Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок по теме: ''Полезные ископаемые''

Разделы: Преподавание в начальной школе


Класс: 3.

Форма урока: групповая.

Задачи:

  • Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам, познакомить с полезными ископаемыми Хакасии.
  • Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Оборудование:

  • учебник "Природоведение" для 3 класса (автор – Плешаков А. А.);
  • карточки с заданиями для повторения по теме: "Вода, ее свойства, охрана воды";
  • коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого;
  • иллюстрации добычи полезных ископаемых и профессий людей, занятых в добыче.

ХОД УРОКА

В начале урока детям предлагаются жетоны разного цвета, в зависимости от которых они делятся на 6 групп.

I. Повторение ранее изученного.

Учитель: На прошлом уроке мы закончили тему: "Вода, её свойства, охрана воды". Сейчас мы это повторим. Работать будем в группах, у каждой группы свой вопрос, записанный на карточке. Готовите ответ вместе, отвечает один ученик из группы, остальные внимательно слушают и могут добавлять.

Карточки с заданиями:

I группе:

  • Представь, что ты частица воды. Расскажи какое путешествие ты совершаешь в природе.
  • Ответь на вопрос: "Можно ли принести воды в решете?"

II группе:

  • Расскажи для чего нужна человеку вода, используя следующие слова и словосочетания. Приведите примеры.
    • приготовление пищи,
    • в производстве,
    • в сельском хозяйстве,
    • в медицине,
    • в быту,
    • здоровье,
    • водная дорога,
    • электроэнергия.

III группе:

  • Выбери из слов то, что вредит воде: бытовой мусор, нефть, водные животные, отходы заводов и фабрик, водные растения, неисправный кран в доме.

IV группе:

  • О чём говорят подсчеты ученых? Какие следует сделать выводы?
  • Пресная вода составляет менее 3? всей воды на Земле.
  • Для получения 1т. стали используется 150 т. воды.
  • Каждый литр сточных вод, попадая в водоем, приводит в негодность 100 л. хорошей воды.
  • Всего 5 г. нефтепродуктов затягивают пленкой 50 кв. м. водной поверхности.

V группе:

  • Представь, что на берегу реки произошла экологическая катастрофа, и в реку попало большое количество нефти. Проследи, как экологическая катастрофа на берегу малой реки может повлиять на жизнь Мирового океана.

VI группе:

  • Используя схему, расскажи о мерах по охране вод:
    • строительство очистных сооружений
    • экономия воды
    • посадка и охрана растений по берегам водоёмов
    • использование для очистки воды растений и животных, являющихся живыми фильтрами
    • контроль за уровнем загрязнения вод

II. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с полезными ископаемыми. Узнаем об их свойствах и значении для человека. Все природные богатства, которые человек добывает из глубин земли или с её поверхности – это полезные ископаемые. А почему они ископаемые? И почему полезные?

Ответы детей.

– Давайте сравним наши предположения с выводами в учебнике на с. 46.

Зачитывает один из учащихся.

  • Но мы с вами сегодня познакомимся только с некоторыми полезными ископаемыми и поучимся самостоятельно определять их свойства.

III. Практическая работа учащихся.

На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы – свой) и план его описания:

  1. Напиши название полезного ископаемого.
  2. Определи его свойства (с. 46 в учебнике № 2)
  3. Где используется это полезное ископаемое?
  4. Есть ли оно в нашей республике: Хакасии, если есть, знаешь ли ты где? (Можно пользоваться атласом Хакасии)

Работая в группе, дети определяют свойства своего полезного ископаемого, а затем вместе с учителем заполняют таблицу на доске.

Название

Свойства

Использование

В Хакасии

1.      
2.      

Учитель: Я вижу, что группы готовы, переходим к заполнению таблицы на доске.

Дети отвечают, учитель записывает.

I гр. – каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета.

  • применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство.
  • обозначается:
  • в Хакасии: Минусинский каменно-угольный бассейн, Черногорское, Изыхское месторождения.

Учитель: И, действительно, миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь? (В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли)

II гр. – гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, серого цвета, основное свойство – прочность.

  • используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется – им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.
  • обозначается:
  • в Хакасии: Высокогорное месторождение.

Учитель: Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.

III гр. – торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета.

  • используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции.
  • обозначается:
  • в Хакасии: не найдено.

Учитель: Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть торф. Когда воду выкачивают из такого болота, торф можно разрезать на куски, просушить и обжигать.

IV гр. – железная руда – твердое, непрозрачное, очень плотное, негорючее, темно-коричневого цвета.

  • основное свойство – плавкость; в доменных печах выплавляют чугун –> сталь –> железо –> металл.
  • обозначается:
  • в Хакасии: Тейское месторождение, Абаканский рудник (5 км. от Абазы).

Учитель: Плотное мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки железной руды притягиваются к магниту. В Хакасии найдено в 130 местах. Добывают открытым способом и в шахте, где залегает глубоко. Пласты взрывают и ковшом черпают в образовавшемся карьере руду.

V гр. – глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета.

  • используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды.
  • встречается повсюду, очень распространенное полезное ископаемое, в Хакасии тоже есть.

Учитель: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.

VI гр. – известняк – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета.

  • используется в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.
  • В Хакасии: в Усть-Абаканском и Аскизском районах.

Учитель: Образовался из остатков совсем крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки и слышится шипение. Разновидность известняка: мел.
Давайте, опираясь на свойства полезных ископаемых в нашей таблице, разделим их на группы. (Cтроительные: известняк, глина, гранит; рудные: железная руда; топливные: к