Программа курса по выбору: "Мои открытия". Физика. 9-й класс

Разделы: Физика

Класс: 9


Пояснительная записка

Одним из направлений модернизации общего образования является организация на стар-шей ступени общеобразовательной школы профильного обучения. Профильная дифференциация имеет своим основанием разделение учащихся по специальным способностям, познавательным интересам, склонностям и, как следствие, по проектируемой профессии.
Профильному обучению предшествует предпрофильное обучение. Основными задачами предпрофильного обучения являются:

  • выявление интересов, склонностей и способностей школьников, способствующих осознанному выбору жизненного и профессионального пути;
  • получение информации о возможных путях продолжения образования;
  • формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе.

Данный курс разработан на основе программы для общеобразовательных учреждений "Физика – 7-9 классы" авторы: Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин в соответствии с Законом РФ "Об образовании" (ст. 32 п.2.6, 2.7), базисным учебным планом и учебными стандартами школ РФ.
Курс рассчитан на 16 часов и является курсом предпрофильной подготовки (синтез предметно-ориентированного и межпредметного курсов), осуществляет учебно-практическое знакомство с особенностями профиля.

Цель курса:

  • Содействие формированию и развитию у обучающихся:
    • интеллектуальных и практических умений при изучении и исследовании явлений природы;
    • умения самостоятельно приобретать и применять знания

Задачи курса:

1. Способствовать формированию внутренней мотивации учащихся к освоению выбранного профиля.
2. Помочь в выборе профиля.
3. Содействовать созданию условий для более качественной подготовки к экзамену по выбору.
4. Познакомить учащихся на практике со спецификой видов деятельности, типичных для данного профиля.

Особенности курса:

  • Практическая направленность (связь физики с жизнью).
  • Вариативный характер, зависящий от специфики состава обучающихся (количества, уровня предшествующей подготовки, склонностей и т.п.).

Принципиальное отличие преподавания данного курса от традиционного обучения заключается в том, что деятельность учащихся носит творческий характер, они учатся наблюдать, самостоятельно выдвигать гипотезу, составлять план исследования, работать с дополнительной литературой, формулировать выводы.

Курс способствует приобретению учащимися следующих конкретных умений:

– наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел,
– описывать результаты наблюдений,
– выдвигать гипотезы,
– проводить исследования,
– делать выводы,
– обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

– цикл познания в естественных науках: факты, гипотеза, эксперимент, следствия;
– роль наблюдения и эксперимента в познании;
– соотношение теории и эксперимента в познании;
– индуктивный вывод

Принципы построения курсов

Курс строится на основе деятельностного подхода к обучению (обучающиеся ставятся в ситуацию самостоятельного овладения понятиями и способами решения проблем в процессе познания, направляемого учителем), т.е. первый принцип – принцип саморазвития. Второй принцип – принцип человеческих приоритетов, т.е. принцип ориентации на ученика. Нет чёткого содержания курса, оно вариативно, ориентировано на конкретного ученика, на его интересы, потребности и возможности, существует огромное поле для импровизации ученика.

Учебно-тематический план

№ занятия

Тема

Количество часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Физика на прогулке
Физика дома (в школе)
Прямолинейное движение
Вращательное движение
Силы в природе
Тепловые явления
Оптические явления
Звуковые явления
Электрические приборы
Преобразования энергии
Физика и техника
Физика в медицине
Связь физики с астрономией
Связь физики с географией
Связь физики с биологией
Связь физики с химией

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Примерное содержание программы

1. Физика на прогулке.
Физические явления, наблюдения, опыты, измерения. Простые механизмы, виды движения…

2. Физика дома (в школе)
Физические явления, электрическая цепь, отопление, теплопроводность материала…

3. Прямолинейное движение
Определение средней скорости автомобиля, человека, ветра

4. Вращательное движение
Движение стрелок часов, монеты на диске проигрывателя, точильного круга

5. Силы в природе
Сила трения, упругости, тяжести, архимедова сила

6. Тепловые явления
Изменение внутренней энергии тела за счёт совершения работы и при теплопередаче, изменение агрегатных состояний вещества

7. Оптические явления
Прямолинейное распространение света, линзы, радуга, интерференция света, преломление света

8. Звуковые явления.
Источники звука, эхо, частота, тембр, громкость звука…

9. Электрические приборы.
Фонарик, счётчик электрической энергии, нагревательные приборы, телевизор (электронно-лучевая трубка)...

10. Преобразования энергии.
Источники электрического тока, тепловые двигатели, преобразования энергии при свободном падании и деформации тела…

11. Физика и техника.
Мореплавание, воздухоплавание, автомобилестроение, ракетная техника, станки с ЧПУ…

12. Физика в медицине.
Рентгеновское излучение, УЗИ, электрокардиограмма, микроскоп, очки…

13. Связь физики с астрономией.
Солнечное и лунное затмение, орбиты ИСЗ, телескопы, электромагнитные волны…

14. Связь физики с географией.
Круговорот воды в природе, психрометры, барометры, термометры, изменения погоды…

15. Связь физики с биологией.
Строение глаза, близорукость, дальнозоркость, особенности скелетов глубоководных рыб, регуляция температуры тела млекопитающих…

16. Связь физики с химией .
Строение вещества, МКТ, электрический ток в металлах, строение кристаллов…

Первое занятие "Физика на прогулке" – экскурсия. Учитель предлагает учащимся зафиксировать в тетради физические явления, происходящие вокруг, подумать, какие наблюдения, опыты, измерения можно было бы провести.
Если учащиеся испытывают затруднения, учитель подводит их к ответу с помощью вопросов:
– Какие механические явления происходят? Световые? Тепловые? Какие явления ещё вы знаете?
– Какие тела вас окружают? Из какого вещества они изготовлены? В каком агрегатном состоянии они находятся?
– Автомобиль трогается с места. Какое движение он совершает? Какое движение совершает человек, ветер?

