Организация летнего отдыха учащихся (из опыта воспитательной деятельности школы)

Разделы: Администрирование школы


Крайний Север. Заполярье. Начиная с побережья Белого моря и до предгорий Северного Урала, раскинулся наш Ненецкий Автономный округ, обширный по территории, разнообразный по рельефу, суровый по своему климату и богатый по запасу природных богатств. В этом заповедном месте на берегу реки Печоры расположился город Нарьян-Мар – "Красный город".

Муниципальная средняя образовательная школа № 2 – старейшая школа города Нарьян-Мара, в 2005 году мы готовимся достойно отметить своими успехами 100-летний юбилей. В настоящее время в школе успешно обучается около трёхсот детей. За многие десятилетия у нас сложились прочные традиции школьной жизни, одной из которых является организация летнего отдыха учащихся школы.

Суровый климат крайнего Севера отрицательно сказывается на состоянии здоровья его жителей. Для детей, проживающих на Севере, характерен высокий уровень заболеваемости. По данным окружной больницы, практически здоровых детей в округе –17%. Под влиянием неблагоприятных климатоэкологических факторов Севера у каждого третьего ребёнка происходит отставание на 2–5 лет возрастного развития иммунной системы. Среди детей быстро распространяется употребление алкоголя, рост числа правонарушений. На сегодняшний день в школах остро стоит вопрос проблемы сохранения здоровья детей и подростков. Разработка эффективных мер по оздоровлению учащихся, по привитию навыков сохранению здоровья имеет важное значение для администрации школы. Приоритетным аспектом в воспитательной системе школы является пропаганда здорового образа жизни, над данной методической темой наша школа работает уже четвёртый год. Организация оздоровительного каникулярного отдыха учащихся школы – одно из важных направлений данной работы.

В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Лето – это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим. Ежегодно администрация школы проводит работу по организации летнего лагеря отдыха и оздоровления учащихся школы, сложилась определённая традиционная система в организации каникулярного отдыха в летний период. Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения

Реальность такова, что система образования по-прежнему остаётся главным организатором отдыха и оздоровления детей. Летний отдых – это не только социальная защита, это и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка. Все направления работы летнего школьного лагеря -физкультурно-оздоровительное, туристско-краеведческое и трудовое – имеют познавательный характер. Организация досуга, игровая деятельность должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям. Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребёнка, балансирует его мышление и эмоции.

В 2001 году в нашей школе была принята перспективная "Программа организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период на 2001–2005 годы", которая предусматривает комплексное решение проблем организации летнего отдыха и оздоровления учащихся школы, обеспечение их безопасности.

Программа направлена на создание благоприятных условий для оздоровления и организации досуга учащихся в период каникул, на увеличение количества детей, охваченных организованным отдыхом. / Приложение 1. “Программа организации отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период на 2001–2005 годы” и Приложение 2./

Составляя ежегодно план-прогноз по организации летнего отдыха учащихся, администрация школы ставит перед собой задачи по охвату большего количества детей организованным отдыхом. В соответствии с Положением школы о летнем лагере дневного пребывания / Приложение 3. Положение о лагере отдыха с дневным пребыванием учащихся МСО школы № 2 / администрация школы организует летний отдых детей в лагере дневного пребывания в три смены: в июне – детская площадка из трёх профильных отрядов и трудовой лагерь, в июле – детская площадка, в августе – трудовой лагерь для подготовки школы к новому учебному году. Каждый год в среднем около 160 детей / что составляет 40% от общего числа учащихся школы / отдыхает в летнем лагере при школе.

В 2002 году в школе была принята Подпрограмма организации отдыха учащихся школы в период осенних, зимних и весенних каникул. Назрела необходимость грамотно организованного отдыха детей и подростков в каникулы между учебными четвертями. В планирование работы на осенние, зимние и весенние каникулы администрация школы обязательно включает организацию:

  • спортивно-массовых мероприятий (спортивные праздники "Папа, мама, я – спортивная семья", "Малое Северное Сияние", соревнования по баскетболу, лыжам, волейболу, футболу, мини-футболу);

  • туристических походов в осенний, зимний и весенний лес,

  • культурно-массовых мероприятий: конкурсов "Караоке", "Вытворяшки", фестивалей искусств, праздничных концертов учащихся для жителей посёлка;

  • Дней здоровья, которые стали традиционными в период осенних, зимних и весенних каникул;

  • Школы лидерства: "Оснянка", "Зимнянка" и "Веснянка", так полюбившихся школьным активистам и многое-многое другое.

