Внеклассные мероприятия по истории

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цели:

  • рассказать о войне в Афганистане и Чечне;
  • показать героизм солдат и офицеров в этой войне;
  • воспитать чувство патриотизма и гражданственности.

Методическое обеспечение:

  • портрет Ю.Г. Курягина – героя России, выпускника Суворовского училища;
  • магнитофон, аудиокассеты с записью песен А. Розенбаума “Черный тюльпан”, О. Газманова “Офицеры”, группы Любэ “Давай, за…”, “Там за туманами”, “Батяня комбат”.

Чтец.

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.

Ему, как мавзолей, земля –
На миллион веков,
И млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей.

С. Орлов (участник боевых действий в Афганистане).

Ведущий (учитель). Давно закончилась самая тяжелая и страшная – Великая Отечественная война. Потом Афганистан. В разные годы через Афганистан прошло около 600 000 солдат и офицеров. 15 лет назад, 15 февраля 1989 года в 10 часов 20 минут через контрольно-пропускной пункт “Кушка” последним пересек границу генерал-лейтенент Пищев, а “мост дружбы” через Аму-Дарью – генерал-лейтенант Громов.

Но и сегодня уходят мальчики на войну. Многие из них не возвращаются. Афганистан… Чечня… “Горячие точки…”

Звучит песня А. Розенбаума “Черный тюльпан”.

Перед портретом героя России Ю.Г. Курягина горит свеча, возложена гвоздика.

Чтец 1.   

Получают мальчики повестки
И уходят мальчики служить.
Есть обязанность у них такая:
От врага Отчизну защитить.

Чтец 2.                          

Матери сынов провожают
И наказы им дают,
Поцелуют крепко, перекрестят
И по-бабьи жалобно всплакнут.

Чтец 3.     

И отцы, махнув по рюмке “горькой”,
Зная, как тяжел солдата путь,
Говорят, сжимая крепко руку,:
“Ты, сынок, писать не позабудь”.

Чтец 4.                         

Юноши России присягают,
Клятву перед знаменем дают.
Юноши пока еще не знают,
Что домой они не все придут.

Чтец 5.      

Поседевших пап и мам все меньше,
Все они уходят в мир иной…
А сынок в граните остается,
Остается вечно молодой.

Ведущий (учитель). Эти стихи написаны матерью, потерявшей на афганской войне единственного сына. Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане. Это называлось “выполнением Интернационального долга”. И наша армия, наши ребята выполнили свой долг с честью.

Чтецы (в плащ-палатках).

Чтец 1.      

Мы шли пружинисто и дружно,
Две сотни ног в единый шаг,
И слава русского оружья
Звенела в нервах и ушах.

Чтец 6.                          

Туда, где полковое знамя
Цепляло верхние слои,
Взмывали соколы орлами
И соловьями – воробьи.

Чтец 1.      

Земля сама под шаг просилась,
Десантный шаг, и потому
От грома небо покосилось,
Берету вторя моему.

Чтец 2.                          

И окна радостно сверкали
Сквозь вишен розовый туман…
И мы тогда еще не знали
Словца мудреного “душман”.

Ведущий (учитель). Тех, кто служил в Афганистане, мы узнаем не только по орденским нашивкам. Мы узнаем их по спокойным и твердым лицам. Это люди, на которых можно положиться. В стихах и песнях, привезенных оттуда, нет места тщеславию и мести. В них говорится о Родине, долге, о любви и боевом товариществе.

Звучит песня группы Любэ “Там за туманами”.

Чтец 3.      

Это время мое.
Я не знаю прекрасней времен.
Это воля моя.
Мне вольнее не ведома воля.
Это вбитый в пустыню
Десантный родной батальон.
И по Родине боль –
Нет страшнее и слаще той боли.

Чтец 4.                          

Ничего не прошу.
Да и дастся ли что от земли?
Мы твои школяры.
Заповеданы сердцу уроки.
На глухом рубеже,
Где кочевники тьмою прошли,
Мне пустыня шумит,
Что придут мои грозные сроки.

Чтец 5.      

До последнего вздоха, возьми меня, время мое!
Чтобы дело мое послужило оставшимся дома.
Пусть летит стороною, не зная пиров, воронье,
Журавлиные гнезда венчают родные хоромы.

Чтец 6.                          

И когда камнепадом бессонных
И вздыбленных рот,
Мы ударимся в ночь,
Зажигая сигнальные свечки,
Нас любовь и надежда
По черным пескам поведет,
На барханах оставив кровавые наши насечки.

Чтец 1.      

И за толику жить и стоять на железном ветру,
И за горечь полей желтоглазого Афганистана,
Безымянным туманом на старой границе умру,
Ты в Свердловске, прости меня, мама.

