Заключительный урок обучения грамоте

Разделы: Внеклассная работа


ЦЕЛИ:

  • Повторить о буквах и звуках, слогах и словах, предложении тексте.
  • Развивать устную речь, логическое мышление, умение использовать полученные знания для решения грамматических задач.
  • Воспитывать любовь к родному языку.

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.

Наш урок посвящен повторению изученного на уроках обучения грамоте.

(Приносят телеграмму): «Ребята! В стране Букв случилась беда. Только вы можете нам помочь. Цари Мякиш и Твердыш.»

Вы готовы помочь жителям страны Букв? Украл Буквоед буквы, вернуть их, победить Буквоеда, можно только своими знаниями. Если мы справимся со всеми заданиями, то вернем украденные буквы.

Проверим свои силы.

«Угадайте слово»

Д О Р О Г А

Начало - нота.
Потом оленя украшение.
А вместе – место
Оживленного движения.

А какие значения имеет это слово? (Шоссе, железная дорога, тропинка, дорога жизни, дорога знаний – учеба)

По дорожке знаний нужно идти весело.

ФИЗМИНУТКА «УЧИТЬСЯ НАДО ВЕСЕЛО»

II. ВОРОТА В СТРАНУ ЗНАНИЙ. А

Дверь закрыта!

Ай-яй-яй!

1. Интонационная зарядка.

Дверь откроется, если мы прочитаем эту строчку с разной интонацией.

  1. Бабушка произнесла ее внуку, который разбил чашку.
  2. Кричит внук, который обжег руку.
  3. Удивление.
  4. Расстройство.

2. Сравнение слов.

Ай. Яй.

Чем похожи? Чем отличаются?

Почему звуков больше?

Вот он ключик. Открывай!

III. «БЮРО НАХОДОК».

Буквоед испортил буквы. Надо их восстановить.

(Дети дорисовывают буквы).

(Получают в подарок первую букву А ).

IV ПОЛЯНА «БУКВ С СЕКРЕТОМ». Б

5+

1) Пятерка с плюсом у Егора.

Какие буквы пропущены? ( я, ё, ю, е )

Почему мы их называем хитрыми?

В каком из этих слов одна из этих букв обозначает два звука?

А что делают они в остальных словах?

2) Считаем слоги, буквы, звуки. (1 человек от ряда)

  • Весна- сл., б., зв.
  • Дождь-
  • Ягода-

- Из чего состоят слоги?
- Как определить количество слогов в слове?
- Из чего состоят слова?

3) Аукцион.

Придумать слова, начинающиеся со слога я.

Что можно сказать о количестве букв и звуков в этих словах?

(Букв меньше, чем звуков)

V. ПРОСПЕКТ «БУКВ И ЗВУКОВ». З

Что такое буква? Звук?

На какие две группы делятся звуки и буквы?

Какие звуки мы называем гласными? Согласными?

Какими могут быть согласные звуки? (Твердые и Мягкие)

От чего это зависит? Какие гласные обозначают мягкость согласных звуков? Назовите всегда мягкие согласные? Всегда твердые?

Найдите, что перепутал Буквоед.

  1. Русская красавица
    Своей козою славится.
  2. Тащит мышонок в норку
    Огромную хлебную горку.
  3. Поэт закончил строчку,
    В конце поставил дочку.

Что образуют эти согласные звуки? (Пары по звонкости и глухости)

Какие пары вы еще знаете?

VI. ЛЕС «ПРЕДЛОЖЕНИЙ». У

Поэт поставил точку.

А какие еще знаки могут стоять в конце предложения?

ФИЗМИНУТКА «УДИВИЛСЯ ЧЕЛОВЕК»

Вспомните стихотворение, где встречается много вопросительных и восклицательных знаков.

А как отличить предложение от группы слов?

( Предложение выражает законченную мысль)

Составить из слов предложение.

Весной, хорошо, в, лесу!

Почему в конце стоит восклицательный знак?

Составление из отдельных предложений связанного текста.

Прочитайте предложения. Можно ли их назвать текстом? (Нет, нет связи)

Составьте текст. Какое предложение д.б. первым?

Береза.

Березу называют красавицей.

Она очень стройная, с нарядной белой корой.

Весной белая кора оберегает березу от солнечных ожогов.

О чем этот текст?

Как его можно озаглавить?

VII. ТУПИК «МОЛЧАЛИВЫХ ЗНАКОВ». К

Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.
Кто волшебник – отгадай,
Выше руку поднимай. (Ь знак)

Листья
Платье
Уголь

Вьюга
Конь
Банька

Семья
Съем
Подъезд

Какое слово в каждом столбике лишнее? Почему?

Перед какими буквами пишется Ь знак?

VIII. ОЗЕРО «СЛОВ». А

Много вы знаете. Молодцы! Осталось последнее задание.

Кроссворд. Отгадав его, мы узнаем, кто помог нам так много узнать.

(Ребята угадывают слова по рисункам и предметам)

1. Ы Б В

2.

 

4. (Показываются листы бумаги)

5. (Показывается карандаш)

Какое слово получилось по вертикали?

Составьте из букв название этой книги. (Азбука)

IX ИТОГ.

- ( Каждый ребенок приготовил свой подарок – страничку из «Азбуки» и написал слова благодарности.)

- Чему научились вы на уроках обучения грамоте?

Чтение стихотворения «Как хорошо уметь читать».

Работа над выразительным чтением.