Воспитание младших школьников

Разделы: Классное руководство


В наше стремительное время, когда у взрослых нервы на пределе из-за множества бытовых проблем, лавиной низвергающихся на их головы, дети своим неуправляемым поведением как бы отражают нашу действительность. И не уговоры, ни бесконечные беседы, ни разгневанный тон взрослых не в состоянии подчас успокоить душу воспитанников, направить их мысли и стремления на путь познания и добра.
Мы, взрослые, бьемся иной раз “как об стену лбом” детское не восприятие наших слов и чувств. Мы говорим с ними будто на разных языках, и наши титанические усилия не дают желаемых результатов. Из этих битв мы выходим опустошенными, без сил, душевных и физических. Но больше всего угнетает каждого из нас бесплодность наших усилий.
Как остановить хоть на мгновение этот бурный поток школьных страстей? Рецептов на все случаи никогда не бывает. Наше учительство, не понятное до конца обществом и постоянно им обвиняемое, в одиночку решает эти глобальные проблемы и посему все их решить не может. “Необъятного – не объять!” Но все же учителя продолжают искать пути к детским сердцам и душам.
В нашем классе воспитательная система построена по теме “Формирование образа Природы как дома человечества”, которая рассчитана на 4 года, с первого по выпускной класс.

Цели и задачи воспитательной работы:

  • Акцентирование внимания на расширении представлений о природе, нормах жизни;
  • Акцентирование на ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине, театре и т.д.;
  • Развитие способности соотносить культурные социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной, духовной, общественной;
  • Работать над повышением уровня воспитанности;
  • Воспитывать патриотическое чувство;
  • Вести работу по сплочению коллектива;
  • Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности класса;
  • Обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе и вести просветительную работу с родителями

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса являются “индивидуальность” (проведение диагностик, анкет, опросов как родителей, так и детей, составление карты занятий по интересам): “самостоятельность” (выбор коллективно-творческих дел подготовка к проведению, выполнение обязанностей в классе); “доброта” (проведение различных акций, межличностное отношение в коллективе); “Творчество” (развитие творческих способностей каждого ребёнка, участие в школьных и районных мероприятиях); “Активность” (повышение активности каждого члена коллектива); “Коллектив” (выбор и работа актива класса, работа по сплочению коллектива), которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного коллектива. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности “пронизывали” все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его “духа”, а затем превратились в ценностные ориентации личности каждого ребёнка.
Главным системообразующих фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентировочный и творческий характер.
Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: День знаний, КТД “Осень”, “Зима”, “Весна”, “Лето”, Новогодний праздник, 23 февраля, 8 марта, День именинника, день семьи, совместные походы родителей и детей, встреча с участниками ВОВ, праздник “Мы стали на год взрослее”, составление и оформление летописи класса.
Основная цель развития творчества детей заключается в том, чтобы дать учащимся готовые знания, а подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству.
Развитию субъективности личности младшего школьника должно способствовать формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса. Самоуправление осуществляется посредством деятельности и смены командира класса, создания и работы советов дела при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий, чередования групповых, творческих поручений.
Воспитательная система класса - максимально открытая система, Родители педагоги школы, работники культуры - наши сотоварищи и на уроках, и во внеклассной деятельности. В классе проводятся дни открытых дверей для родителей (1 раз в месяц), семейные праздники: “Папа, мама, я спортивная семья”, дружная семья, семейная династия; встречи и семейные уроки с работниками культуры.
На первом родительском собрании среди родителей нашего класса был выбран родительский комитет и созданы группы: “Творчество”, “Фонд класса”, “Наш дом”, “Услуги”, которыми руководит данный комитет.
“Творчество” - оказание помощи в разработке плана воспитательной работы, в разработке сценариев, обеспечении культурной программы в выходные дни, каникулярное время.
“Фонд класса” - финансовая деятельность, распределение средств фонда ведение летописи класса.
“Наш дом” - решение бытовых проблем класса и школы, приобретение подарков для детей к праздникам, организация чаепитий в классе.
“Услуги” - оказывает помощь по ксерокопированию, фото, видео съемки и другие услуги.
В развитии младших школьников целесообразно использовать социокультурный потенциал села и города Тары: музеи, библиотеки, картинная галерея, станция юных натуралистов, центр ДЮТ, фольклорный ансамбль Родничок с.Чекрушево, театры, Большереченский зоопарк, кружки, которые проводятся в Чекрушанской школе: танцевальный кружок Улыбка, кружок Золушка, краеведческий, спортивный, шахматно-шашечный.
Основные внутренние и внешние связи классного сообщества (ученики – учитель - родители - интересные люди-жители нашего села-другие учителя-другие классы) базируются на следующем принципе: ЕСЛИ ТРУДНО – ПОМОГИ, ВЫДУМАЙ И ТВОРИ.
Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение 4 лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками, родителями образу выпускника начальной школы.
Образ выпускника складывается из шести потенциалов личности:

