Управленческий анализ – основа стратегического менеджмента в образовании

Разделы: Администрирование школы


Рассмотрим подробнее и проанализируем факторы внешней среды Восточненской МСПОШ и их влияние на развитие стратегической генеральной линии общеобразовательного учреждения.

1. Министерство образования.

Возможности: совершенствование нормативно-правовой базы общеобразовательного учреждения, модернизация Российского образования, придание образовательным услугам приоритетных начал.

Угрозы: растущее противоречие между высокими требованиями министерства образования по выполнению федерального учебного плана и постоянно снижающимся исходным потенциалом ребёнка; повсеместное введение единого государственного экзамена, внедрение профильного обучения на старшей ступени образования.

2. Экономические факторы.

Возможности: расширение платных образовательных услуг, относительно высокий уровень спонсорской помощи образовательному учреждению.

Угрозы: уровень инфляции, низкая платежёспособность родителей, непродуманная инвестиционная политика в области образования.

3. Географический фактор.

Возможности: Восточненская МСПОШ находится в регионе Байкало-Амурской магистрали, с богатыми залежами полезных ископаемых, что даёт реальную возможность для развития зоны БАМа и создания условий для становления конкурентоспособного образовательного пространства.

Угрозы: зона БАМа находится в районе, приближённом к районам Крайнего Севера, с зимней температурой до минус 450, в сейсмическом районе предгорья Станового хребта. Неблагоприятные географические особенности способствуют оттоку населения из северного района, что в конечном итоге оказывает негативное влияние на функционирование и развитие школы.

4. Социально-демографическая среда.

Восточненская МСПОШ находится в посёлке Восточный, Тындинского района, Амурской области. Социальная среда представлена различными слоями населения:

  • 80% населения - представители рабочих профессий, с низкой мотивацией образования;
  • 3% населения – интеллигенция (врачи, учителя, библиотекарь, культурные работники Центра досуга, воспитатели ДОУ «Росинка», муниципальные служащие);
  • 17% - неработающее взрослое население.

Возможности: открытие перерабатывающего обогатительного комбината титано-магниевых руд в 2005 году создаст рабочие места и приток населения, что непосредственно скажется на работе общеобразовательного учреждения.

Угрозы: постоянно ухудшающаяся демографическая обстановка ведёт к снижению количества учащихся в школе из года в год. Близость города Тында даёт возможность выбора общеобразовательного учреждения и создаёт угрозу существованию школы.

5. Научно-технический прогресс.

Возможности: в школе работает компьютерный класс (12 персональных компьютеров класса IBM), что даёт возможность полной информатизации учебно-воспитательного процесса. Компьютерные программы по различным предметам повышают мотивацию обучения и способствуют развитию индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Информатизация учебно-воспитательного процесса делает школу конкурентоспособной.

Угрозы: интенсивный поток информации, постоянно усложняющийся научно-методический комплекс мероприятий в школе влияет на и так довольно слабое здоровье детей.

При анализе микроокружения мы учитываем интересы всех участников образовательного пространства.

Цель управленческого анализа – рассмотреть сильные и слабые стороны образовательного учреждения, оценить их важность и установить, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ. Управленческий анализ – это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей учреждения, направленный на оценку состояния образовательных услуг, их сильных и слабых сторон и выявление стратегических проблем .

Особенность управленческого анализа состоит в том, что он нацелен на перспективу, на соответствие внешним требованиям и стратегическим задачам.

Необходимость проведения управленческого анализа обусловлена несколькими факторами:

  • он необходим при разработке стратегии развития образовательного учреждения и для реализации эффективного менеджмента в образовательном учреждении;
  • он необходим для оценки привлекательности образовательных услуг со стороны социума;
  • он позволяет выявить резервы и возможности школы и определить направления адаптации внутренних возможностей школы к изменениям во внешней среде.

Основные показатели управленческого анализа:

  • содержание образования;
  • организация учебно-воспитательного процесса;
  • инновации в образовательном пространстве;
  • внедрение педагогических технологий;
  • система воспитательной работы;
  • дополнительное образование;
  • управление развитием школы.

