Изучение темы "Лента времени"в курсе "Введение в историю". 3-й класс

Разделы: История и обществознание, Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 3


Предложенный вариант урока завершает изучение раздела, знакомящего детей младшего школьного возраста с лентой времени. Это первое погружение учащихся в столь сложный материал, который обеспечивает не только временное восприятие истории, но и синтез представлений о времени, исторических событиях, исторических личностей, исторической карты.

Форма конкурсного урока поможет детям окунуться в мир состязательности, позволяя каждому выбрать удобную форму проявления полученных ЗУНов. В качестве информационного поля, учитывая возраст и образное мышление, представлены рисуночные задания. Они помогут воспроизвести ранее изученный материал зрительно. Ситуационные задачи внесут остроту конкуренции знаний для “сильной” группы детей. Условия урока-конкурса способствуют овладению технологии выбора, решению проблем возможных пробелов знаний, комфортной организации учебных коммуникаций и личностного продвижения школьников.

Урок реально вписывается в программу “Школы России”, пропедевтический курс “Введение в историю” программы и учебника Е.В. Саплиной, А.И. Саплина.

Сочетание основополагающих компонентов педагогических технологий личностно – ориентированного обучения /И.С. Якиманской/, деятельностного подхода в современных условиях внешней или внутренней дифференциации позволяет добиваться личностного продвижения каждого учащегося в изучении истории.

Учащиеся совместно с учителем, через активные приёмы, формы и методы работы погружаются в конкурсную часть урока, предварительно мотивируя цели и задачи урока, выбирая инструментарий для их достижения, “личностную нишу” проявления знаний, умений и навыков. Для этого предложены кроссворды с текстовыми и рисуночными заданиями, задания синтезированного порядка. Включены элементы состязательности, которые предусмотрены как в групповой, так и в индивидуальной формах. Такая система конкурсности поддерживает воспитательные начала, развивает личностные проявления при ответственности за коллективный успех.

Адекватно использованные формы, методы, приёмы учебной деятельности способствуют проявлению новых учебных навыков систематизации и структуризации ЗУНов, узнаванию исторических времени, места, личности, причинно-следственных связей, понятийного ряда.

Урок не предусматривает оценки “2”, что позволяет каждому учащемуся проявить себя в удобной, наиболее приемлемой форме работы, максимально продемонстрировать свой уровень ЗУНов. Заявленная система само- и взаимооценки учебного труда вырабатывает логику само- и взаимоопределения достигнутых результатов, возможных пробелов, что способствует комфортности общения, господству субъект – субъектных связей.

Решение на протяжении всего урока познавательных задач в режиме творческого диалога развивает основы гуманитарного мышления учащихся. Обстановка непринуждённости в учебных коммуникациях демонстрирует гуманистические начала. Заявленная технология ЛОО И.С. Якиманской решает проблему успешности учебных действий, детского учебного труда, педагогическую удовлетворённость достигнутым.

Цели урока: создать условия для

  • обобщения начальных знаний о летоисчислении, временном восприятии истории;
  • комфортного применения ранее полученных ЗУНов по заявленной теме;
  • развития общеученических навыков анализа, сравнения;
  • формирования основ исторического мировоззрения.

Понятия, идеи: (изложены в планах уроков №№ 1-4, с. 3-11 учебника).

Оборудование:

  • кроссворды с текстовыми и рисуночными заданиями;
  • лента времени;
  • задачи и задания к ленте времени;
  • задание синтезированного порядка;
  • рассказ-задание “Ошибка историка”.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оргформа: урок-конкурс.

Условия конкурса:

  • оценивание результатов проводится как по групповой деятельности, так и за индивидуальное участие;
  • каждый учащийся имеет возможность проявить полученные им ЗУНы в произвольном режиме (независимо от желания учителя), в удобных для него формах и видах деятельности;
  • за каждый верный ответ начисляется один “+” участнику и другой группе, за честь которой он выступает;
  • неверный ответ не приносит “наказания”, продолжается поиск верного результата, в котором преимущественно имеют право принять участие товарищи по команду, только затем представители других команд;
  • результаты участия групп отслеживаются на доске-табло, а успехи детей в листе контроля, который ведёт учитель или хорошо успевающий учащийся;
  • итогом урока служит успешность освоения раздела всем классом в целом; в качестве результатов может оцениваться не только конкурентность полученных ЗУНов, но и личностная динамика продвижения в способах, формах, прочих проявлениях конкретных учащихся, которых отмечают дети;
  • урок не предусматривает оценки “2”;
  • домашнее задание получают только те дети, которые проявили слабые знания и умения по изученному разделу.