Ведущий (учитель). Афганскую войну проиграли политики. Вооруженные Силы выполнили свой долг с честью. Время еще даст свою оценку и сделает выводы обо всем происходящем за долгие и тревожные годы. Но то море цветов, слез счастья, братских рукопожатий, которыми встречали наших ребят – “афганцам” запомнится на всю жизнь. Их встречала Родина, народ, как своих героев.

Давно закончилась та война, так почему же волнуются матери, провожая своих сыновей в армию?

Чтец 2.      

Ищу на карте крохотную точку,
Политую свинцом и кровью омут,
Чтоб вставить в поэтическую строчку
Короткое название – “Бамут”…

Чтец 3.                           

Закрою атлас, снова открываю…
На сердце боль и тяжесть у меня,
Так вот она – та точка роковая.
Кто знал ее вчера? Она Чечня.

Звучит песня О. Газманова “Офицеры”.

Чтец 4. Рассказ о герое России Ю.Г. Курягине, выпускнике Екатеринбургского Суворовского Военного училища, погибшем в Чечне.

Юрий Герасимович Курягин родился 15 февраля 1977 года. В 1994 году он закончил Суворовское училище города Екатеринбурга. Затем учился в Санкт-Петербургском Высшем Войсковом Командном училище.

С 1999 года – командир десантно-штурмового взвода. 30 декабря 1999 года усиленный батальон морской пехоты получил боевую задачу – совершить 30-километровый марш-бросок и перекрыть в горах, в районе населенных пунктов Харамой и Ведено, возможные пути проникновения боевиков в горную часть Дагестана.

Взвод лейтенанта Курягина, занявший боевые позиции на направлении сосредоточения основных усилий батальона, вскоре подвергся нападению группы боевиков численностью до 15 человек. Благодаря грамотной организации боя, неожиданная атака была отбита. В ходе перестрелки лейтенант Курягин был ранен в ногу, но остался в строю.

На утро 31 декабря позиция взвода вновь подверглась обстрелу из огнеметов. После этого, открыв шквальный огонь из стрелкового оружия, с криком “Аллах акбар”, боевики в количестве 100–120 человек повели наступление на оборону взвода. Немедленно уточнив задачи личному составу, лейтенант Курягин лично открыл огонь по боевикам.

Когда погиб командир роты, офицер, не растерявшись, принял командование на себя. Огнем из автомата уничтожил пулеметный расчет. Неоднократно раненый, офицер продолжал руководить боем. Во время очередной атаки лейтенант Курягин погиб от пули снайпера, исполнив свой долг до конца.

Указом президента Р.Ф. № 592 от 8 марта 2000 г., лейтенанту Курягину Ю.Г. присвоено звание героя России (посмертно).

Чтец 5.     

Я не знаю зачем, и кому это нужно,
Кто послал их на смерть, не дрожащей рукой,
Только так бесполезно, так зло и не нужно,
Отпускали их в вечный покой.
Закидали их елками, замесили их грязью
И пошли по домам под шумок толковать,
Что пора положить бы конец безобразию.
Сколько можно парней посылать умирать?
И никто не додумался просто встать на колени,
И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране,
Даже светлые подвиги – это просто ступени
В бесконечные пропасти неподступной войне.

Ведущий (учитель). У каждого из нас есть долг. Даже если мы очень редко над этим задумываемся. Долг перед страной, долг перед товарищами, долг перед совестью…

У этой войны еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о ней ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть. Но у этой войны есть свидетели, тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными.

Чтецы зачитывают выдержки из писем солдат.

Чтец 1. “Привет мама и папа! Пишу вам из части. Вчера, под вечер получили форму, ходили в баню. Постепенно привыкаю кашу хавать. А вот когда зарядки начнутся, вот беда будет в кирзах 43 размера. Личное время с 22 до 6 утра. Пришивали воротнички, я с ними запарился, два раза пришивал.

Чтец 2. “Здравствуйте, мама и папа! У меня все нормально, настроение хорошее. Распорядок дня дикий, не для простых смертных. Надо иметь такую выдержку и терпение, чтобы выжить. С 8 до 13 строем ходим, маршируем, тренируемся. Армию боишься намного больше, когда ее не знаешь. Кок я соскучился по домашней еде, хотя здесь кормят не плохо, но сладкого не дают. Здесь дни летят, как на гражданке месяца”.

Чтец 3. “Письмо пишу в поезде. Едем уже третий день. Нас едет три батальона. Два в Грозный и один в Дагестан. За меня не волнуйтесь, настроение хорошее, жив, здоров. Зря не беспокойтесь, ничего со мной не случится. Ерунда, отслужу и приеду”.

Ведущий (учитель). Они приехали в Чечню. Первый бой… Ранение... Через несколько дней их не стало. Они погибли в Грозном.

