Заключительный урок по природоведению в 3-м классе по теме: "Сохраним и сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву"

Разделы: Начальная школа


Урок проводится в конце изучения темы. Класс делится на группы по 6 человек. Деление на группы можно провести разными способами, но главное, чтобы они получились равнозначными по уровню подготовки. Дети сдвигают парты и готовят всё необходимое для урока.

Цели урока: закрепление знаний по теме, обобщение материала, развитие умения работать в малых группах, развитие внимания и памяти, воспитание бережного отношения к природным ресурсам России.

Оборудование

  • у учителя: листы с заданиями на каждую группу (см. Приложение 1), портреты М. В. Ломоносова, В. В. Докучаева, песок, вата, чистые листы плотной и простой бумаги, образцы полезных ископаемых, плакат с названием полезных ископаемых.
  • у учащихся: чистые листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, на каждую группу стакан с загрязнённой водой, чистый стакан.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня на уроке мы с вами будем работать в малых группах. Вы должны помнить, что только слаженная работа всех её участников приведёт к хорошему результату. Желаю всем вам удачи

На доске висит плакат, на котором в хаотичном порядке разными цветами и разным шрифтом написаны следующие слова: вода, воздух, почва, известняк, гранит, торф, уголь, глина, песок, нефть, соль, руда, мрамор, мел, газ, кварц, слюда.

– Внимательно посмотрите на плакат и постарайтесь запомнить написанные на нём слова. (Плакат демонстрируется 1 минуту). А сейчас вспомните и запишите на листе бумаги всё, что запомнили.
Что объединяет все эти слова? (Всё это природные ресурсы нашей планеты)

– Верно! Это тема нашего урока. Сегодня на уроке мы вспомним, какими свойствами обладают воздух, вода, полезные ископаемые и почва, какую роль они играют в природе и нашей жизни, как и от чего, нужно их охранять!
За каждое задание вам будут начисляться очки. Побеждает команда, которая набирает большее количество очков, но проигравших среди нас не будет. Как вы думаете почему?

II. Проведение игры.

1 тур игры. Тела, вещества, частицы.

– Вспомните, какими могут быть тела? Для этого каждая группа должна показать расположение частиц в теле, представив себя частицами этого тела. Представители подойдите к столу и вытащите карточку, вернитесь к своим командам, обсудите и покажите.

На карточках написаны тела: капля воды, пузырёк воздуха в воде, камень, карандаш, капля молока, воздух в воздушном шарике, проволока.
Дети выполняют задание одновременно в разных местах класса за 2-3 минуты, по окончании работы учитель называет тело, а учащиеся других групп определяют правильность выполнения задания. За задание даётся 2 балла.

– Вы справились с этим заданием. А теперь проверим, как вы умеете определять вещества. Обсудив в группе, заполните таблицу.

Тело

Вещество

Подкова  
Кирпич  
Стекло  
Медная проволока  

За каждое правильное определение команда получает по 1 очку.

– Угадайте, кто это: великий учёный, историк, поэт, художник, его именем назван Московский университет, одним из первых он доказал существование мельчайших подвижных частиц из которых состоят тела. Обсудите и напишите его фамилию на бланке ответов.
– На этом первый тур закончен. Подведём его итоги.

Баллы фиксируются на бланках ответов и на доске.

2 тур. Температура.

– Большую роль в жизни растений, животных, человека играет температура. Давайте вспомним, при помощи какого прибора измеряется температура, и какие осадки будут при определённой температуре.

Учащиеся заполняют пропуски в бланке ответов.

Прибор для измерения температуры называется ___________
Какие осадки будут при температуре:

+18o – _____________________
– 6o –  _______________________
0o –  __________________

Подводятся итоги. Обсуждаются варианты ответов.

3 тур. Воздух.

– Вспомните состав воздуха, его свойства. Обсудите группой и заполните пропуски.

Состав воздуха: _____________________________________ .
Воздух является газом _________________ и бесцветным, он не имеет _____.
При нагревании воздух ________________, при охлаждении он ______________________,
воздух плохо проводит __________________________________.

– Где человек использует свойства воздуха?

Подводятся итоги. Обсуждаются варианты ответов.

4 тур. Вода.

– Следующий предмет нашего обсуждения занимает большую часть нашей планеты. Что же это? Правильно! Речь пойдёт о воде.
– Что общего есть в свойствах воды и воздуха?
– В каких трёх состояниях бывает вода? Обсудите, запишите.
– Что произошло с водой, которая находится у вас на столе в стакане? Можно ли её пить? Что нужно сделать, чтобы её очистить? Обсудите в группе и решите, что вы возьмёте с моего стола для очистки воды. Представители подойдите ко мне и сделайте свой выбор.

Учащиеся совместно делают фильтры.

– О качестве ваших фильтров мы будем судить в конце урока по очищенной воде.

5 тур. Полезные ископаемые.

– Хозяйственная деятельность людей невозможна без полезных ископаемых. Чтобы их использовать необходимо, знать их свойства. Сейчас вам предстоит описать свойства, предоставленного вам образца полезного ископаемого.

Дети работают в группе, представители описывают. Ребята других групп дополняют ответы.

– Обсудите и запишите в бланке ответов свои варианты.

Зачеркните лишнее.

Глина, перегной, природный газ, нефть, монеты, дождевые черви, соль, известняк, торф – это полезные ископаемые.

Закончите предложения.

  • В шахтах добывают …
  • По скважине поднимается …
  • При помощи взрывчатки добывают …
  • На болотах залегает …
  • Открытым способом со дна озёр добывают …
  • Открытым способом в карьерах добывают…

Подводятся итоги. Обсуждаются варианты ответов.

6 тур. Почва.

– На прошлом уроке мы с вами проводили опыты с верхним плодородным слоем земли. Как он называется?
– Вспомните из опытов состав почвы, обсудите, запишите.

Состав почвы: __________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________ .

– Угадайте, о ком идёт речь: русский учёный, создатель науки о почвах. Его главная книга называется “Русский чернозём”. Он называл почву кормилицей и считал, что она для нас дороже нефти, угля и золота. Напишите свой ответ.

Кто это? __________________________________________________ .

Подводятся итоги. Обсуждаются варианты ответов.

7 тур. Охрана природных ресурсов страны.

– Человек ошибочно считает себя царём природы и часто относится к ней несправедливо. Мы забываем, что всё когда-нибудь заканчивается. Так и полезные ископаемые нашей планеты могут быть использованы полностью. Вода и воздух на нашей планете становятся с каждым годом всё загрязнённее. Что же делать? Как защитить нашу планету от нас же самих?
– Сейчас вы совместными усилиями создадите плакаты, которые напомнят всем окружающим об охране природных запасов нашей планеты.

Подводятся итоги.

III. Подведение итогов игры.

– Вот и закончился наш урок. Сегодня не будет проигравших, потому что мы вместе повторили какими свойствами обладают воздух, вода, полезные ископаемые и почва, какую роль они играют в природе и нашей жизни, как и от чего нужно их охранять. А сейчас мы выясним, кто же лучше всех справился с задачами нашего урока.

Подсчёт очков на листах самими учащимися и на доске учителем. Объявление результатов. Выставление оценок.