Обобщающий урок-путешествие (5-й класс). Тема: "Умножение и деление натуральных чисел"

Разделы: Математика

Класс: 5


ЦЕЛИ УРОКА:

  • Закрепление приобретенных по теме знаний и умений:
  • умение умножать и делить многозначные числа столбиком, применять свойства умножения для решения задач и уравнений, решать задачи на составление уравнений, делить с остатком; знание свойств умножения, правил нахождения неизвестных компонентов.

  • Развивать вычислительные навыки, устную и письменную математическую речь, память
  • Содействовать воспитанию интереса к математике, активности.

Оборудование: 9 карточек и 3-4 конверта для задания №1, магнитная доска, на полосках бумаги выражения для задания №2. Карточки для устного счёта, карточки с числами и буквами, магнитофон, запись частушек Бабы-Яги, задачи №1 и №,2 по одной на парту, карточки с примерами и бланк для ответов для каждого ученика, один шаблон для проверки ответов. Плакат с девизом урока, маршрут путешествия. Портрет Виета. Баба - Яга.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1.Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по тропинкам математики. Наше путешествие мы будем совершать под девизом: “Математики тропинки, одолеем без запинки”. Но в дорогу всегда что-нибудь берут. Ребята, что мы с вами возьмем в путешествие? Молодцы! Мы возьмем в путешествие смекалку, дружбу, а еще нам понадобятся в пути знания по теме “Умножение и деление натуральных чисел”.

II. Первая тропинка “Отвечай-ка”

Два ученика работают у доски:

Задание №1: Разбейте данные слова на несколько столбиков ( 3-4 конверта в которые нужно разложить полосы с написанными словами) и озаглавьте каждый, т.е. нужно подобрать к словам в данном столбике обобщающее слово.

переместительное
умножение
деление
делимое
частное
множитель
сочетательное
делитель
распределительное

На магнитной доске выражения

Блок 1.

1) а * (в+с)=а*в+а*с

2) а * (в* с)=а * (в * с)

3) а * в = в*а

4)а + (в+с)=(а+в)+с

Блок 2.

1) 5а+7

2) 13х+15х

3) 35m-2m

4) 34 * 17 + 66 * 17

5) 100а-а

Задание №2: Укажите, какое из выражений в блоках 1 и 2 “лишнее”. Сформулируйте признак, по которому выбралось это “лишнее”. Если есть несколько вариантов, укажите хотя бы два из них.

Остальные ребята работают устно:

1. Упростите выражение:

25х+15х; 19р-р; 8с+с; 12у-3у; 8а+а-9а; 9х+9х-4х; 21с-20с; у+у; р+19р

2. Найдите значение выражения:

289*3+211*3; 548*243-243*448; 138*36+100*36-38*36; 3245*567-567*3145

Какими свойствами пользовались, выполняя данные задания?

3.Решить уравнения. Сформулировать правило нахождения неизвестного компонента.

87-х=39; у+24=43; х-43=38; 48х=96; 2х+5=25; 3у=81; 2х+3х=25

4. Примените распределительное свойство умножения (раскройте скобки)

(8+а)*7; (12-с)*8; 9*(4-а);

III. Вторая тропинка - "Историческая".

На этой тропинке мы узнаем новые интересные факты из истории математики. А чтобы угадать, о ком идет речь, решим уравнения. На доске карточки с ответами, а с другой стороны записаны буквы. Решив уравнения, правильно, мы сможем прочитать, о ком идет речь.

Решить уравнения:

  1. 4х+5х-5=94
  2. 9х-х+10=90
  3. 15у-у-16=82
  4. 10 * (40+х)=480

Как вы думаете, ребята, что нам нужно сделать с полученными буквами, чтобы узнать о ком идёт речь? (Ребята предлагают свои варианты, если не догадываются, учитель предлагает расставить числа в порядке возрастания.) Итак, речь идёт о великом французском математике Франсуа Виете.

11 10 7 8
Т Е В И

Историческая справка. Франсуа Виет, как мы уже знаем, занимался проблемой уравнений. Он ввел буквенное обозначение коэффициентов уравнения. Виет человек необыкновенно устремленный, обладавший острым умом, он достигал блестящих результатов во всех математических задачах, которыми он занимался. Огромную славу Виет приобрел во времена франко-испанской войны. Испанские инквизиторы знали почти все тайные замыслы французов, их операции и выигрывали одно сражение за другим. Дело в том, что испанцы изобрели тайный специальный шифр, что даже перехваченные сообщения не могли помочь французам. И этот шифр не поддавался разгадке. И тогда король обратился к Франсуа Виету. Многие дни и ночи провел Виет в поисках разгадки шифра и подобрал ключ. В результате Франция стала наносить одно поражение Испании за другим. Когда испанцы узнали, что их шифр разгадан, то испанские инквизиторы объявили французов в сговоре с дьяволом, так как, по их мнению, только один дьявол мог разгадать их хитроумный шифр. Так Франция выиграла войну с Испанией, а помог в этом великий французский математик, служивший при дворе Генриха IV.

