Преподавание в начальной школе по теме: В.Г.Распутин. "Мама куда-то ушла" (урок чтения)

Разделы: Начальная школа


Цель:

а) раскрыть психологический характер внутреннего конфликта рассказа;
б) развить умение понимать мотивы поведения героя, давать характеристику его внутренних переживаний;
в) развить творческое воображение и чувство “языка”;
г) формировать интерес к внутреннему миру человека.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Знакомство с биографией писателя.

а) Сегодня мы с вами познакомимся с произведением русского писателя Валентина Григорьевича Распутина. Родился он в 1937 году.

б) Ребята, вы, наверное, слышали о том, что существует древняя легенда об острове Атлантида, ушедшем под воду то ли в результате извержения вулкана, то ли потопленном в морской пучине разгневанными богами. Так или иначе, известный миф повествует о гибели могущественной цивилизации, процветавшей на острове.

По скорбной иронии истории скромная сибирская деревня, где прошло детство Распутина, тоже островная и тоже ушедшая под воду искусственного моря называлась Аталанка, что в Иркутской области.

в) Детство его пришлось на войну и голодные послевоенные годы. Вот, что вспоминает писатель о своём детстве: “Оно было нелёгким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в неё удочки; ещё не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды и грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за вёсла…”

Вопрос: - Услышав эти строки, где он описывает свой край, что мы можем сказать о писателе?

Ответ:
- Любит свою Родину, природу. Это добрый, внимательный человек, уважает людей и окружающую его природу.
- Одна из важнейших проблем в настоящее время для Распутина – это проблема сохранения природных богатств России, в частности озера Байкала для потомков.
- Это талантливый человек. Он написал много произведений, и сегодня мы с вами познакомимся с одним из них – это рассказ “Мама куда-то ушла”.

Откройте учебник стр. 154 - II часть

III. Работа над текстом:

  1. Ребята, прочитав название рассказа, как вы думаете о чём или о ком этот текст?
  2. - Куда могла уйти мама, что бывает в её отсутствие?

  3. Чтение текста (учителем).
  4. Совпали ли ваши предположения с содержанием рассказа?
  5. - Какие эпизоды особенно затронули?
    - Что показалось непонятным?
    - Какой по настроению этот рассказ?

  6. Постановка проблемного вопроса
  7. - Какие чувства испытывал герой рассказа?
    - Писатель изобразил целую гамму переживаний. Он испытывал не только боль, но и пережил радость, и “блестящую мысль”.
    У меня на доске находятся карточки их нужно расположить в том порядке, в котором эти чувства переживал мальчик.
    - У вас возникли разногласия, поэтому давайте перечитаем текст ещё раз.

  8. Чтение текста 2 раз (учеником).
  9. - При чтении рассказа вы можете подчёркивать слова, выражающие чувства и переживание героя.

  10. Расположение слов – подсказок в нужном порядке.
  11. а) – Давайте подумаем, какое чувство испытал мальчик проснувшись.

    - Радость. Мальчик обрадовался, что он проснулся и увидел маму.
    - Что такое радость?
    - Радость – веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения; радостное, счастливое событие.

    б) - Какое чувство дальше испытал мальчишка и почему? (Тишину – отсутствие мамы)

    - Что необычного изобразил писатель в комнате? (тишину – “сомкнувшуюся”)
    - Что значит “тишина сомкнулась”? (отсутствие шума, безмолвие)
    - А вы испытывали ли когда – ни будь “сомкнувшуюся” возле вас тишину?
    - Какое настроение порождает этот необычный образ - “сомкнувшаяся тишина”? (Меня он скорее всего настораживает и удивляет).
    - Что такое удивление?
    - Удивление – впечатление, от чего-нибудь неожиданного и странного, непонятного.

    в) - Что дальше происходило с мальчиком?

    - Он заплакал.
    - Почему?
    - Сначала никто не ответил, а затем - из-за того, зашиб ногу.
    - Почему мальчик не мог успокоиться?
    - Он ждал, что вот-вот за его спиной послышаться шаги, но их не было.
    - Что такое боль?
    - Боль - ощущение страдания (физическая, душевная).

    г) - Ребята, а почему мальчик успокоился, перестал плакать?

    - У него появилась надежда (“Придёт мама”).
    - Появилась “блестящая мысль”. Какая?
    - Что из этого получилось? (Он окончательно понял, что мамы дома нет).
    - Что он начал делать дальше? (Играть).
    - Почему он выбрал зайца? (Он был его любимцем).
    - К нему пришло успокоение.
    - Что такое успокоение?
    - Успокоение - стать спокойным, утихнуть, стать умиротворенным.

    д) - Как мальчик играл с зайцем?

    - Почему мальчик стал пинать зайца, ведь тот был его любимцем?
    - Его охватило отчаянье. Он забыл, что заяц - это игрушка, что за неё он сам и говорил во время игр.
    - Что такое отчаяние?
    - Отчаяние - это состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

    е) – Дальше какое чувство испытал наш герой?

    - Вину?
    - Почему?
    - Потому что пинал ни в чём неповинного зайца.
    - Как объясните слово вина?
    - Вина - проступок, причины, источник неблагоприятного.

    ж) - Ребята в конце рассказа с чем мальчик встретился впервые?

    - С одиночеством.
    - Что такое одиночество?
    - Одиночество - это состояние одинокого человека; отдельное от других подобных, без других, без близких.
    - Давайте перечитаем по порядку те чувства, которые испытывал мальчик.
    - Как вы думаете, почему мальчик встретился с одиночеством впервые?

  12. Сколько лет мальчишке на ваш взгляд?
  13. - Почему?
    - Я думаю, наверное, 4 или 5 – это тот возраст, когда человек впервые начинает осознавать себя и свой внутренний мир.

  14. Имя – личное название человека, которое дается при рождении.
    • А как зовут нашего героя?
    • Почему у него нет имени?
    • Наверное, потому что на его месте мог оказаться любой человек: одиночество испытывает каждый.

      Герой одинок, и именно по этому у него нет имени. Назвать его по имени может лишь тот, кто будет рядом с ним. Например, мама. – Но тогда закончится одиночество или нет? (Да)

      Значит, имя … - это знак приобщённости человека к обществу, а безымянность – это знак одиночества.

  15. Ради чего, для чего автор написал этот рассказ?
  16. - На мой взгляд, он заставил нас задуматься об одиночестве, об этом сложном человеческом состоянии, которое каждому придётся пережить и не один раз, начиная с самого раннего детства, как герой его рассказа.

  17. . Проблемный вопрос
  18. - Нужно ли человеку одиночество?
    - И да, и нет. (нужно, но не всегда).
    - Вы оставались в одиночестве?

    Стр. 43 задание 3 – письменно

  19. . Работа в тетради по чтению.
  20. Стр. 42 – перепишите по порядку чувства, которые испытал мальчик и закрасьте клеточки тем цветом, который по-твоему подходит для этого душевного состояния.

  21. . Тетрадь – Стр. 44

- Попробуйте изобразить одиночество.
- Почему именно так?