Интеллектуальная игра по теме: "Путешествие по Логическим островам"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цели: 1.Закрепить умения решать логические задачи.

2. Продолжить развитие логического мышления, памяти, внимания,

оригинальности и гибкости мышления, способности к анализу и

синтезу.

3. Воспитание выдержки, терпения, усидчивости.

Оборудование:

  1. Карта Логических островов (на доске).
  2. Маршрутные листы в форме корабля.
  3. На столах (островах) таблички с названием острова, листы с задачами, жетоны: 3б, 4б, 5б, клей, листы для решения задач.
  4. Колокольчик (который звенит через каждые 12 минут, сообщая о начале движения команд).
  5. Магнитофон, кассета с музыкой моря.

Правила игры:

1. В игре участвуют 5 команд по 5 человек (ребята по жребию делятся на команды, выбирают капитана, дают название своему кораблю, приветствуют друг друга).

2. Движение команд идет вкруговую по островам (название острова соответствует методу решения задач). Острова:

  • Упорядочение множеств
  • Предположения
  • Однозначное соответствие
  • Существенные связи
  • Диаграммы Эйлера- Венна
  • Сокровищ
  • Нестандартные логические загадки.

3.Время пребывания на острове не более 12 минут.

4.На каждом острове командам предлагаются задачи различного уровня сложности. За верное решение можно получить 3, 4 и 5 баллов. Жетоны с количеством баллов наклеиваются в маршрутный лист.

5. Через 60 минут все корабли прибывают на остров Нестандартных логических загадок и участвуют в конкурсе капитанов.

6. На острове Сокровищ все экипажи подсчитывают свои сокровища, заработанные в ходе игры. Экипаж - победитель получает “плавающую пятёрку” (которой можно закрыть любую, не устраивающую ученика оценку, в любой момент до конца учебного года); за второе место- пятёрку в журнал; за третье место- четвёрку в журнал; за четвёртое и пятое места - утешительный приз.

Ход игры:

  1. Приветствие учителем учащихся, объявление темы, целей и правил игры.
  2. Создание команд, выбор названия своего корабля, капитана и приветствие соперников.
  3. Путешествие по островам.
  4. Подведение итогов, награждение участников игры.
  5. Рефлексия.

Дидактические материалы для игры.

Остров Упорядочение множеств.

1) (3 балла) Три брата - Ваня, Саша и Коля – учились в разных классах одной школы. Ваня был не старше Коли, а Саша – не старше Вани. Назовите имена, старшего из братьев, среднего и младшего. (Ответ: Коля – старший брат, Ваня - средний брат, Саша – младший брат).

2) (4 балла) В очереди за мороженым стоят Юра, Ира, Оля, Саша и Коля. Юра  стоит впереди Иры, но после Коли. Оля и Коля не стоят рядом, а Саша не находится рядом ни с Колей, ни с Юрой, ни с Олей. В каком порядке стоят ребята? (Ответ: Коля, Юра, Оля, Ира, Саша).

3) (5 баллов) На столе поставлены в ряд бутылка, кружка, чашка, стакан, кувшин,  причём точно в таком порядке, в каком они перечислены. В них находятся различные напитки: кофе, чай, молоко, квас и минеральная вода, но неизвестно, какой напиток в каком сосуде, кроме минеральной воды – она находится в бутылке. Если стакан поставить между сосудами с чаем и молоком (в данный момент он не стоит между ними), то по соседству с молоком будет квас, а кофе будет точно в середине. Определите, в какую посуду что налито? (Ответ: В стакане – кофе, в кружке – чай, в чашке – молоко, в кувшине – квас).

Остров Однозначное соответствие.

1) (3 балла) Три одноклассницы – Соня, Тоня и Женя – занимаются в различных спортивных секциях: одна – в гимнастической, другая – в лыжной, третья в секции плавания. Каким видом спорта занимается каждая из девочек, если известно, что Соня плаванием не увлекается, Тоня в лыжную секцию никогда не ходила, а Женя является победителем соревнований по лыжам? ( Ответ: Женя занимается в лыжной секции, Соня – в гимнастической, Тоня – в секции плавания).

2) (4 балла) Маша, Оля, Лена и Валя – талантливые девочки. Каждая из них играет на каком–нибудь музыкальном инструменте (рояле, скрипке, арфе, виолончели) и говорит на одном из иностранных языков (английском, немецком, французском, итальянском), инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели, а Лена не говорит по-немецки. Маша не знает итальянского, а Оля не владеет английским. Валя не знает французского, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Скажите, кто на каком инструменте играет и на каком языке говорит? (Ответ: Маша играет на рояле и говорит по-английски, Оля играет на виолончели и говорит по-немецки, Лена играет на скрипке и говорит по-французски, Валя играет на арфе и говорит по-итальянски).

