Использование блоков взаимосвязи при решении задач в 7-м классе

Разделы: Физика


    На начальном этапе обучения физике особое внимание уделяется формированию умений и привитию учащимся интереса  решать задачи. Это является одним из важнейших средств закрепления теоретического материала, а также показателем его осознания. Для этого на своих уроках использую различные приемы. Одним из них является блок взаимосвязи изучаемых формул в седьмом классе (см. рис. 1).

Блоки выполняются в двух вариантах: демонстрационном и индивидуальном. Они используются для составления логических цепей решения задач.

Пример: Какая работа совершается при подъеме гранитной плиты объемом 2м3 на высоте 12 м?

Данная схема содержит два способа поиска (рис.2). Пользуемся блоком (рис.1).

I ветвь: искомую А можно найти из треугольника 7, для этого нужно знать А и S (S=h) , из условия известна S, а F определяется из треугольника 5, для этого нужно знать m и g (g=9,8Н/кг), m определяется из треугольника 2, для ее нахождения должны быть известны V и r . Объем в условии задачи дан, значение r определяем по таблице “Плотность”.

II ветвь: искомую А можно найти из треугольника 8, зная N и t , время в данной задаче неизвестно, следовательно, этот путь неприемлем и для решения данной задачи используется только первый способ.

img2.jpg (26953 bytes)

Рис.№2

Дано:

Мрамор
r =2700 кг/м3

V=2 м3
H=12 м

Найти: А -?

Решение:

A=F*S
F=m*g
m=r *V
m=2700 кг/м3*2 м3=5400кг
F=5400кг*9,8Н/кг=54000 Н
А=54000Н*12м=2268000Дж=2268кН

Ответ: А=2268кН.

Блоки взаимосвязи помогают учащимся найти способ решения задачи. Применение этого приема дает хорошие результаты обученности.