Обобщающий урок по теме: "Класс "Птицы"

Разделы: Биология


Цели урока: углубить и обобщить знания школьников по классу “Птицы”, расширить представления учащихся о многообразии птиц, показать их приспособленность к среде обитания и образу жизни, их значение в природе и жизни человека, обосновать необходимость охраны, познакомить с редкими исчезающими видами, продолжить развитие интереса к процессу познания природы и познавательную активность.
При планировании данного урока учитывались возрастные особенности семиклассников: активность, быстрая готовность включаться в разные виды деятельности, эмоциональное восприятие услышанного, интерес ко всему яркому, новому; желание включаться в познавательные игры.
Оборудование: таблички с номерами команд, ведомости для жюри, таблицы и рисунки с изображениями птиц разных видов; видеофильмы: “Птичьи профессии” и “Охрана птиц”; карточки-задания по группам, тестовые задания; чучела птиц, пластинки “Голоса птиц”.

ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент

Учитель сообщает цели и задачи урока, объявляет условия проведения игры, представляет жюри.

II. Проверка знаний учащихся

Проводится в виде игр-конкурсов.
Примечание: перед каждым конкурсом учитель ставит цель, по окончании конкурса подводит итоги, исправляет и объясняет ошибки; жюри оценивает конкурсы.

III. Подведение итогов урока

  1. Выставление оценок за участие в конкурсах.
  2. Общие итоги и выводы.

VI. Знакомство с выставкой книг о птицах

На доске эпиграф И. Гете: “Природа всегда права и всегда правдива, а все ошибки и заблуждения исходят от людей”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Звучит фрагмент из произведения П. Чайковского “Времена года” - Март. На фоне музыки слова учителя:

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения.
Сегодня мы проводим обобщающий урок по классу “Птицы”, на котором мы постараемся обобщить и систематизировать знания по данному классу, узнать много нового о птицах, которые окружают нас, о том, какое они имеют значение в природе и жизни человека. Эпиграфом нашего урока являются слова И. Гете: “Природа всегда права и всегда правдива, а все ошибки и заблуждения исходят от людей”.
На уроке мы совершим путешествие в мир птиц. Отслеживать результаты нашего путешествия будет жюри (2-3 ученика из класса).

Класс делится на две команды (группы). Учитель призывает в ходе общения не бояться высказывать свое мнение, “не комплексовать”, не подавлять инициативу товарищей, стараться быть активными и получить удовлетворение от работы.
В ходе урока школьники стремятся получить за выполнение каждого задания максимальное количество баллов, по сумме которых будет выставлена итоговая оценка за урок.

II. Проверка знаний и умения

Итак, начнем путешествие.
Первая станция: “Интеллектуальный “Олимп”.
Ответы на вопросы в быстром темпе (правильный ответ – 1 балл)

1 группа:

    1. Какая наука изучает птиц? (Орнитология)
    2. Звери ходят на четырех ногах, а птицы? (Двух)
    3. Какова температура тела птицы? (+40, +42оС)
    4. Как называется искусственная наседка? (Инкубатор)
    5. Мать, отца не знаю, но часто называю. Детей звать не буду – чужим сбуду (Кукушка)
    6. У какой птицы 2 пальца на ногах? (У африканского страуса)
    7. Какая птица выкармливает своих птенцов рыбой и из рыбных косточек делает гнездо? (Зимородок)
    8. Птенцы какой птицы шипят из гнезда, как змеи? (Вертишейки)
    9. Какие птицы самые маленькие в мире? (Колибри, 1,5-2гр, размер шмеля)
    10. У каких птиц самки крупнее самцов? (Бекас)
    11. Какие птицы выводят птенцов в декабре, январе? (Клесты)
    12. Какие птицы носят названия грибов? (Поганки-чомги, бледная поганка)
    13. С помощью какой птицы ловят рыбу в Китае? (Баклан)
    14. Название какой птицы носят созвездия? (Орел, лебедь)

2 группа:

    1. Переворачивает ли птица яйца в гнезде? (Да)
    2. Какая птица в России самая маленькая? (Королек)
    3. Какую птицу называют пернатой кошкой? (Сову)
    4. Какой носорог летает? (Птица-носорог)
    5. Кто в воде купался, да сух остался? (Гусь)
    6. У какой птицы все четыре пальца обращены вперед? (Стриж)
    7. У какой птицы гнездо плавает? (Чомги и других поганок, черной крачки)
    8. Какая птица носит название корабля? (Фрегат)
    9. Где ночуют белые куропатки? (В снегу)
    10. Какие птицы не умеют летать? (Пингвины, страусы)
    11. Каких птиц называют веслоногими и почему? (Пеликан, когда они плавают, кажется, что они гребут веслами, потому их так и называют)
    12. Назовите самую большую птицу в мире (Страус, ее вес может превышать 150 кг, а высота 2 м)
    13. Какая птица называется фамилией великого русского писателя? (Гоголь)
    14. Какие птицы прилетают в Россию первыми? (Грачи, скворцы)

Вторая станция “Темная птичка”

1 задание: группам выдаются карточки с изображением силуэтов птиц, под ними пустые клеточки, в них необходимо вписать название птиц.