В основе управленческого анализа лежит анализ текущей деятельности образовательного учреждения. Сильные и слабые стороны – это результат сравнения образовательного учреждения с конкурентами.

Заключительный этап управленческого анализа состоит в оценке сильных и слабых сторон и оформляется как SWOT-анализ.

Итак, рассмотрим анализ внутренней среды общеобразовательного учреждения по основным показателям:

1. Содержание образования.

Сильные стороны:

Мы будем рассматривать содержание образования с трёх позиций:

  • как педагогическую модель социального заказа;
  • как дидактическую модель учебного предмета (учебный план);
  • как учебный материал (программы, учебники, пособия).

Модель социального заказа родителей и детей на образование описана в образовательной программе школы и реализована в учебном плане и научно-методическом обеспечении его выполнения через учебный материал.

Достигнутые успехи в образовательном процессе удовлетворяют учащихся, родителей и педагогический коллектив, соответствуют поставленным целям личностно-ориентированного образования.

По итогам 2002/2003 учебного года учащиеся Восточненской МСПОШ показали высокие результаты обучения на итоговой государственной аттестации: за курс основной средней школы – 62% качества при 100% успеваемости. За курс полной средней школы – 69% качества при 100% успеваемости.

Выпускники 9-ых классов получают среднее образование:

  • 12 учащихся - Тындинский железнодорожный техникум;
  • 2 учащихся – вечерняя школа;
  • 10 учащихся – 10 класс общеобразовательной школы.

Выпускники 11-ых классов продолжают обучение: 17 учащихся в высших учебных заведениях (6 учащихся в АМГУ, 5 учащихся в педагогическом университете, 1 учащийся в Хабаровской академии государственных служащих, 3 учащихся в ДАЛЬГАУ).

Мотивом самоопределения учащимися школы является возможность реализовать свои творческие наклонности и способности в разных сферах общества.

Родители выпускников оценивают работу педагогического коллектива и ученического коллектива как высокоорганизованную, целенаправленную, дающую возможность реализовать себя в новых экономических условиях.

Учебный план школы является ключевым нормативным документом, обеспечивающим развитие школы в рамках единого образовательного пространства.

Содержание образования в школе представлено:

  • обязательной программой: цель – овладение знаниями по предметам в объёме государственных образовательных стандартов;
  • дифференцированной программой: цель – расширенное и углубленное изучение отдельных тем, разделов и проблем предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов с учётом потребностей и возможностей детей с интеллектуальными и творческими способностями.

В школьном учебном плане предусмотрены часы на изучение таких предметов, которые являются сегодня инновационными в содержании образования: экономика, граждановедение, психология, специальный курс «Здоровый образ жизни», раннее изучение информатики, раннее изучение иностранного языка, логопедические занятия, ритмика.

Слабые стороны содержания образования:

  • не предусмотрена реализация индивидуальных программ с целью расширения и углубленного изучения отдельных предметов учащимися, имеющими высокие интеллектуальные и творческие способности
  • отсутствие чётко сбалансированного учебного плана по вопросу дифференцированного обучения;
  • ни сам ребёнок, ни класс не должны быть информированы об индивидуальных коррекционных программах, по которым занимаются дети с трудностями социально-психологической адаптации.

Сильные стороны:

В современной школе общая организация учебно-воспитательного процесса подчинена главной задаче образования - получение ребёнком определённой суммы знаний, но нельзя забывать и о второй важной задаче школы - воспитании.

Итак, учебно-воспитательный процесс в нашей школе основан на принципах:

  • правового решения возникающих проблем и конфликтов;
  • демократического поведения;
  • сотрудничества с другими людьми на основе взаимного уважения, толерантности, готовности к диалогу;
  • выбора способов и форм деятельности, линии поведения в различных ситуациях, самостоятельного принятия решений и ответственности за них.

В школе разработана система совместного участия подростков и учителей и иногда родителей в создании норм и правил общей жизни как системы договоров между участниками образовательного пространства . В школе работает совет старшеклассников, который имеет реальную возможность влиять на характер решений, касающихся всей школы.

