Активизация речемыслительной деятельности учащихся через игры и игровые приемы

Разделы: Иностранные языки


Речемыслительная деятельность – единый процесс порождения мысли и речи – составляет материальную базу общения. Овладение учащимися основами общения, непосредственного и опосредованного (чтение и письмо), является главной практической целью обучения иностранным языкам в школе.

Активизация речемыслительной деятельности – это процесс, направленный на достижение специфической мыслительной и речевой активности, осуществляемой при побуждении, руководстве и контроле со стороны учителя и способствующий скорейшему и успешному достижению планируемого результата обучения.

Одним из средств активизации речемыслительной деятельности является игра. Использование игровой ситуации, ролевой игры на уроке усиливает эмоциональное восприятие материала. В процессе игры учащиеся приобретают опыт речевого общения.

Игры я провожу на всех этапах обучения немецкому языку. Прежде, чем предложить игру на уроке своим ученикам, продумываю ее целесообразность, определяю цели игры в соответствии с задачами учебного процесса. Игра должна решать конкретную задачу, посильную для участников.

На этапе подготовки к игре продумываю все “технологические” детали игры. Будет ли это командная игра или индивидуальная, при каких условиях засчитывается выигрыш, сколько “шагов” (вопросов, реплик) сделают играющие, как будут начисляться баллы, какое обеспечение, речевые опоры, задания необходимы для каждой конкретной игры. Только тщательная подготовка обеспечит успех и эффективность игры.

Во время вводного курса учащиеся знакомятся с большим количеством лексических единиц. Значительную помощь в усвоении этих слов оказывает игра “Учитель и ученик”. Каждый хочет побывать в роли учителя, поэтому все активны.

В игре незаметно осваивается лексика, расширяется словарный запас, отрабатывается употребление слов.

Ситуацию “Знакомство” мы проводим в игровой форме, в которой участвуют персонажи любимых детьми сказок. При обучении постановки вопросов дети охотно играют в любопытного Буратино, рассудительного Шерлока Холмса. Диалог–расспрос, обусловленный характером Буратино, позволяет провести в увлекательной форме тренировку различных вопросительных конструкций.

Для закрепления отрицания в ходе беседы играем в “упрямого Фому”, который не хочет верить очевидным фактам. Возможность говорить не от своего имени, а от имени персонажа, позволяет детям освобождаться от страха показаться смешным, от стеснительности, от тревоги. Игра разрушает психологический барьер, сковывающий ребенка, раскрепощает его, стимулирует фантазию, раскрывает творческие возможности.

Для усвоения речевых образов в 5 классе провожу также игры с картинной наглядностью. Игра “Замкнутый круг” служит для автоматизации употребления речевых образов – название предмета и его качества. Игру провожу в группах, равных по количеству учащихся и по уровню их знаний. В каждой команде хорошо подготовленный ученик исполняет роль консультанта. Один участник команды - Буратино, который спрашивает, какой предмет изображен на предложенной картинке и какого он качества, остальные члены команды отвечают на его вопросы. Если кто-то из команды делает ошибку, то круг разрывается. Выигрывает та команда, которая замкнет круг.

При обучении названия действий провожу игру “Лесенка”. Каждый участник команды готовит по три предложения, соответствующие речевым образцам. Выигрывает та команда, которая “не споткнется” ни разу.

С усложнением учебного материала усложняются и игры. С целью активизации лексики по изученным темам провожу командные эстафеты. Ученики за определенное время должны написать как можно больше слов по теме на доске, передавая друг другу мел, как эстафетную палочку.

“Аукцион” – кто скажет (назовет) больше слов по теме за определенное время. Выигрывает тот, кто последним из участников скажет слово.

“Чепуха” – ведущий в быстром темпе произносит фразы. Если содержание фразы соответствует действительности, играющие, стоя, повторяют фразу. Но если ребята услышат “чепуху”, то они должны молча сесть. Затем один из них должен молча опровергнуть высказывание. Тот, кто по невнимательности повторил чепуху, выбывает из игры.

“Волшебный мешочек” - у учителя в руках красивый пакет или мешочек с игрушками, школьными принадлежностями. Дети угадывают, что находится в мешочке.

“Пантомима” – кто-то из детей показывает предмет по теме или какое-то действие. Остальные, задавая вопросы, отгадывают, что это, или какое действие он выполняет.

При отработке речевого образца с глаголом “haben”, играем в “хвастунишек” (Ich habe ein Buch und du? Was hast du?).

