Урок по теме: "Человек в мире электромагнитных излучений"

Разделы: Физика


Место урока в теме: Заключительный урок темы.

(Предполагается, что учащиеся знают свойства электромагнитных волн. Предыдущее домашнее задание – изучение проблемы урока по публикациям в прессе, научно-популярной литературе).

Задачи урока:

  1. Обобщить знания об электромагнитных излучениях (полях), встречающихся в быту.
  2. Выяснить положительное и отрицательное воздействие этих полей на организм человека.
  3. Сформировать принципы защиты от вредного воздействия полей, либо уменьшения их вредного воздействия.

Оборудование:

  • рабочие листы;
  • справочные материалы (значение напряженности магнитной индукции электромагнитного поля бытовых приборов);
  • правила электромагнитной безопасности (для каждой группы);
  • таблица “Биологический эффект электромагнитных излучений” (на доске);
  • набор (раздаточный материал) экранированных проводов, защитные корпуса микросхем, конденсаторов, катушек индуктивности;
  • журнальные статьи по теме урока.

Домашнее задание: Изучить правила электромагнитной безопасности с членами семьи.

Кругом нас, в нас самих, всюду и везде, вечно сменяясь, совпадая и сталкиваясь, идут излучения разной длины волны… Лик земли ими меняется, ими в значительной мере лепится.

В.И.Вернадский

Ход урока

Вступительное слово учителя: Человек в процессе жизнедеятельности создал особую среду – ее называют техногенной, т.к. она обусловлена существованием и работой огромного количества разнообразной техники. Сегодня мы уже не можем представить своей жизни без, например, электрического освещения, бытовых электронагревателей, телевизора, компьютера, мобильного телефона… Все эти приборы создают электромагнитные поля. Складываясь, эти поля существенно меняют качество окружающей нас среды.

Так хорошо это или плохо – жить в электромагнитном мире? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним основные свойства электромагнитных волн, посредством которых распространяется электромагнитные воздействия. Для экономии времени каждая группа заполнит рабочий лист. (Приложение 1)

План работы:

  1. Повторение (заполнение первой части Рабочего листа – Я знаю, что…).
  2. Обсуждение в группах вопросов: (Приложение 1).
  • Почему электромагнитное поле влияет на человека?
  • От чего зависит биологический эффект действия электромагнитного поля? (Заполняют схему 1)
  • Какие бытовые приборы создают электромагнитное поле в вашей квартире? (Заполняют схему 2)
  • Если действие электромагнитного поля вредно, то как обезопасить себя?

На работу в группах – 7-10 минут.

По результатам обсуждения должны быть сделаны следующие выводы:

Человек – антенна, принимающая электромагнитные волны Uрез = 129 и кратные.

Тело человека – проводник, следовательно, на естественные электромагнитные колебания организма (органов, клеток, систем органов) накладывается дополнительное электромагнитное поле, за счет явления электромагнитной индукции.

Биологический эффект зависит от:

  • значений Е (напряженности электрического поля);
  • значений В (магнитной индукции);
  • значений w (частоты).

Чтобы сформировать принципы защиты от вредного воздействия электромагнитных излучений, учащимся предлагается поработать со справочными материалами. (Приложение 2)

1). ПДУ – предельно допустимый уровень напряженности и магнитной индукции зависит от частоты. (Таблица 1)

2). Поля, создаваемые различными бытовыми приборами. (Таблица 2)

3). Безопасное расстояние. (Таблица 2)

Биологический эффект может быть положительным (возникновение жизни на Земле, акселерации, методы лечения в медицине) и отрицательным. Сегодня мы остановимся на отрицательном воздействии. Медики установили, что длительное пребывание в искусственно созданном электромагнитном поле дает… (Таблица на доске).

Субъективные ощущения

Объективные нарушения

Головная боль

Функциональные нарушения

Вялость

ЦНС и сердечно-сосудистой системы

Сонливость

Изменение состава крови

Бессонница

 

Раздражительность

 

Боль в области сердца

 

Ощущали ли вы на себе такие действия электромагнитного поля и когда?

Как же обезопасить себя от вредного воздействия электромагнитного поля, или хотя бы уменьшить биологический эффект?