IV. Третья тропинка “Сказочная”

(Тихо звучат частушки Бабы-Яги, ученик читает стихотворение)

В наши дни из сказки смело,
Лишь застлало небо мглой,
Бабка ведьма прилетела
В ступе с длинною метлой!
Повертелась, покружилась,
Покидая высоту.
И случайно очутилась
Ведьма в аэропорту!
Подходила и к пилотам:
-Это что за ступолеты?
Рассмеялись летчики:
-Ступолеты прочные!
-Хороши-то, хороши,
Но мою седую ступу
Ругать тоже не спеши!
Сделала ремонт я ей,
Реодвигатель у ней!
Кто скорей взовьется в небо?
На лету оно видней.

Задача№1

Если реактивная ступа увеличит скорость на 80 км\час, то пролетит за два часа столько же, сколько самолет за 4 часа со скоростью 180 км\час. Найдите скорость реактивной ступы (один ученик у доски, остальные в тетрадях)

Какова же скорость реактивной ступы? Молодцы!

V. Четвёртая тропинка “Отдыхай-ка”

Давайте немного отдохнем (физминутка)

На одной ноге постой-ка
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу правую подними
Да смотри, не упади,
А теперь постой на левой
Если ты солдатик смелый.

А из какой сказки солдатик? Кто написал эту сказку?

З а д а ч а №2:

25 солдатиков были сделаны из старой оловянной ложки массой 248 грамм. 24 солдатика были одинаковыми, а двадцать пятый оказался одноногим. Его отливали последним и олова немного не хватило. Какова масса последнего солдатика? (Задача решается устно. Ответ: масса каждого солдатика 10 грамм, а последнего 8 грамм.)

VI. Пятая тропинка “Посчитай-ка”

Каждому предлагается карточка с заданием. К каждой задаче даны четыре ответа, только один из которых верен. Вы должны в специальном бланке поставить номер своего варианта и зачеркнуть номер полученного ответа по каждому заданию.

(У учителя изготовлен шаблон с отверстиями (отверстия закрашены) накладывая который на бланки учащихся можно установить правильность решения каждой из четырёх задач. Верные ответы занумерованы во всех вариантах так, что они проверяются одним и тем же шаблоном. Шаблон накладывается на бланк так, чтобы надпись соответствующего варианта была вверху)

№1
№2 1 2 3 4
№3 1 2 3 4
№4 1 2 3 4

Бланк ученика

В4            
        В1
       
В3     В2

Шаблон для проверки

Карточки:

Вариант 1.

Вычислите:

1)123*305

ответы: 1) 32215 2)4305 3)37525 4)37515

2) 6370 :98

ответы: 1)65 2)55 3) 45 4) 75

3) 658*13

ответы: 1)8564 2) 8454 3) 8554 4) 7554

4) (489-444)*6-207

ответы: 1)73 2)63 3)477 4)53

 

Вариант 2.

Вычислите:

1) 85 * 603

ответы: 1)51255 2) 5355 3)5255 4)51355

2) 294*24

ответы: 1)764 2)75006 3) 7056 4)756

3) 1312:16

ответы: 1) 87 2)86 3)83 4)82

4) 28+51*11-400

ответы: 1)989 2)189 3) 199 4) 209

 

Вариант 3

Вычислите:

1) 64*805

ответы: 1) 5152 2) 51460 3)51520 4)5440

2) 1820 :28

ответы: 1) 605 2) 65 3)85 4)55

3) 526*17

ответы: 1)8932 2)8952 3)8943 4)8942

4)123-69:3+21

ответы: 1)121 2)89 3)99 4)79

 

Вариант 4

Вычислите:

1)302 *58

ответы: 1)72526 2)3926 3) 17516 4)1766

2) 328*17

ответы: 1) 5576 2) 5586 3)5676 4) 5756

3) 6497:89

ответы: 1)72 2)73 3)71 4)83

4) (396-341) *8-104

ответы: 1) 126 2) 324 3)363 4)336.

 

Задание на дом:

Придумать 4-6 примеров на применение распределительных законов умножения

№ 611 (а, в) - примеры на порядок действий

Дополнительно № 612 (для любителей математики, разгадать чайнворд).

VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Вот и закончилось наше путешествие по тропинкам математики. Что нового вы узнали, чему научились, что вспомнили, повторили?….

Всё верно, мы повторили материал по теме “Умножение и деление натуральных чисел”, решая примеры, уравнения и задачи. И еще раз убедились, что математика интересная наука.