Большое внимание администрация школы уделяет созданию необходимых условий для обеспечения непрерывного воспитательного процесса в области безопасного дорожного движения и правил техники безопасности школьников. Не только в процессе воспитательной деятельности в течение учебного года, но и в планирование работы лагеря при школе включены мероприятия по совершенствованию знаний, умений и навыков безопасного поведения на улицах , дорогах, воде, предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма, формированию прочных умений и навыков безопасного поведения на водоёмах. Приказом директора школы назначается ответственный за своевременность обучения по безопасности труда работников лагеря. С сотрудниками лагеря проводится инструктаж по обеспечению безопасности жизнедеятельности, санитарно- гигиеническим правилам, правилам пожарной безопасности, поведения детей на воде, в походах, при выполнении общественно-полезных работ, проведении спортивных и других мероприятий, а также по оказанию первой доврачебной помощи при несчастных случаях. В период работы лагеря педагогический коллектив проводит обязательные плановые и внеплановые инструктажи с детьми по правилам техники безопасности и дорожного движения. Основная задача этого направления – пропагандистская и образовательная деятельность в области безопасного поведения детей и подростков.

Данная проводимая в системе работа даёт положительные результаты. На протяжении последних нескольких лет, не смотря на то, что образовательное учреждение расположено вблизи оживленной проезжей части в школе не было пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Систематическая работа администрации школы, проводимая по охране труда и здоровья учащихся, позволила снизить до минимума количество несчастных случаев с детьми во время учебного процесса и каникулярного отдыха учащихся.

Практически перед каждой семьёй ежегодно встаёт проблема летних каникул. А особенно перед семьями многодетными, малообеспеченными, семьям так называемой "группы риска". В нашей школе таких семей большинство, микрорайон посёлка Лесозавод, на территории которого находится школа, отличается большим количеством многодетных малообеспеченных, неполных семей. В связи с затруднительным материальным положением родители в таких семьях не имеют возможности вывезти детей на летний отдых за пределы округа, школьники проводят каникулы в Нарьян-Маре. Подростки из проблемных семей, как правило малоимущих, живут и воспитываются улицей, подвержены негативному влиянию этой среды, что способствует и провоцирует на употребление наркотиков, табачных изделий, спиртного, бесцельное времяпровождение. Особенно это проявляется в период каникул, когда дети оказываются без присмотра взрослых, поэтому так необходима непрерывная работа с детьми и подростками, нуждающимися в педагогическом контроле. Организованный отдых детей в каникулярное время – это, прежде всего социальная защита ребёнка. Администрация школы ставит перед собой задачу вовлечения в лагерь отдыха дневного пребывания в первую очередь детей - сирот, ребят из многодетных, малообеспеченных и асоциальных семей, а также детей "группы риска", находящихся на внутришкольном контроле. Летний отдых не замыкается рамками школы. Дети из многодетных, малообеспеченных семей получают бесплатные путёвки в летние санатории и лагеря через Центр социального обслуживания.

В период летних каникул особое внимание администрация школы уделяет подросткам старших классов, находящихся в трудной жизненной ситуации. Работа летнего трудового отряда – одно из важнейших направлений организации летнего отдыха в нашей школе. Отряд труда и отдыха – это включение подростков в трудовую деятельность в сочетании с активным отдыхом, культурно-развлекательными и спортивно-оздоровительными мероприятиями. Кроме того, эта форма работы позволяет подросткам не только отдохнуть, но и реализовать свои психосоциальные потребности, укрепить здоровье. Старшеклассники заняты на благоустройстве территории школы, оказывают помощь в подготовке школы к новому учебному году, занимаются оформлением школы, работают в школьном музее и т.д. Подростки занимаются самыми различными видами трудовой деятельности, а также имеют возможность заработать деньги, помочь своим семьям. К сожалению, всех желающих поработать подростков школа не может трудоустроить в лагере, поэтому администрация школы информирует старшеклассников о банке данных о рабочих местах для подростков с информацией о характере труда, об условиях и оплате.

Проводимая работа в данном направлении даёт возможность говорить о снижении темпа роста негативных социальных явлений в детской и подростковой среде.

Политику летней оздоровительной кампании определяет уровень подготовленности педагогических кадров. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребёнка. Развитие и оздоровление детей в значительной мере зависит от знаний, умений и подготовленности к работе взрослых, которые организуют жизнедеятельность ребёнка в лагере в течение каждого дня. Важным для педагогического коллектива школы является то, что каникулы – свободное от учёбы время ребёнка, которым он имеет право распорядиться, а содержание и организация этого времени – актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь взрослых неоценима. Именно в свободное время ребёнок имеет большие возможности стать организатором, активным участником социально значимой деятельности.