Каждому школьнику предоставлена возможность выбора изучаемых предметов, тем, заданий, темпов, видов и способов учебной деятельности.

В сфере управления создан орган, разбирающий конфликты между учащимися – «Суд чести». Ученики школы привлечены к управлению школой на основе принципа самоуправления.

Слабые стороны:

  • существует опасность использования школьниками предоставленных возможностей для расширения исключительно своих прав;
  • существует опасность простого декларирования своей позиции педагогическим коллективом без её реального изменения, это может превратить деятельность по перестройке школьной жизни в имитацию изменений, к которым учителя не готовы.

2. Инновации и внедрение технологий.

Сильные стороны:

В школе ведётся интенсивное внедрение в учебный процесс информационных технологий личностно ориентированного подхода в обучении. Учителя школы активно участвуют в различных методических мероприятиях, стремятся к повышению своего мастерства. За последние два года 8 учителей из 32 аттестовались на высшую квалификационную категорию.

Технологии, которые внедряются в учебный процесс в нашей школе:

  • «Теория развивающего обучения» - П. В. Занков;
  • «Теория проблемного обучения» - Т. А. Ильина;
  • «Личностно ориентированное обучение» - И. С. Якиманская;
  • «Педагогика сотрудничества» - Н. Д.Ушинский;
  • «Теория развития познавательного интереса» - Г. И. Щукина;
  • «Теория оптимизации обучения» - Ю. К. Бабанский.

В школе есть творческая группа учителей, работающих по педагогическому эксперименту (9 учителей). Темы исследований учителей следующие:

  • «Обучение, развитие, саморазвитие учителя»;
  • «Дифференцированное обучение в системе УВП»;
  • «Проблемное обучение на уроках литературы»;
  • «Проектирование как метод развития творчества учащихся»;
  • «Дифференциация обучения как необходимое условие гуманизации образования»;
  • «Реализация индивидуального подхода в режиме личностно ориентированного обучения на уроках химии»;
  • «Проблемный подход на уроках географии»;
  • «Активизация познавательной деятельности на уроках математики»;
  • «Создание мотивации для творческой деятельности младших школьников».

Инновационные подходы к системе образования находят отражение в её демократизации, нацеленности на развитие личности учащихся.

Слабые стороны:

  • использование педагогических технологий не должно сопровождаться перегрузкой учащихся;
  • изменения текущей и итоговой аттестации должны соотноситься с требованиями и процедурой единого экзамена;
  • используемые в процессе педагогического экспериментирования материалы не должны наносить вред психическому и физическому здоровью учащихся;
  • возможна инерция и сопротивление педагогов по апробации инноваций в связи с традиционной консервативностью образовательного процесса;
  • трудности координации педагогов, занимающихся экспериментальной работой.

3. В школе создана воспитательная система.

Сильные стороны:

Принципы воспитательной работы:

  • принцип адаптированности – в школе созданы условия для того, чтобы каждый учащийся чувствовал себя как дома;
  • принцип развития – через кружки, факультативы создаются условия для целостного развития личности: физического, интеллектуального, духовного;
  • принцип психологической комфортности – создана ситуация успеха для учащихся, ощущения продвижения вперёд,;
  • принцип картины мира – создание обобщённого представления о мире, месте человека в нём;
  • принцип обучения деятельности – организована работа со способными и трудными подростками. 8 педагогов школы работают по собственной системе воспитательной работы.

Уровень воспитанности учащихся школы составляет 84%.

Слабые стороны:

  • слабая организация работы с активом класса;
  • низкая мотивация потребности учащихся в труде;
  • недостаточная профилактическая работа по посещаемости учащимися уроков;
  • не систематическая работа по профилактике здорового образа жизни.

4. Уровень дополнительного образования.

Сильные стороны:

В школе работают учебные объединения: «оператор ЭВМ», «Педагогический класс», «Столяр-резчик», «Швея». Учащиеся педагогического класса имеют возможность обучения в Благовещенском педуниверситете.