2 задание:

У каждой птицы музыка своя,
И свой голос для пенья строки,
И не мешает пенью соловья
Смешное бормотание сороки.
Узнай, чья это песня?
(звучат фрагменты записи голосов птиц, школьники определяют, чьи это голоса).

3 задание “Третий лишний”:

Найдите в предложенном перечне птиц лишнюю и обоснуйте свой выбор.

    1. Дятел, жаворонок, соловей (ответ: дятел, т.к. птица оседлая, а соловей и жаворонок - перелетные).
    2. Канюк, скопа, филин (ответ: филин, т.к. ночная хищная птица, а канюк и скопа - дневные).
    3. Скворец, синица, иволга (ответ: иволга, т.к. она не встречается в культурных ландшафтах).
    4. Рябчик, тетерев, журавль (ответ: журавль, т.к. он не относится к отряду куриные, а именно к лесным куриным птицам, журавль – птица открытых пространств).

4 задание “Клюв и птица”:

Рассмотрите клювы следующих птиц и сделайте вывод о характере пищи и способе ее добывания (карточки с изображениями клювов раздаются группам).

5 задание: “Местообитание птиц”:

Рассмотрите изображение лап птиц разных местообитаний. Сравните длину ног и пальцев, отметьте специализацию в зависимости от объектов добычи (карточки с изображением лап раздаются по группам).
Ребята, мы отправляемся на следующую станцию нашего путешествия “Легендарные птицы”.

Третья станция: “Легендарные птицы”.

О птицах в народе слагали не только пословицы, стихи, песни, но и легенды. Легенды всегда связаны с чем-то загадочным и таинственным. Домашнее задание у каждой группы было подготовить несколько повествований о пернатых. А группа-противник должна догадаться, о какой птице идет речь.
Выступление учащихся с сообщениями, подготовленными дома (после ответа демонстрируются рисунки соответствующих птиц).
См. Приложение1;

1 задание “Видеозагадка”: классу демонстрируются сюжеты, рассказывающие о птичьих “профессиях” (без названий). Ученикам нужно определить о какой птице идет речь и назвать ее “профессию”.

    1. Сойки – пернатые сеятели.
    2. Дятел – лесной доктор.
    3. Дрозд – сеятель.
    4. Свиристель – опылитель.
    5. Сова – истребитель мышей.

2 задание (индивидуальное по тестовым заданиям).

Итак, последняя остановка путешествия: “Экологическая”.

Четвертая станция: “Экологическая”.

Вопросы к классу:

    1. Почему птиц мы считаем своими друзьями?
    2. Что является решающим в оценке хозяйственного значения той или иной птицы?
    3. Что птицы дали человечеству?

Демонстрируется фрагмент видеофильма “Охрана птиц” (птицы и нефтяное пятно).

Я хочу показать вам фрагмент фильма, который невозможно смотреть без боли и страдания.
(После просмотра):
Объясните, чем нефть опасна для птиц?
Ответы учащихся: морские птицы покрыты густым слоем перьев. Их плотность обеспечивает почти полную изоляцию от холодной воды. Нефть же разрушает структуру перьев, и они больше не защищают кожу птицы от охлаждения. Вдобавок у птицы нарушается способность плавать из-за отсутствия воздушной прослойки между телом и перьями. В результате птица глубже погружается в воду и часто не может больше добывать себе пищу. Если птица не умирает от голода, то рано или поздно она погибнет от переохлаждения. Может быть, конец будет ускорен проглатыванием некоторого количества нефти, которое действует как яд. И если даже птица спасена, шансов всплыть у нее мало. Лишь немногие птицы могут перенести чистку и плен.
Орнитологи делают для спасения птиц все от них зависящее, но одним орнитологам при всем их желании не справиться. Конечно, многие меры охраны осуществляют только специалисты. А сколько есть дел посильных каждому из нас? Чем мы можем помочь птицам?
Ответы учащихся.
Ребята, запомните главное правило: даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать, а это уже не так уж и мало. Очень важно, чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на планете Земля. Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим.
Чтение учеником стихотворения К. Кулиева “Не разоряйте птичьего гнезда”.