Игра меняется и по мере усвоения лексического и грамматического материала. Детям предлагаю составить самый интересный рассказ, используя лексику по теме, составить анаграммы или палиндромы. Командный характер игры, дух соперничества и соревновательности определяет успех.

При обучении говорению результативным является прием “Покормим белочку”. В корзину белочки опускают столько орешков, сколько предложений произнесли учащиеся.

Грамматические игры применяю с целью научить практически применять знания по грамматике немецкого языка. Эти игры также носят соревновательный характер. На этапе закрепления грамматического материала использую домино, лото, которые дети готовят сами.

Игры помогают также при обучении аудированию и говорению. Моим ученикам нравятся уроки аудирования, которые я провожу в форме игры- соревнования.

На одной доске я записываю вопросы и задания к тексту. На другой - рисую таблицу, куда вношу номера заданий и имена детей. После прослушивания текста дети выполняют задание, записывая ответы в тетрадь. За каждый правильный ответ на доске выставляю баллы (перед игрой оговариваем количество баллов за задание). В конце урока каждый ученик посчитывает количество баллов, и затем определяется победитель – кто больше всех набрал баллов. Каждый ученик заинтересован в том, чтобы заработать их как можно больше. Дети ждут этих уроков.

Но, чтобы решить основную игровую задачу – стать победителем, ученику необходимо решить учебную: понять текст. Учебная задача, облаченная в форму игры-соревнования, стала привлекательной для учащихся, приобрела личностный смысл. Такая форма урока стала гораздо эффективней традиционной, что подтверждают результаты обучения.

Одной из эффективных форм игрового общения является ролевая игра. Творчество школьников особенно ярко проявляется при проведении таких игр. На начальном этапе обучения применяю ролевые игры сказочного содержания. В пятом классе дети охотно участвуют в играх по сюжетам сказок.

“Теремок” - обитатели теремка задают вопросы гостям и только после ответа разрешают им войти. Дети очень охотно принимают воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный сюжет.

В 6 классе провожу ролевую игру при изучении темы “Дары осени”. Дети не только выступают в ролях продавцов и покупателей, но и сами оформляют игру сделанными своими руками муляжами овощей и фруктов.

При изучении темы “Немецкие школы. Какие они?” использую игру “Посещение выздоравливающего друга”.

В 7 классе при работе над темой “Движение в современном городе” дети охотно играют в полицейских и прохожих. После введения и отработки слов по подтеме “Внешность”, предлагаю ребятам ролевую игру “Потерялся друг”. Дети получают задание: “Представьте, что вы в Германии, в туристическом путешествии. Ваш друг потерялся. К вам подходит полицейский и предлагая помощь, просит описать внешность потерявшегося”.

В 9 классе при прохождении темы “Проблемы молодежи в Германии” устраиваем конференцию, на которой представители русской и немецкой делегаций обмениваются мнениями по данной теме.

Обобщающий урок по теме “Средства массовой информации” проходит в форме имитационной игры “Суд над средствами массовой информации”, c предварительным распределением ролей адвоката, прокурора, потерпевших, свидетелей.

Практика применения игр и игровых приемов показала, что при их использовании, учащиеся активно и охотно трудятся, легко, осмысленно и прочно усваивают материал, а главное, умеют им практически пользоваться.

Каждый ученик, участвуя в игре, постепенно приобретает уверенность, успешность и состоятельность, что повышает интерес к предмету, а значит, повышает мотивацию обучения.

Литература

  1. Маслыко Е.А. , Бабинская П.К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск: Высчшая школа, 1996.
  2. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика. М.: Педагогика, 1991.
  3. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988.
  4. Раввинская С.В. Игры при изучении немецкого языка в 4 классе.//Иностранные языки в школе, №4, 1985.
  5. Рабинович Ф.М., Баллер Э.Э., Голубенко Е.С. Ролевая игра – эффективный прием обучению.// Иностранные языки в школе , 6, 1983.
  6. Гудкова Л.М. игры на уроках английского языка в младших классах.// Иностранные языки в школе – 4 – 1988.
  7. Малышева Г.И. Пусть урок будет интересным. .// Иностранные языки в школе , 6, 1983.
  8. Баев П.М. Играем на уроках русского языка. М.: Русский язык, 1989.
  9. Тамбовкина Т.Ю. // Иностранный язык в школе,№2, 1998.