3) (5 баллов) Андрей, Борис, Евгений, Ольга, Роза, Полина, Дмитрий и Серафима – друзья. В это воскресенье Андрей отправился на концерт, Борис провёл вечер с Ольгой, Евгений так и не встретил Розу, Полина побывала в кино, Роза посмотрела спектакль в театре. Какая-то пара посетила художественную выставку. Мы не знаем, где именно были Дмитрий и Серафима, но известно, что каждый юноша из этой компании был в театре, на выставке, на концерте или в кино с одной из девушек – Ольгой, Розой, Полиной или Серафимой. Определите, кто с кем и где побывал в воскресенье. (Ответ: Андрей с Серафимой были на концерте, Евгений с Полиной – в кино, Дмитрий с Розой – в театре, Борис с Ольгой – на выставке).

Остров Существенные связи.

1) (3 балла) Четыре приятеля – Женя, Костя, Дима и Вадим – делали украшения к празднику. Кто-то делал гирлянды из золотой бумаги, кто-то красные шары, кто-то гирлянды из серебряной бумаги, а кто-то хлопушки из золотой бумаги. Костя и Дима работали с бумагой одного цвета, Женя и Костя делали одинаковые игрушки. Кто какие украшения делал? (Ответ: Костя делал гирлянды из золотой бумаги, Женя – гирлянды из серебряной бумаги, Дима - хлопушки из золотой бумаги, Вадим – красные шары).

2) (4 балла) Маша, Саша, Даша, Валя и Катя рисовали цветы. Они нарисовали синий колокольчик, красный тюльпан, жёлтый тюльпан, красную гвоздику и жёлтый нарцисс. Маша и Саша рисовали одинаковые цветы, а Саша и Катя раскрашивали свои цветы одним фломастером. Жёлтыми были цветы Маши и Вали. Что нарисовала каждая из девочек? (Ответ: Саша нарисовала красный тюльпан, Маша - жёлтый тюльпан, Катя – красную гвоздику, Валя - жёлтый нарцисс, Даша – синий колокольчик).

3) (5 баллов) Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Лисичка-сестричка и Зайка-зазнайка жили в сказочном лесу в четырёх домиках. Первый домик был с расписными воротцами и петушком на крыше. Второй домик был с расписным оконцем, но без петушка. Третий домик был с расписным оконцем и петушком. Четвёртый – с расписными воротцами, но без петушка. Мышка-норушка и Лисичка-сестричка жили в домиках с петушком на крыше, а Лисичка-сестричка и Зайка-зазнайка жили в домиках с расписными оконцами. Угадайте, кто в каком домике жил. ( Ответ: Лисичка-сестричка жила в домике с расписным оконцем и петушком; Мышка-норушка – в домике с расписными воротцами и петушком; Лягушка-квакушка – в домике с расписными воротцами, но без петушка; Зайка-зазнайка - в домике с расписным оконцем, но без петушка).

Остров Предположения.

1) (3 балла) Виктор, Роман, Леонид и Сергей заняли на математической олимпиаде четыре первых места. Когда их спросили о распределении мест, они дали три ответа:“Сергей – первый, Роман - второй”, “Сергей – второй, Виктор - третий”, “Леонид – второй, Виктор - четвёртый”. Известно, что в каждом ответе только одно утверждение верно. Как распределились места? (Ответ: Сергей – первый, Леонид – второй, Виктор – третий, Роман – четвёртый).

2) (4 балла) Алёша, Боря и Гриша нашли в земле старинный сосуд. Рассматривая удивительную находку, каждый высказал по два предположения: “Этот сосуд греческий и изготовлен в пятом веке”, - сказал Алёша. “Этот сосуд финикийский и изготовлен в третьем веке”, - возразил Боря. А Гриша констатировал: “Этот сосуд не греческий и изготовлен в четвёртом веке”. Учитель истории сказал ребятам, что каждый из них прав только в одном из двух предположений. Где и каком веке был изготовлен сосуд? (Ответ: Сосуд финикийский и изготовлен в пятом веке).

3) (5 баллов) Коля, Вася и Серёжа гостили летом у бабушки. Однажды один из мальчиков нечаянно разбил любимую бабушкину чашку. На вопрос, кто разбил чашку, они дали следующие ответы. Серёжа: “Я не разбивал и Вася не разбивал”. Вася: “Серёжа не разбивал, чашку разбил Коля ”. Коля: “Я не разбивал, чашку разбил Серёжа ”. Бабушка знала, что один из её внуков, назовём его правдивым, оба раза сказал правду, второй, назовём его шутником, оба раза сказал неправду, третий, назовём его хитрецом, один раз сказал правду, а второй раз – неправду. Назовите имена правдивого, шутника и хитреца. Кто же разбил бабушкину чашку? (Ответ: Чашку разбил Серёжа. Коля – правдивый, Серёжа – хитрец, Вася – шутник).