В школе работает 18 кружков, реализующих программы дополнительного образования. Учащиеся школы постоянно занимают призовые места на конкурсах, проводимых Центром детского творчества. В последние два года количество детей, посещающих учебные объединения достигло 100%.

Слабые стороны:

  • способные дети переходят в специализированные школы;
  • нельзя говорить о единстве детского коллектива, что способствовало бы повышению уровня комфортности воспитанников, большему раскрепощению личности, адаптации к жизни в обществе.
  • недостаточно уделяется внимания вопросам интеллектуального образования.

Слабые стороны:

  • подбор и расстановка педагогических кадров;
  • отсутствие научно-методических рекомендаций о целевом управлении;
  • недостаточно высокий уровень анализа качества образования;
  • неумение прогнозировать изменения в образовательных потребностях населения;
  • низкая мотивация инновационных подходов в образовании;
  • высокий порог заболеваемости учащихся;
  • высокий порог утомляемости;
  • низкий уровень образованности родителей .

На основе анализа результатов деятельности школы и исследования её систем управления необходимо разработать следующие меры по повышению эффективности менеджмента:

1. Совершенствовать структуру управления организацией, определение полномочий руководителей с учётом их квалификации и личных качеств;

2. Выработать стратегию развития общеобразовательного учреждения на основе анализа его слабых и сильных сторон;

3. Разработать информационную систему школы, обеспечивающую эффективную коммуникационную связь между учителями, родителями, учениками и администрацией;

4. Постоянно повышать квалификацию педагогического коллектива;

5. Стиль руководства должен быть адекватен внутренним и внешним факторам, воздействующим на школу;

6. Создать благоприятный психологический климат;

7. Упорная работа по созданию культуры организации, выработке совместных ценностей, признаваемых и одобряемых сотрудниками .

SWOT-анализ объединяет анализ внешней и внутренней среды, определяет возможности, угрозы, сильные и слабые стороны. Сила – это то, в чём школа преуспела, или какая-то особенность, дающая ей дополнительные возможности. Слабость – отсутствие чего-то важного для функционирования или то, что школе не удаётся сделать в сравнении с конкурентами, то, что ставит её в неблагоприятные условия. Внешний вид напоминает матрицу.

Таблица 1. Матрица SWOT – анализа

О – возможности S – сильные стороны
Т – угрозы W – слабые стороны

Пример SWOT-анализа в Восточненской МСПОШ

Возможности: модернизация российского образования, приоритетные начала образовательных услуг, спонсорская помощь, создание условий для конкурентоспособного образовательного пространства, полная информатизация учебно-воспитательного процесса.

Угрозы: противоречие между требованиями министерства образования РФ и сниженным потенциалом ребёнка, не готовность образовательного учреждения к единому государственному экзамену, низкая платёжеспособность родителей, непродуманная инвестиционная политика в образовании, ухудшающаяся демографическая обстановка, противоречие между интенсивным потоком информации и здоровьем школьников.

Сильные стороны: социальный заказ родителей и учащихся реализуется в полной мере, высокие результаты итоговой аттестации школьников, высокий % поступления учащихся в вузы, реализация дифференцированных программ обучения, возможность выбора для учащегося приёмов, способов обучения, внедрение новых педагогических технологий, создание системы воспитательной работы, создание системы дополнительного образования, создание системы управления школой.

Слабые стороны: не реализуются индивидуальные программы обучения, существует опасность использования школьниками возможностей для расширения своих прав, существует угроза перегрузки учащихся, инерция некоторых педагогов к апробации инноваций, низкая мотивация потребности учащихся в труде, низкая профилактика здорового образа жизни, переход одарённых детей в специализированные школы, отсутствие научно-методических рекомендаций по целевому управлению школой, неумение прогнозировать изменения в образовательных потребностях населения.

Таким образом, управленческий анализ даёт возможность изучения окружающего социума, выявления уровня конкурентоспособности образовательного учреждения и определения стратегической линии развития школы.