не достигших высокого уровня профессионального развития.

Опытные и профессионально грамотные педагоги, знающие и использующие особенности индивидуального стиля деятельности, не находятся в столь полной зависимости от особенностей своего темперамента.

Например, они могу проанализировать возможный исход события задолго до его возникновения или спрогнозировать направления развития какой-либо ситуации. В результате их реакции становятся менее спонтанными, и они больше опираются в работе на высшие подструктуры.

Понимание своих особенностей дает педагогам возможность компенсировать нежелательные личностные особенности за счет использования других свойств личности. Например, учитель знает, что он – натура увлекающаяся и стремится все дела выполнять сам. Эти качества мешают ему формировать у детей самостоятельность и ответственность. Зная за собой такую особенность, он может компенсировать её за счет развития конструктивных и организаторских способностей, коллективистской и воспитательной направленности.

Обобщая работы других отечественных психологов, можно выделить следующие основные моменты, имеющие значение для описания индивидуальных различий человека:

  1. В общей структуре личности выделяется группа природных свойств, прижизненно сформированных.
  2. Отдельные свойства, входящие в структуру личности, образуют сложные динамические образования.
  3. Благодаря наличию этих интегральных структур деятельность и поведение могут регулироваться в соответствии с требованиями ситуации и предметов труда.

Каждый человек обладает глубоко индивидуальной личностной структурой, что проявляется и в поведении, и в деятельности. Следовательно, говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности важно понимать, что человек – это индивидуальность, учитывая и уважая которую, можно многого достичь как в воспитании детей, так и в совершенствовании индивидуального стиля учителя.

Практические советы педагогу для организации самостоятельной работы по выработке индивидуального стиля деятельности

  • При анализе профессионального развития следует фокусироваться на глубоком осмыслении двух процессов – передачи знаний и осмысления их детьми и понимании детей, которых обучает педагог.
  • В профессиональном развитии учитель всегда выступает в двух ролях – обучающего и ученика. В своем развитии не останавливается только тот учитель, который постоянно учится сам. Важно прочувствовать обе роли, только тогда развитие будет эффективным.
  • В основе развития лежит собственная активность учителей, их самостоятельность в приобретении нового опыта и знаний и включении их в свою практику.
  • Эффективнее развивается учитель, имеющий не одну, а несколько возможностей для развития (например, совершенствование в нескольких методических приёмах, различных дидактических и воспитательных технологиях и др.). С одной стороны, не найдя в какой-то момент источников информации или коллег-единомышленников для развития в одном направлении, педагог может переключиться на другое. С другой стороны, развитие в одной области поможет быстрейшему развитию в другой.
  • Огромную роль оказывает кооперирование с коллегами при приобретении нового опыта. Только при объединении с другими учителями возможно быстрое и эффективное приобретение новых знаний и внедрение их в практику. Рефлексия, неизбежно возникающая при обсуждении дел с коллегами, наиболее эффективна именно в группе, и она быстрее способствует изменению “педагогического мировоззрения”.
  • Немедленная “тренировка” или опробование на практике новых знаний и приёмов. Прежде, чем опробовать новое в классе, следует провести “тренировку” в группе коллег. Побывав на такой “тренировке” в роли ученика, педагог сможет лучше понять реакцию детей на изменения в методах или содержании обучения [3].

Литература

1. Глазков А.В. Педагогические условия развития индивидуального стиля школьника в образовательном процессе. – Иркутск, 2002 – 118с.

2. Митина Л.М. Управлять или подавлять. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998 – 205с.

3. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. – М.: Центр "Педагогический поиск", 2001 – 176с.