Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Урок по теме: ''Полезные ископаемые''

Разделы: Преподавание в начальной школе


Класс: 3.

Форма урока: групповая.

Задачи:

  • Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам, познакомить с полезными ископаемыми Хакасии.
  • Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Оборудование:

  • учебник "Природоведение" для 3 класса (автор – Плешаков А. А.);
  • карточки с заданиями для повторения по теме: "Вода, ее свойства, охрана воды";
  • коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого;
  • иллюстрации добычи полезных ископаемых и профессий людей, занятых в добыче.

ХОД УРОКА

В начале урока детям предлагаются жетоны разного цвета, в зависимости от которых они делятся на 6 групп.

I. Повторение ранее изученного.

Учитель: На прошлом уроке мы закончили тему: "Вода, её свойства, охрана воды". Сейчас мы это повторим. Работать будем в группах, у каждой группы свой вопрос, записанный на карточке. Готовите ответ вместе, отвечает один ученик из группы, остальные внимательно слушают и могут добавлять.

Карточки с заданиями:

I группе:

  • Представь, что ты частица воды. Расскажи какое путешествие ты совершаешь в природе.
  • Ответь на вопрос: "Можно ли принести воды в решете?"

II группе:

  • Расскажи для чего нужна человеку вода, используя следующие слова и словосочетания. Приведите примеры.
    • приготовление пищи,
    • в производстве,
    • в сельском хозяйстве,
    • в медицине,
    • в быту,
    • здоровье,
    • водная дорога,
    • электроэнергия.

III группе:

  • Выбери из слов то, что вредит воде: бытовой мусор, нефть, водные животные, отходы заводов и фабрик, водные растения, неисправный кран в доме.

IV группе:

  • О чём говорят подсчеты ученых? Какие следует сделать выводы?
  • Пресная вода составляет менее 3? всей воды на Земле.
  • Для получения 1т. стали используется 150 т. воды.
  • Каждый литр сточных вод, попадая в водоем, приводит в негодность 100 л. хорошей воды.
  • Всего 5 г. нефтепродуктов затягивают пленкой 50 кв. м. водной поверхности.

V группе:

  • Представь, что на берегу реки произошла экологическая катастрофа, и в реку попало большое количество нефти. Проследи, как экологическая катастрофа на берегу малой реки может повлиять на жизнь Мирового океана.

VI группе:

  • Используя схему, расскажи о мерах по охране вод:
    • строительство очистных сооружений
    • экономия воды
    • посадка и охрана растений по берегам водоёмов
    • использование для очистки воды растений и животных, являющихся живыми фильтрами
    • контроль за уровнем загрязнения вод

II. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с полезными ископаемыми. Узнаем об их свойствах и значении для человека. Все природные богатства, которые человек добывает из глубин земли или с её поверхности – это полезные ископаемые. А почему они ископаемые? И почему полезные?

Ответы детей.

– Давайте сравним наши предположения с выводами в учебнике на с. 46.

Зачитывает один из учащихся.

  • Но мы с вами сегодня познакомимся только с некоторыми полезными ископаемыми и поучимся самостоятельно определять их свойства.

III. Практическая работа учащихся.

На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы – свой) и план его описания:

  1. Напиши название полезного ископаемого.
  2. Определи его свойства (с. 46 в учебнике № 2)
  3. Где используется это полезное ископаемое?
  4. Есть ли оно в нашей республике: Хакасии, если есть, знаешь ли ты где? (Можно пользоваться атласом Хакасии)

Работая в группе, дети определяют свойства своего полезного ископаемого, а затем вместе с учителем заполняют таблицу на доске.

Название

Свойства

Использование

В Хакасии

1.      
2.      

Учитель: Я вижу, что группы готовы, переходим к заполнению таблицы на доске.

Дети отвечают, учитель записывает.

I гр. – каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета.

  • применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство.
  • обозначается:
  • в Хакасии: Минусинский каменно-угольный бассейн, Черногорское, Изыхское месторождения.

Учитель: И, действительно, миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь? (В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли)

II гр. – гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, серого цвета, основное свойство – прочность.

  • используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется – им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.
  • обозначается:
  • в Хакасии: Высокогорное месторождение.

Учитель: Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.

III гр. – торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета.

  • используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции.
  • обозначается:
  • в Хакасии: не найдено.

Учитель: Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть торф. Когда воду выкачивают из такого болота, торф можно разрезать на куски, просушить и обжигать.

IV гр. – железная руда – твердое, непрозрачное, очень плотное, негорючее, темно-коричневого цвета.

  • основное свойство – плавкость; в доменных печах выплавляют чугун –> сталь –> железо –> металл.
  • обозначается:
  • в Хакасии: Тейское месторождение, Абаканский рудник (5 км. от Абазы).

Учитель: Плотное мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки железной руды притягиваются к магниту. В Хакасии найдено в 130 местах. Добывают открытым способом и в шахте, где залегает глубоко. Пласты взрывают и ковшом черпают в образовавшемся карьере руду.

V гр. – глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета.

  • используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды.
  • встречается повсюду, очень распространенное полезное ископаемое, в Хакасии тоже есть.

Учитель: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.

VI гр. – известняк – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета.

  • используется в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.
  • В Хакасии: в Усть-Абаканском и Аскизском районах.

Учитель: Образовался из остатков совсем крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки и слышится шипение. Разновидность известняка: мел.
Давайте, опираясь на свойства полезных ископаемых в нашей таблице, разделим их на группы. (Cтроительные: известняк, глина, гранит; рудные: железная руда; топливные: каменный уголь, торф)

Учитель: А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? (Нефть)

– Да, это маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Из нее получают бензин, керосин, машинное масло. Залегает глубоко в земле. Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища.

  • Обозначается:
  • В Хакасии: нет.

Учитель: Многие видели, как голубым пламенем горит на кухне газ. Это тоже полезное ископаемое. Из него получают пластмассы, каучук, из которого изготавливают резину. Он бесцветен, с еле ощутимым запахом, но быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла. От месторождений газа проводят газопроводы на много километров, по которым он поступает в крупные города и поселки.

  • Обозначается:

– К какой группе полезных ископаемых мы отнесем нефть и газ? (Топливные, т. к. основное свойство горючесть)
– А как добывают полезные ископаемые, мы прочитаем на с. 48 в учебнике.

Дети открывают книги на с. 48, читает один учащийся.

– Как вы думаете, легкий ли труд у этих людей? Что мы должны делать? (Уважать труд людей, занятых в добыче полезных ископаемых)
– Как называются профессии этих людей? (Нефтяник, шахтер, буровик, камнеобработчик)

IV. Обобщение, подведение итогов урока.

Учитель: Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд.

По горизонтали:

1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

3. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)

4. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

5. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)

6. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)

8. Она варились долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда)

По вертикали:

1. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

2. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)

7. Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф)

9. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)

V. Домашнее задание.

– Описать любое полезное ископаемое нашей местности, о котором мы не говорили на уроке, по тому же плану в тетради.