Управление качеством образования

Разделы: Администрирование школы


Современный ученый педагог Марк Поташник определяет “ Качество образования – это соотношение цели и результата, мера достижения целей (результата), притом, что цели заданы только оперативно, прогнозированы в зоне потенциального развития школьника. При этом результаты образования обязательно должны включать в себя оценку того, какой ценой (ценой потерь и затрат) эти результаты достигнуты”.

Под качеством образования мы понимаем степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от предоставляемых гимназией образовательных услуг.

Я остановлюсь на сборе, обработке, хранении и использовании информации об учебном процессе необходимой и на наш взгляд достаточной для управления им с целью достижения запланированных результатов образования.

Для этого в гимназии мы используем следующие виды мониторинга:

  • педагогический;
  • социологический;
  • психологический;
  • медицинский.

Подробнее расскажу об использовании педагогического мониторинга, как инструментария для управления учебным процессом.

Основной задачей управления обучением учащихся является достижение запланированных целей. Поэтому информация, получаемая в ходе мониторинга, должна позволять непрерывно сравнивать достигнутое учащимися состояние с запланированными результатами. В этом смысле содержание мониторинга определяется целями образования.

Цели образования могут ставиться, учитывая:

  • внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития ученика;
  • учебную деятельность учащихся;
  • изучаемое содержание;
  • деятельность учителя.

Остановлюсь на учебной деятельности учащихся. Для того, чтобы анализировать и управлять учебной деятельностью мы широко используем психолого-педагогический мониторинг, так называемый “Параграф”. Некоторые данные из “Параграфа”, которые мы используем для корректировки качества обученности:

  • информация о качестве успеваемости по классам и параллелям;
  • качество успеваемости по отдельным предметам м параллелям;
  • количество потенциальных хорошистов;
  • количество потенциальных отличников;
  • учет достижений преподавателя.

Информация о качестве обученности учащихся дает возможность сделать вывод о том, что успеваемость в 5 классах ниже, чем в среднем по классам. Это объясняется тем, что учащиеся 5 классов проходят адаптационный период. Необходимо скоординировать работу педагогического коллектива так, чтобы дети “приняли” требования основной школы.

Контроль за качеством знаний по отдельным предметам позволяет выявить, индивидуальный характер усвоения, проблемы усвоения и наметить рациональные пути их преодоления с учетом индивидуального подхода к каждому ученику. Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл. Рассмотрим качество обученности по основным предметам в 7-х классах.

Успеваемость по русскому языку в 7-ых классах обычно ниже, чем по математике. Это объясняется тем, что программа по русскому языку достаточно трудная. А предмет математика распадается на два курса: алгебру и геометрию. Алгебра – наука абстрактная и учащиеся занимаются ей с удовольствием. Учитывая показатели успеваемости по предметам, необходимо сделать вывод о том, что работу надо строить дифференцированно с учетом индивидуальных особенностей обучаемых.

Увеличить показатели качества обученности учащихся, можно проводя работу с потенциальными хорошистами, т.е. с учениками, имеющими за II семестр по одной “3”.

Сравнивая количество потенциальных хорошистов в 5-ых классах и качество успеваемости в 5-ых классах, можно сделать вывод, что при правильной индивидуальной работе с педагогами, учениками и их родителями можно добиться качества успеваемости до 80%.

Обратите внимание, что количество отличников в 5-7 классах маленькое. Имея достаточно хорошее качество обученности учащихся в гимназии, нам не удается добиться того, чтобы как можно больше детей учились отлично. Именно эти показатели дают возможность управлять по конечному результату: эти цифры определят в конечном итоге количество претендентов на медали. А это и есть показатели работы образовательного учреждения.

Вместе с тем в гимназии есть резервы для увеличения количества отличников в среднем звене. Это дети, которые имеют по одной и две “4”. С ними мы работаем индивидуально.

Большое внимание уделяется содержанию изучаемого материала. Компетенция завучей, курирующих отдельные предметы, дает возможность управлять процессом, начиная от корректировки основных образовательных программ, программ новых элективных и спец. курсов, программ новых факультативных курсов, создания и накопления методического обеспечения к ним. На пример, в этом учебном году разработаны и апробированы элективные курсы: математическое программирование, алгебра уравнений, экспериментальная химия, физический практикум и т.д.

Главная фигура в образовательном процессе – учитель. Управление на уровне администратор – учитель в гимназии строится следующим образом: основной метод повышения уровня педагогического мастерства учителя – индивидуальная работа с ним завуча и заведующего кафедрой.

Мы работаем над повышением квалификации педагога по индивидуальным программам и добиваемся, чтобы его методическая работа носила исследовательский и одновременно практико-ориентированный характер.

В течение нескольких лет завуч “ведет” учителя по исследуемой теме. Такой темой может быть создание сборника вступительных экзаменационных работ, создание банка данных по проверке вычислительных навыков, разработка программ элективных курсов, подготовка докладов к педагогическим чтениям, подготовка материала к публикациям и т.д. Текущий контроль осуществляется при собеседованиях, подготовке и проведении открытых уроков, в процессе работы кафедры, что позволяет внести необходимые коррективы, обменяться мнением, информацией, скоординировать работу всего коллектива.

В организации индивидуальной работы с учителем учитывается стаж работы, его возможности, уровень профессионального мастерства, психологические особенности, возраст и т.д.

Необходимым условием успешной индивидуальной работы с учителем является высокий авторитет, компетентность руководителя, умение налаживать хороший психологический контакт с педагогом. Высшая степень доверия учителя к завучу – приглашение на свои уроки, просьба углубленно их проанализировать, порадоваться педагогическим находкам, знаниями и умениями детей. Учителя гимназии довольно часто приглашают курирующих завучей на свои уроки.

Критериями оценки эффективности работы учителя являются не показатели процесса – что делали, а показатели конечного результата – чего добились, что изменилось, улучшилось:

  • во-первых, в знаниях, в педагогическим мастерстве, общей культуре учителя;
  • во-вторых, в знаниях, умениях, навыках учащихся по сравнению с предыдущими годами;
  • в-третьих, в желании учителей заниматься исследовательской работой, самообразованием.

При оценке работы учителя и всей кафедры применяется сравнительный анализ.

Мы ведем мониторинг педагогических достижений учителей на протяжении ряда лет, изучаем продвижения каждого по ступеням педагогического мастерства. Отмечаем эти педагогические достижения на заседаниях кафедры, малых и больших педагогических советах, производственных совещаниях и поощрениями материально.

В заключении хотелось бы отметить, что управление качеством образования на уровне конкретной школы – вполне реальный процесс, хотя и отсутствуют пока общепринятые государственные стандарты образования.