Остров Диаграммы Эйлера-Венна.

1) (3 балла) Каждый ученик в классе изучает английский или французский язык или оба языка. Английский язык изучает 25 человек, французский – 27 человек, а тот и другой – 18 человек. Сколько всего учеников в классе? (Ответ: 34 ученика).

2) (4 балла) В классе 35 учеников. 24 из них любят футбол, 18 – волейбол, 12 – баскетбол. 10 учеников любят и футбол, и волейбол, 8 – футбол и баскетбол, а 5 – волейбол и баскетбол. Сколько учеников этого класса любят все три вида спорта?

( Ответ: 4человека).

3) (5 баллов) В одной школе из 73 девятиклассников 26 человек занимается в радиотехническом кружке, 18 – в математическом, 24 - в физическом, 23 человека не занимаются ни в каких кружках. Из членов физического кружка 10 занимаются ещё и в математическом кружке, 6 - в радиотехническом; есть только один школьник, который посещает все три кружка. Есть ли, кроме него, кто-нибудь, кто занимался бы и в математическом и в радиотехническом кружках? (Ответ: 2 ученика).

Остров Нестандартные логические загадки.

На этом острове проводится конкурс капитанов. Ведущий вслух зачитывает загадки, которые имеют форму рассказиков. Они повествуют о том, что кажется совершенно беспорядочным или противоречивым. В каждом описывается причудливое, а то и вовсе несовместимое со “здравым смыслом” событие или поведение. Но есть рациональные объяснения историй, и задача капитанов – найти их. Несмотря на несообразности, форма загадок заставляет обстоятельства удовлетворять одному, и только одному, приемлемому и логическому решению. Капитаны будут искать решения, задавая вопросы, на которые ведущий отвечает или “да”, или “нет”, или “не имеет значения”, пока один из капитанов не разгадает “секрет”. Каждая загадка оценивается в 10 баллов, но после каждого вопроса её цена снижается на 1 балл.

  1. Любитель кофе. В ресторане один из посетителей пожаловался официанту, что у него в кофе плавает муха. Официант забрал чашку и пообещал принести другую. Он вернулся через несколько мгновений. Человек попробовал кофе и сказал, что это тот же кофе, из которого достали муху. Как он узнал об этом? (Ответ: Он уже добавил сахар в ту чашку, где была муха. Таким образом, попробовав кофе, он понял, что это та же чашка).
  2. Зимнее время. Богатый холостяк жил в десятикомнатной квартире на Манхэттене, и в каждой комнате у него были часы. Однажды субботним вечером в октябре он перевёл все часы на зимнее время и лёг спать. Проснувшись на следующее утро, он обнаружил, что только два циферблата показывают правильное время. Объясните. (Ответ: Восемь из десяти часов были электрическими. Ночью электричество по какой-то причине отключили, и все электрические часы стали показывать неправильное время. Часы на батарейках или механические показывали верное время).
  3. Гостиничный детектив. Однажды детектив шёл по длинному гостиничному коридору. Внезапно он услышал, что какая-то женщина кричит: “Прошу тебя, Джон, не убивай меня!” Потом раздался выстрел. Детектив ворвался в комнату, из которой донёсся этот звук. В одном углу лежала убитая женщина. Посередине комнаты валялось ружьё, из которого её застрелили. В другом углу комнаты стояли почтальон, адвокат и бухгалтер.

Детектив взглянул на них и, подойдя к почтальону, схватил его со словами: “Я арестую вас за убийство этой женщины”.На самом деле эту женщину убил почтальон, но как об этом узнал детектив? Никогда прежде он не видел людей, находившихся в комнате.

(Ответ: Адвокат и бухгалтер были женщинами. Поэтому почтальон мог быть единственным человеком с именем Джон).

Остров Сокровищ.

На этом острове экипажи подсчитывают баллы, заработанные во время путешествия и подводят итоги игры.

Список литературы

1.Л.Л. Босова. Развивающие задачи по информатике. - М.:Информатика и образование, 2000.

2.Энциклопедия. 600 задач на сообразительность. – Сталкер, 1997.

3. В. Лыскова, Е. Ракитина. Логика в информатике. – М.:Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

4.Сборник. Лучшие в мире загадки. – Минск: Попурри,2003.