  • нравственный (ценностно-ориентировочный) потенциал: восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как “семья”, “природа”, “школа”, “учитель”, “Родина”, “дружба со сверстниками”, “уважение к старшим”, потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей и свои, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения, знать символы и гимн нашего государства;
  • познавательный потенциал: наблюдательность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию
  • коммуникативный потенциал: (овладение простейшими коммуникативными навыками): умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе, сформированность первичных навыков саморегуляции
  • художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной среде и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства,
  • физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, ловким и закаленным.
  • трудовой потенциал: соблюдение правил безопасности при любой работе, воспитывать уважение к чужому труду - быть полезным в обществе - знакомство с распространенными профессиями и заслуженными тружениками нашего села.

Критериями эффективности воспитательной системы класса являются следующие:

  1. сформированность добротного хозяина дома человечества, личности с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека;
  2. развитость креативных способностей учащихся;
  3. проявлений индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
  4. сформированность классного коллектива.

В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно – воспитательного процесса, такие как:

  1. Выявление уровня воспитанности.
  2. Тест “Любят ли вас окружающие”.
  3. Занятие-практикум “Как помочь товарищу, если он попал в беду?”
  4. Анкетирование “Межличностные отношения школьников”.
  5. Деловая игра “Лидер”.
  6. Организационно-деятельная игра “Развитие личности младшего школьника”.
  7. Методика, “Какой у нас коллектив”.
  8. Журнал-эстафета “Мир моих друзей”.
  9. Игры “Магазин”.
  10. Сочинение – рассуждение, “Каким я стал за этот год и почему”.
  11. Оформление летописи (итоги прошедшего года).

Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать ее при планировании организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.
При решении воспитательных задач используем различные формы работы: часы общения, беседы практические занятия, рейды, операции экскурсий, походы, трудовые десанты, выставки детского творчества, праздники, конкурсы, викторины, игры (КВН “ Поле Чудес”, “Звездный час”, “Стань отличником”, “Устами младенца”, “Пойми меня”, “Колесо истории”, “Своя игра”, “ Угадай мелодию”) КТД, игры-путешествия, встречи с интересными людьми.

Игра “Счастливый случай” 3 класс
по теме: Образы природы в сказках, народном воображении.

Цели: Обобщить знания детей по мифологии древних славян; развивать творческие способности детей; воспитывать интерес к истории своего села.

1 - гейм. “Разминка”

Вопросы для 1-й команды.

  1. Почему у древних славян существовал запрет охотиться на медведя, питаться медвежьим мясом? (Похож на человека).
  2. Кто такой Сварог? (Бог Солнца)
  3. Как появился Катигорошек? (Сварог дал женщине горошек)
  4. Какой огонь олицетворял земной огонь? (Свярожич)
  5. Что люди называли “божим окном”? (Дневное светило)
  6. Кто был грозным владыкой? (Перун).
  7. Назови сестер Дажьбога? (Утренняя заря, вечерняя заря)
  8. Кто заменил Перуна?

Вопросы для 2-й команде

  1. Почему почитали наши предки растения?
  2. Что сделал Сварог для людей? (Дал силу, знания, дал семьи)
  3. Для чего в купальную ночь прыгали через костры юноши и девушки? (Очищались от грехов, чтобы были здоровыми).
  4. Какой бог олицетворял солнце? (Дажьбог)
  5. Какого князя называли Красно солнышко. (Владимира, киевского князя).
  6. Когда на земле происходят землетрясения и весенние грозы?
  7. Откуда произошло выражение “Дай Бог”?
  8. Какому Богу посвящались леса и рощи? (Перуну).

2 – гейм “Народное творчество”

Вспомнить сказку, где образ солнца показан, стихи, считалочки прочитать выразительно.

3 – гейм “Задай- Ответь”.

Команды загадывают загадки о явлениях природы друг другу.
Игра. “Гори солнце ярче”
Правила: Играющие становиться в хоровод идут друг за другом по кругу, проговаривая слова. В центре круга находится ведущий. По окончанию слов дети разбегаются, ведущий старается задеть кого-либо. Тот, кого задели, становятся ведущим.
Слова, которые проговаривают хором:

Гори, солнце, ярче-
Летом будет жарче,

А зима теплее,
А весна милее.

4 - гейм. “Символы природы в украшении дома”

Дети заранее делают зарисовки наличников, украшение ворот и домов своего села и расшифровывать их.
– Какие вы знаете символы?
– Для чего их использовали?
Выставка рисунков и разъяснение их.

5 - гейм “Творчество”

Нарисовать обычай, связанный с Богом Солнца
Музыкальная пауза “Калинушка”- русская народная песня. Исполняют девочки в русских народных сарафанах.