Закрепление пройденного материала. Сложение и вычитание многозначных чисел (урок-путешествие по математике)

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Закрепить навыки устных и письменных вычислений, умения решать задачи.
  2. Закрепить умения решать уравнения.
  3. Повторить знания соотношений единиц длины; порядок действий в сложных выражениях.
  4. Продолжать развивать интерес к математике, математической речи, к природоведению.
  5. Воспитывать аккуратность, внимание, уважение друг к другу, любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: рисунки деревьев, птиц, кормушка, карточки, ребусы, снежинки с примерами, фонограмма.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

(Звучит музыка и на фоне музыки чтение стихотворения).

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица ?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!

Мы совершили путешествие в лес. Но он будет не простым, а волшебным, математическим. Мы вооружимся знаниями, которые помогут нам вспомнить то, что уже изучали по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел”.

А что мы будем делать? Девиз нашего урока — это три слова, отгадаем их:

Начнем наше путешествие с минутки чистописания.

III. Минутка чистописания

Вырастим свои деревья в тетрадях, ведь правило друзей леса:

Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади

Дети рисуют деревья из треугольников, чередуя с числом 203. Учитель вывешивает рисунки деревьев и число.

IV. Устный счет

У нас получился лес. Чтобы дерево стало большим, могучим, красивым, нужно много лет. Посмотрите на доску, под каждым деревом число, прочитайте (рябина 80 лет, осина 100 лет, береза 150 лет, сосна 350 лет, ель 500 лет, кедр 850 лет). Это столько лет может прожить дерево, если его оберегать

Задания:

  1. Запишите числа в порядке возрастания (80, 100, 150, 350, 500, 850).
  2. Увеличьте в 10 раз (800, 1000, 1500, 3500, 5000, 8500).
  3. Уменьшите в 100 раз (8, 10, 15, 35, 50, 85).
  4. Проставьте знак арифметического действия и найдите сумму (8+10+15+35+50+85=203).

Посмотрите на число, которое мы писали на минутке чистописания, оно должно совпадать с вашим ответом. Что мы повторили?

V. Повторение пройденного материала.

Каждое дерево еще и высокое. Я зачитываю высоту дерева, а вы записываете в тетрадь, а рядом пишите сколько это сантиметров, миллиметров.

Комментированное письмо

Ель достигает высоты 40 м = 4000 см
Сосна достигает высоты 45 м = 4500 см
Береза достигает высоты 20 м = 20000 мм
Кедр достигает высоты до 50 м = 50000 мм

Какое действие помогло нам сделать переводы? Какой общей формулой пользовались?

Сосна (взрослое дерево) – дает 16 кг смолы. Из смолы получают скипидар и твердую массу канифоль.
Береза дает сладкий сок. За весну одно взрослое дерево может дать до 4 ведер сока.
Лиственница (покровитель) королева сибирских лесов. Древесина этого дерева не знает износа. Внутренние детали Московского Кремля сделаны из лиственницы.

Наш лес посажен, пусть пока он из бумаги, но обязательно посадим и настоящий. Продолжим наше путешествие. Тихонько по тропе, чтобы никого не испугать.

Работа по карточкам (снежинки-примеры) – на каждой снежинке записаны примеры с разной степенью трудности

*5648
+2794
  7835
16277
*37829
+62307
  20591
120727
*135508
+ 48324
   34085
217917
*6078
+8932
  7509
22519

Как называются числа, которые вы складывали? Как называется результат?

Чтобы идти дальше, нам потребуется большое внимание.

Проверим, внимательны ли вы? За 4 секунды запомните четыре фигуры, которые нарисованы на альбомном листе (рисунок убирается).

Проверим, все ли справились с этим заданием?

Мы идем дальше. Вышли на поляну. Много снега. Бедным птицам холодно, мало корма. Как помочь птицам?

Правильно, люди должны строить кормушки для зимующих птиц и следить, чтобы корм всегда был в кормушках. Вот и в нашем лесу птицам нужна помощь. Решим выражение, и за каждый правильный ответ птичка прилетит к нашей кормушке(на доске нарисовано дерево с кормушкой).

Послушайте небольшую информацию о пользе птиц.

Сова уничтожает за год около 1000 грызунов.
Кукушка имеет необыкновенный аппетит: за час съедает 100 гусениц.
Дятел избавляет деревья от короедов, жуков – за 1 день съедает 750-900 штук.

Не только птицы, но и растения приносят пользу.

А какие это растения, вы узнаете, когда решите уравнения.

I ряд II ряд III ряд
Х +320 = 80 · 7
Х+320 = 560
Х = 560-320
Х = 240

240+320 = 80 · 7
560 = 560

Х-180 = 240:3
Х-180 = 80
Х = 80+180
Х   =   260

260-180 = 240:3
80 = 80

290+Х = 640-260
290+Х = 380
Х = 380-29
Х = 90

290+90 = 640-260
380 = 380

За правильное решение появляются названия растений — ПОДОРОЖНИК, ПИЖМА, РЯБИНА.

Учитель зачитывает информацию о пользе этих растений.

Подорожник – если порезали ногу или натерли мозоль, то сорвите лист подорожника, разомните его и приложите к ноге.
Пижма, рябина – помогают от комаров в лесу – надо натереть руки и лицо, запах цветков отпугивает насекомых.

Есть еще один секрет, но он будет открыт после решения задачи. Сначала отдохнем.

Физминутка.

У оленя дом большой.
Он глядит в свое окно.
Заяц по полю бежит
В дверь к нему стучит.
Тук, тук, дверь открой.
Позади охотник злой.
Заяц, заяц, забегай,
Лапу мне давай.

ЗАДАЧА

На лесной тропинке стояли два домика — зайца и лисы. Расстояние между ними 730 см. выбежали заяц и лиса из своих домиков и побежали по тропинке. Заяц пробежал 250 см, а лиса на 118 см больше.

? — На каком расстоянии они будут друг от друга?

Вырази ответ в метрах и сантиметрах. (Задача написана на карточке для каждого ученика). По ходу разбора задачи чертится чертеж на доске. Ученик решает задачу поясняя каждое действие.

  1. 250+118 = 368 (см) — расстояние пробежала лиса
  2. 250+730+368=1348 (см) = 13 м 48 см — расстояние между лисой и зайцем.

Ответ: 13 м 48 см — расстояние между лисой и зайцем.

VI. Итог

Что повторили? Что понравилось? Что узнали нового?

А вот и последний секрет. Это рецепт варенья за все ваши старания.

Варенье из малины (старинный способ)

1 кг малины, 1,5 кг сахара.
Ягоды высыпать в варочный тазик в 1-2 слоя, засыпать сахаром и на 8-10 часов поставить на лед или в холодильник. После этого на слабом огне довести до кипения и варить 18-20 минут.

Это рецепт поможет вам быстрее вылечиться, если вы больны. А также пополнить свой организм витаминами.

Наше путешествие окончено, вы замечательно справились со всеми испытаниями. Вы молодцы!

Литература

  1. Учебник математики (Математика 4 класс. 1 часть)
  2. Арчинская И.И. Математика. (3 класс).
  3. Энциклопедия для детей “Все обо всем”.
  4. Природоведение (4 класс).
  5. С.М. Заплатная. Книга для детей “Мы идем в лес”.