1 задание “Обратная связь” (домашнее): составление текста по темам (на выбор школьников):

- “Птицы в моей жизни”
- “Я в жизни птиц”
- “Значение птиц в природе”
- “Значение птиц в жизни человека”

Учитель отмечает, что в системе охраны природы в России играют большую роль государственные заповедники, среди которых есть орнитологические.

III. Подведение итогов урока

VI. Знакомство с выставкой книг о птицах

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авилова К.А. Позвоночные животные, их изучение в школе. Птицы, - М.: Просвещение, 1985г.
  2. Владышевский Д.В. В мире птиц, - Новосибирск: Наука, 1982г.
  3. Жизнь животных, - М.: Просвещение, 1986г. – Т.6.
  4. Кай Карри-Линдил. Птицы над сущей и морем, - М.: Мысль, 1986г.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЛЕГЕНДАРНЫЕ ПТИЦЫ

Кукушка.
В одном из самых распространенных преданий об этой птице говорится, что одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи.
Горько плачет с тех пор птица. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, а каково же настоящее ее имя?
Верно, это кукушка. В то время как почти все птицы, выбиваясь из сил, выкармливают птенцов, кукушка живет припеваючи: она подкидывает свои яйца в чужие гнезда и ни горя, ни забот не знает. Но это полбеды - главное, кукушонок выкидывает из гнезда детей законных хозяев. Это явление в биологии называется гнездовым паразитизмом. Но все-таки эта птица полезна, благодаря своему аппетиту. Взросла кукушка за час съедает до 100 гусениц. Однако прожорливость не единственное ее достоинство. Среди гусениц есть немало таких, которые не едят другие птицы - волосатых и ядовитых. А кукушка поедает их с удовольствием.

Клесты.
Послушайте вторую легенду. Именно эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За что Бог наградил их перекрывающимися клювами и причислил к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперения, могут пролежать долгие годы без изменения. Угадали?
Конечно, это клесты. Клюв у клестов крестообразный, приспособленный для вылущивания семян из шишек хвойных деревьев. Сосновые и еловые семена содержат большое количество смолистого вещества. Оно накапливается в организме птиц, и клесты как бы пропитываются смолой. Птицам это совершенно не вредит, а после смерти они сохраняются в неизменном виде довольно долго, иногда до 15-20 лет. И еще одна удивительная особенность у клестов: птенцы их могут появляться в любое время года, даже в декабре и январе, т.е. тогда, когда есть больше корма для выкармливания. А кормят птицы свое потомство семенами хвойных растений.

Сова.
Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы ее возвеличили, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы - ночным злым богом, у древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу "нечистым животным", слугой дьявола. Что это за птица?
Правильно, сова. Эта птица испокон веков привлекала внимание людей: необычная внешность, бесшумный полет, страшный голос, ночной образ жизни - все это тревожило людское воображение. Били сов, уничтожали нещадно, пока за них не вступилась наука. Сова единственная птица, у которой оба глаза расположены на лицевом диске и направлены вперед. И в то же время, не поворачивая корпуса, она может смотреть и в бок, и даже назад, голова совы поворачивается на 180о. Бесшумный полет совам необходим, т.к. их добычей служат такие чуткие зверьки, как мыши. Сейчас известно, что одна сова уничтожает за год в среднем от 1000 до 1200 мышей. А это значит, что она спасает минимум тонну зерна!

Козодой.
А вот еще одна легендарная птица. Она ведет ночной образ жизни. У нее необычная внешность: большие выпуклые глаза, маленькие, неприспособленные для ходьбы ноги, а главное огромный рост. По вечерам эта птица часто вьется над стадами, шныряет прямо у самого вымени коз и коров. В Испании ее зовут обманщиком пастухов. А как ее зовут в России?
Верно, это козодой. Сейчас мало, кто верит в то, что птица действительно доит коз. Но имя осталось. Козодой - ночная птица. Вьется она возле коз только за тем, чтобы ловить насекомых. Огромный рост нужен им для охоты на крупных ночных жуков и бабочек, ими птицы в основном и питаются, схватывая их клювом, как сачком. Днем птица вообще не летает, сидит в тени на земле или на ветке. Окраска пестрая в крапинку, напоминает цвет древесной коры.