Звучит песня группы Любэ “Давай за…”.

Чтец 6.      

Посвящается двадцатилетним!
Прожившим так мало,
Прожившим так много!
Я словно в пропасть, в утренний туман
Ныряю, не задерживаясь долго.
Горит Чечня, горит Таджикистан,
Как в сорок третьем том, горела Волга.

Чтец 1.                         

Улетают секунды в прошлое,
Им обратной дороги нет.
Что с того, что мы мало прожили,
Что с того, что нам двадцать лет.
Захватили житейские хлопоты.
Мы идем навстречу ветрам.
Нам порой не хватает опыта,
Не хватает нежности нам.
Не хватает написанной песни,
Не хватает не прожитых дней.
И еще никому не известно,
С чем я встречусь в жизни своей.

Чтец 3.      

Может быть, через год, через месяц,
Через день, через час, через миг
Мне придется судьбу свою встретить
Оценить, что узнал, что достиг.
Разграничить – что было и стало,
Разделить – темноту и свет.
Что с того, что мы прожили мало,
Что с того, что нам двадцать лет.

Чтец 4.                         

Мы с рождением не опоздали,
И на нас хватает сейчас,
И дорог безопасных едва ли,
И боев хватает для нас.
Тишина. Перебор гитарный.
А не за эту ли тишину
Погибают российские парни,
Не по песням узнав про войну.
Да возможно ль такое, возможно ли?
Да! Возможно! Сомнений нет.
Что с того, что мы мало прожили,
Что с того, что нам двадцать лет.

Чтец 5.      

Мы порою грубы, простите.
В сердце каждого свой тайник.
Но спросите у нас, вы спросите,
Что мы думаем в этот миг?
В миг, когда выжить пытаемся,
Замерзая в кровавом снегу,
И с последней гранатой взрываемся,
Чтоб живым не достаться врагу.

Чтец 6.                          

И сияет в глазах поблеклых
Отголоском счастливых снов
Небо – синее, словно в окнах
Деревенских российских домов.
И поверьте словам, вы поверьте,
Нашим мыслям в последнем бою,
Говорят, что за миг до смерти
Вспоминаешь всю жизнь свою.

Чтец 1.      

Руки матери, запах хлеба,
Скрип калитки в ночной тишине,
Голубое российское небо
В небольшом деревенском окне.
Голубые снега России,
Разве есть что-нибудь родней,
Разве есть что-нибудь красивей,
Разве есть что-нибудь милей?

Звучит песня “Память”.

Ведущий (учитель). В ходе проведенных мероприятий, посвященных “Дню Защитника Отечества”, вы писали мини-сочинения на тему: ”Мой долг – защищать Родину”. Я зачитаю вам одно из сочинений:

“Для меня слова “защищать Родину” не простой звук. Я родился в семье военных. Мой отец с юных лет носит погоны. Он начал свою военную службу с суворовского училища, а сейчас он офицер Российской армии.

С раннего детства я привык к жизни в армейских гарнизонах. Я знаю, что такое менять место жительства, уезжать от друзей, с которыми учился много лет, знаю, как трудно привыкать к чужому коллективу. Но все эти трудности оправданы тем, что из таких военных как мой отец и состоит наша армия.

Впервые я взял в руки автомат и выстрелил из него, когда мне было всего шесть лет. И я до сих пор помню тот детский восторг, когда я ощутил себя настоящим солдатом, настоящим мужчиной. С детства родители сознательно воспитывали во мне уважение к человеку в погонах. Повзрослев, я узнал, что наша армия спасла страну от фашистского порабощения и с гордостью думаю о том, что в победу над врагом вложили свои силы и жизни мои деды и прадеды.

В настоящее время, очень сложное и противоречивое, армия переживает определенные трудности в снабжении, оснащении новыми видами оружия. Находятся политики, которые пытаются вбить клин между армией и народом. Но несмотря ни на что, профессия “Родину защищать” остается одной из важнейших. И когда придет время, я, без тени сомнения, встану в строй и дам присягу на верность Отчизне!”.

Ведущий (учитель). Это мероприятие мы посвящаем памяти солдат и офицеров, погибших в “горячих точках”. Прошу почтить их память вставанием и минутой молчания (все встают).

Литература.

  1. “Воспитание школьника” № 5,9. М., 2001г.
  2. “Воспитание школьника” № 2,6,9. М., 2000 г.
  3. Вяземский Е.Е. Историческое образование в современной России. М., 2002.
  4. Главацкий М.Е. Ради жизни на земле. Ек.,1995.
  5. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий. Ек., 2000.
  6. Орлов О.П. Россия – Чечня: цепь ошибок и преступлений. М., 1998.
  7. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2000.