Один из актуальных вопросов организации работы летнего лагеря – его кадровое обеспечение. Основа педагогического коллектива лагеря – педагоги школы, во время работы в лагере складывается сплочённый коллектив единомышленников, деятельность которых направлена на грамотную методическую организацию работы и сплочение детского коллектива. Особая ответственность за проведение лагеря ложится на его начальника и организатора. Кандидатуры руководителей лагеря утверждаются по следующим критериям:

  • наличие опыта работы с детьми в каникулярный период;

  • наличие организаторского опыта;

  • степень владения знаниями по организации работы в летнем лагере дневного пребывания.

Штатное расписание лагеря подразумевает следующие категории работников лагеря: начальник лагеря, организатор лагеря, воспитатели из расчёта: на 15 человек – один взрослый, медицинская сестра, спортивный и музыкальный инструкторы. К работе в летнем лагере дневного пребывания привлекается школьный библиотекарь, работники столовой, а также технические работники школы.

Перед открытием лагеря в мае проводится заседание педагогического коллектива лагеря с повесткой дня "Организация работы летнего лагеря дневного пребывания", на котором обсуждается тема и план работы, ставятся обязательно кроме оздоровительных задач и познавательные, обсуждается прогноз количества школьников, которые примут участие в дневном оздоровительном лагере, трудовом лагере. Затем проводится инструктивно-методическое совещание администрации и руководителей лагеря "Организация воспитательного процесса в лагере", на котором утверждается план и режим работы, штат и должностные обязанности работников лагеря.

Одновременно с Программой " Организация отдыха и оздоровления учащихся в летний период на 2001–2005 годы" администрацией школы был составлен перспективный Тематический план-прогноз работы летнего лагеря дневного пребывания на 2001–2005 годы. В основу данного плана легла увлекательная идея путешествия .

  • В 2002 году в июле это было "Космическое путешествие", во время которого ребята не только знакомились с планетами, но и путешествовали по воображаемым Планетам Самоделкина, Веселых врулей, Сновидений, Чистюль, Всезнаек, Фантазёров, Чемпионов и т.д.
  • В июле этого же года смена летнего лагеря называлась "Детское телевидение". Каждый день жизни лагеря носил своеобразное название каналов: канал Знакомств, Предпринимателей, Вежливости, Романтиков, Именинников, Сказочников и т. д.
  • Летом следующего года ребята в летнем лагере при школе путешествовали по странам мира и республикам, знакомились с историей страны, с культурой жителей этих стран, изготовляли национальные костюмы, разучивали танцы народов разных стран. Много интересного узнали ребята о Греции, Италии, Бразилии, Германии, Португалии и других странах.
  • Следующая смена в лагере называлась "Путешествие по Российскому государству". Дни в лагере носили названия: “Рыцари Древней Руси", "День русской сказки, игры и забавы", "Москва – сердце России", "День президента" и т.д.
  • В юбилейный год 75-летия Ненецкого автономного округа план мероприятий был составлен согласно теме "Путешествие по берегам Печоры".

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит сохранения её в наших детях. Основными познавательными задачами данной смены стало знакомство, повторение и закрепление знаний по истории округа, воспитание уважения к традициям и обычаям народов, проживающих на территории округа и города, воспитание любви к родному краю.

Каждый день смены имел своё название, например: Экологический остров – знакомство с животным миром НАО; остров Поющих сирен – дети знакомились с музыкой Северного Сияния, разучивали песни на ненецком языке; Остров имён – встреча со знаменитыми людьми округа; Таинственный остров – путешествие по улицам города; Остров лесных тропинок – поход в лес, знакомство с целебными растениями Севера и т.д.

Жизнь в летнем лагере дневного пребывания должна быть насыщенной, полной событий и встреч. Необходимо использовать все возможности для интересного и полезного общения детей со сверстниками и взрослыми. Ребёнок – главная фигура в лагере, очень важно, чтобы он чувствовал себя по-настоящему комфортно, а это в первую очередь зависит от умения воспитателей создать микроклимат в отрядах. Отрядные дела не должны быть заорганизованными, скучными, дети отдыхают, поправляют здоровье, набираются сил, пополняют свои знания, учатся чему-то новому, приобретают новых друзей. Педагогический коллектив лагеря, составляя планирование работы, продумывает все возможности для раскрытия потенциала каждого ребёнка, при этом воспитатели учитывают желания и любимые развлечения детей, чутко реагируют на запросы, интересы, настроения детей, умеют выслушать каждого ребёнка. Конечно же, готового рецепта "Звонкого лета "не существует, но в нашей школе накопился богатый методический материал по работе летнего лагеря, организатор и воспитатели всегда могут воспользоваться им. Делать отдых детей содержательным помогают разработки КВН, Юморин, игр-путешествий, Дней здоровья, ставшего традиционным в лагере Праздника бантиков, Праздника песни и танца, Праздника цветов, конкурса парикмахеров, викторин, Хороводов друзей, ярмарок, аукционов, игры "Найди клад", рыцарских турниров, "Школы начинающего разведчика", литературных рингов, эрудит- шоу и многих других.