Выслушиваем гипотезы, высказанные каждой группой, обсуждаем их. (Для борьбы с вредным воздействием электромагнитного поля, нужно использовать свойства электромагнитной волны).

Выводы:

1. Экранирование металлом источников электромагнитного излучения (провода, катушки индуктивности и т.п.) Рассматриваем набор экранированных деталей.

2. Выдерживать безопасное расстояние.

3. Все бытовые электроприборы должны быть исправны и соответствовать ПДУ. (Сертификат качества)

4. Зеленые насаждения активно поглощают электромагнитные волны.

И все же, я хочу, чтобы вы больше узнали о своих любимых бытовых приборах, обсудили эту проблему дома, умели защитить свое здоровье.

Памятка “Полезно знать” раздается каждому ученику.

Закрепление:

Качественные задачи

Задача № 1. Эколог, выступая по радио, сказал, что проживание человека в железобетонных домах усиливает воздействие на него электромагнитных полей. Прав ли он?

(Нет, если источник поля вне дома – это ЛЭП, передающая антенна и т.п., т.к. железобетонный дом представляет собой “экран”, от которого отражаются электромагнитные волны внешних источников.)

Задача № 2. Рядом с домом проходит ЛЭП и троллейбусная линия. Опасны ли внешние поля для человека, выходящего дышать свежим воздухом на балкон?

(Нет, если пребывание кратковременное и если перед балконом растут деревья.)

Задача № 3. Является ли электрический провод, подведенный к дому от расположенной вблизи трансформаторной подстанции, источником опасного для человека электромагнитного поля?

(Нет, т.к. он проложен под землей и заключен в металлическую экранирующую сетку.)

Полезно знать

ЭЛЕКТРОБРИТВЫ. Их поля очень велики и, к сожалению, не позволяет выдержать безопасную дистанцию.

Совет: электробритва хороша для кратковременного, а не постоянного пользования. В командировке она незаменима, а дома правильно поступают те, кто бреется традиционным способом.

ТЕЛЕВИЗОР. Это сильный источник электромагнитного поля, но опасность исчезает с расстоянием 1,1 м от экрана и 1,2 от боковой стенки – поле нормализуется.

Совет: лучше черно-белый телевизор, чем цветной (интересно, кто способен на такие жертвы ради здоровья), дистанционный пульт – не роскошь, а мера предосторожности.

СВЧ-ПЕЧЬ. Внутри нее при работе возникает мощнейший источник излучения, поэтому конструкция дверцы обеспечивает особую защиту. И все же чрезмерно увлекаться готовкой в ней не стоит. Помните: печь предназначена прежде всего для разогрева пищи или приготовления полуфабрикатов, то есть для включения на относительно короткий срок.

Совет: когда печь работает, лучше не сидеть рядом, а отойти на 1,5 – 2 м. Нужно также проверить, плотно ли закрывается дверца. Со временем степень защиты печи может снижаться из-за появления микрощелей в уплотнении дверцы. Поэтому через 5-6 лет целесообразно пригласить специалиста, чтобы проверить качество защиты.

КОМПЬЮТЕР. Он излучает электромагнитное поле в основном с торцевой части монитора и системного блока. Поэтому его разумнее устанавливать в углу комнаты, чтобы пореже обходить вокруг.

Совет: запомните “правило вытянутой руки”. Это оптимальное расстояние от вашего лица до экрана. А чтобы не напрягать зрение, лучше максимально увеличить изображение при работе.

ПРАВИЛА ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

  • Не оставляйте включенный телевизор в комнате, из которой ушли, особенно в спальне.
  • Если даже на час встаете из-за компьютера, выключайте его.
  • На ночь не оставляйте технику работать в режиме stand-by, проще говоря, красный огонек на панели должен погаснуть.
  • Выбирая технику, отдайте предпочтение той, у которой есть кнопка, отключающая ее от сети.
  • Стиральную машину лучше разместить в ванной комнате.
  • Стены, даже несущие, не защищают от электромагнитного поля, поэтому прежде, чем выбирать место для кровати, неплохо бы узнать, где стоит телевизор у соседей.
  • Старайтесь не включать много приборов в одну розетку.
  • Следите, чтобы наружные провода были расправлены и не образовывали беспорядочных колец и петель. Провод, свитый кольцом, - гораздо более сильный источник напряжения. Чем тот же провод, но прямой.