Очень богатый материал учащиеся подбирают ко второму занятию "Физика дома (в школе).
Исследовательская деятельность, начатая на этом занятии, продолжается и дальше. Учащиеся каждый раз делают для себя всё новые открытия, например:
1) Плоскогубцы – пример рычага. Рабочую поверхность плоскогубцев делают ребристой для увеличения трения (Рисунок 1).

Рисунок 1

2) Верхняя часть батареи более горячая, чем нижняя. Батареи чаще всего помещают под окнами, чтобы холодный воздух, идущий от окна вниз, обогревался от горячей батареи. В качестве теплоносителя в центральном отоплении используется вода, т.к. она обладает большой удельной теплоёмкостью и может отдать много тепла. Для увеличения теплоотдачи поверхность батарей делают ребристой и большей площади (Рисунок 2).

Рисунок 2

После проведения первого занятия учащиеся начинают обращать внимание на то, что абсолютно во всём есть физика. Они всё чаще узнают в окружающей среде, в быту, технике физические явления. Постепенно учащиеся переходят к пониманию сущности определений, законов, теорий, могут объяснить наблюдаемые явления. После направляющей роли учителя в своих ответах учащиеся будут использовать дополнительные данные, добытые самостоятельно из учебников, журналов, Интернета, телевидения, проверять свои гипотезы с помощью эксперимента, т.е. учащиеся переходят на творческий уровень (применяют полученные знания в новой ситуации).
Ниже приведены примеры фотографий, сделанных учащимися, даны комментарии, объясняющие, чем обоснован данный выбор. После того, как учащиеся выдвинули свою идею или сформулировали проблему, они пытаются объяснить данную ситуацию. Не всегда предположения являются верными, в этом случае коррекцию проводит учитель.
Данный курс имеет ярко выраженную практическую направленность, и содержание курса варьируется, поэтому конкретных рекомендаций в используемой литературе дать сложно. Конечно же, сюда можно отнести всевозможные справочники, энциклопедии, средства Интернета и т.д.

Контролирующие материалы.

Развитие мышления и способностей учащихся должно опираться на конкретные теоретические знания, поэтому необходимо систематически осуществлять контроль за учебной деятельностью учащихся, что позволит выявить наличие практических умений и навыков, установить пробелы в знаниях, регулировать дальнейший ход процесса усвоения знаний.

Формы контроля:

– устный опрос
– отчёт о выполнении творческих экспериментальных заданий

Нормы и критерии оценки.

Предлагается рейтинговая система оценки, которая позволяет каждому учащемуся проводить самооценку, учитывая текущую работу, как в школе, так и дома. В рейтинг предлагаем ввести следующие виды деятельности:

1) относящиеся к эмпирическим методам исследования:

– выполнение наблюдений (восприятие явлений)
– описание явлений (сведения о наблюдаемых объектах, зафиксированные с помощью средств языка)
– проведение измерения (сравнение различных объектов по каким-либо признакам)
– проведение эксперимента (наблюдение, которое производят в специально созданных условиях, позволяющих восстановить ход явлений при их повторении);

2) объяснение физических явлений;

3) работа учащихся в диалоговом режиме на уроке;

4) свободное обсуждение физических проблем.

Использование многокомпонентного рейтинга предполагает введение в общую сумму баллов как оценок-поощрений (за успешную работу), так и оценок-наказаний (за невыполнение в срок требуемых заданий). Рейтинговая система оценки позволяет распределить учащихся по большому количеству уровней, число которых определяется выбором оценочной шкалы. Как итоговые, так и промежуточные максимальные суммы рейтинга должны быть заранее известны учащимся. Это позволяет учителю использовать самооценку учащимися своих возможностей как стимулирующий фактор для повышения успеваемости.

Структура деятельности учителя и ученика

Наиболее эффективным обучение станет тогда, когда учащийся проявит максимальную активность, а преподаватель будет выполнять функцию консультанта и организатора учебного процесса, в котором осуществляется самостоятельная учебно-познавательная, учебно-исследовательская деятельность учащихся. В связи с этим, предлагаем следующую структуру деятельности учителя и ученика:

1. Ознакомление учащихся с предметной областью, содержанием предстоящего исследования, методами исследования, познавательными действиями.
2. Постановка проблемы учителем; подведение учащихся вопросами к пониманию затруднений в проведении исследования. Затруднения могут касаться поиска данных, их интерпретации, планирования, проведения эксперимента, построения выводов…
3. Побуждение учащихся к поиску возможных решений, выдвижению гипотез.
4. Побуждение учащихся к поиску способов преодоления затруднений, к планированию эксперимента, поиску данных, их организации и построению умозаключений.

Итогом курсов является творческий отчёт каждого учащегося, содержащий:

– описание объектов наблюдения;
– описание результатов наблюдений;
– выдвижение гипотезы;
– описание исследования (или результат работы с дополнительной литературой);
– выводы.

Мои открытия

Рисунок 3

Воздух легко сжимается, резина обладает упругостью

Рисунок 4

В мясорубке есть не только рычаг, но и архимедов винт

Рисунок 5

Горящую спичку можно долго держать в руке

Рисунок 6

Если горячую пищу накрыть крышкой, на внутренней стороне крышки образуется конденсат

Рисунок 7

Круговорот воды в природе может объяснить физика

Рисунок 8

У собак нет потовых желез