Каждый год ребята из летнего лагеря дневного пребывания нашей школы участвуют в городском празднике, посвящённом Дню защиты детей, посещают выставки в Выставочном зале, совершают экскурсии по городу, выезжают в кафе "Лукоморье", "Лакомка", в кинотеатр для просмотра фильмов.

Непременным условием организации жизни лагеря является посильный труд. Педагоги лагеря стараются организовать деятельность детей интересно, с выдумкой, увлечь их полезными практическими занятиями: это и благоустройство территории и помещений, и поддержание в лагере чистоты и порядка, изготовление нужных и полезных вещей, охрана природы и т.д. При этом педагоги дифференцированно подходят к каждой возрастной группе детей и подростков.

Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребёнка, балансирует его мышление и эмоции.

Оздоровительные составляющие жизни летнего лагеря в нашей школе – это оптимальный двигательный режим, сбалансированное питание, гигиенические навыки и правильный образ жизни. Работа по пропаганде здорового образа жизни в школе ведётся систематически, так как школа вот уже четвёртый год работает над данной темой, летом данная деятельность педагогического коллектива продолжается. Планируя работу в лагере, начальник лагеря и медсестра обязательно включают в план оздоровительные мероприятия: оптимальный двигательный режим медицинский профилактический осмотр детей, фитотерапию, с завариванием различных трав, витаминотерапию, которая так необходима северным детям, "Азбуку здоровья", профилактические беседы медицинских работников по формированию здорового образа жизни. В начале работы лагеря каждый год медицинский работник измеряет рост, взвешивает детей, а в конце смены проводится повторный осмотр ребят. Дети подрастают, прибавляют в весе, и мы взрослые радуемся этой положительной динамике. Значит, наша работа проходит не зря, ведь лето в лагере равняется иногда году в жизни ребёнка, после него он и на год, и на класс становится взрослее.

С помощью спорта и физкультуры в лагере решаются задачи физического воспитания детей. Каждый день в летнем лагере проводятся различные мероприятия физкультурной направленности по отрядам и общелагерные. Яркие, зрелищные, увлекательные "Весёлые старты", первенство лагеря по легкой атлетике, "Спортландия", утренняя зарядка, спартакиада лагеря, прогулки в лес, подвижные игры на свежем воздухе и многие-многие другие мероприятия дают возможность ребёнку реализовать свои физические способности. Впервые летом 2004 года в городе была организована Спартакиада среди команд летних оздоровительных лагерей. Команда нашего лагеря "Оба-на" заняла II итоговое место в Спартакиаде.

С большим интересом в лагере ребята занимаются туризмом. Самое ожидаемое желанное дело в лагере – это турпоходы. Спортинструктор и воспитатели лагеря, организовывая походы, стараются избежать бесцельного пребывания в лесу. Поход – не просто оздоровительная прогулка, он должен чем-то обогатить, что- то воспитать в подростке.

Система работы по организации оздоровительного лагеря при школе № 2 , сочетающая развитие и воспитание детей с оздоровительным отдыхом даёт позитивные результаты. Третий год подряд школа занимает призовые места в окружном конкурсе-смотре летних оздоровительных лагерей округа. Обобщая опыт работы школьного летнего лагеря дневного пребывания за 2001–2005 годы, составляя перспективную Программу летнего отдыха на 2005–2010 гг., администрация школы ставит перед собой задачи дальнейшего развития профильных отрядов в лагере:

  • лагеря актива с целью формирования активной гражданской позиции молодого человека;
  • туристско-краеведческого отряда с целью получения навыков активного туризма, знакомства с природой, историей, достопримечательностями северного края, воспитания патриотизма;
  • экологического отряда с целью воспитания бережного отношения к природе, гуманного отношения к окружающей среде и людям, возможности заниматься научно-исследовательской деятельностью;
  • спортивно-оздоровительного отряда с целью формирования здорового образа жизни, совершенствования физической подготовки учащихся;
  • лагеря труда и отдыха с целью возможности включения подростков в трудовую деятельность в сочетании с активным отдыхом.

Профильные лагеря способствуют снижению правонарушений среди несовершеннолетних в каникулярный период.