Ход урока

I. Разминка

Друзья! Мы с вами закончили изучение первого раздела нового для вас предмета.

  • как называет наш новый предмет;
  • что он изучает;
  • о чём был первый раздел, с которым мы с вами познакомились?

Попробуйте из предложенного отрывка стихотворения определить знакомые для вас понятия, ответить на вопрос “Какова цель нашего урока обобщения?”:

Узнавая истории строки
Погружаемся вместе во время,
Хоть герои давно уже смолкли,
Но узнать их судьбу – наше бремя!

Лента времени – это дорога,
Где события лишь остановки,
Где историков мудрое племя
Ищет истину каждой эпохи.

(Отрывок из стихотворения автора урока).

Дети делают вывод о том, что:

  • данное стихотворение нацеливает их на поиск истины каждой эпохи через овладение навыками исторического времени, использование понятий первого раздела учебника;
  • цель урока: показать на каком уровне каждый учащийся овладел знаниями, умениями, навыками пользования терминологией, рассуждениями “исторического времени”;
  • задача каждого: проявить в удобных для него вариантах, формах работы, индивидуально и в группах полученные ЗУНы, чтобы доказать свой уровень усвоения, ликвидировать возможные пробелы.

Какие главные вопросы поставили авторы учебника Елена Витальевна и Андрей Иванович Саплины при изучении раздела “Лента времени”?

Ответы детей:

  • что такое время;
  • какое время называют историческим и почему;
  • как определить отрезки времени, час, например;
  • что обозначает выражение “Наше время”.

Этап оценивания результатов разминки, записи на доске с комментариями.

II. Конкурс знатоков (работа в группах)

Ваши задачи данного этапа:

  • грамотно и быстро решить задания кроссворда;
  • оценить участие каждого в успешности результатов;
  • проверить работу конкурирующей с вами группы и оценить её;
  • главное – проявить знания изученных понятий

Кроссворд 1. Что такое?

Задания к кроссворду № 1

По горизонтали:

  1. Сказочная страна, в которой события отражались наоборот.
  2. Синоним понятия “вчера”.
  3. Синоним понятия “завтра”.
  4. Часы показывают _______.

По вертикали:

  1. Синоним понятия “сегодня”.
  2. Главная героиня - путешественница мира чудес в сказке известной английской писательницы Льюис Кэрролл.

Кроссворд № 2. Историческое время.

По горизонтали:

  1. Время “от лета до лет”, между двумя январями.
  2. В 1147 году основан город ___________.
  3. Схема для временного отображения исторических событий.
  4. В 988 году Русь приняла религию _____________.
  5. Сто лет.

По вертикали:

  1. Десять раз по сто лет.
  2. Он один из двенадцати, из числа которых складывается время “от лета до лета”.
  3. _______ определяет столетие исторического события.

Кроссворд 3. Римские цифры.

Задания к кроссворду №3.

По горизонтали:

  1. IV
  2. ХVIII
  3. ХI
  4. ХV

По вертикали:

  1. ХХ
  2. I
  3. VI

Кроссворд 4. Рисуночные загадки “Часы”.

Вспомни, как называются данные элементы или образцы предложенных предметов
Впиши, согласно цифрам и номерам рисунков в клеточки кроссворда и получишь ответ на вопрос рисунка 6.

Этап оценивания результатов разминки, записи на доске с комментариями.

III. Конкурс летописцев, грамотно определяющих время

ОПРЕДЕЛИТЕ !

  1. В каком веке мы живём?
  2. Отметь год своего рождения. В каком веке это было?
  3. Через сколько лет после рождения Иисуса Христа родились Вы?
  4. В ХХVII веке до н.э. родился на территории Древнего Египта ваш предок. Сколько веков прошло с тех пор?
  5. Другой ваш предок родился в Древней Греции в том же году, что и Вы, но только до н.э. Сколько лет прошло с момента его рождения?
  6. В 1380 г. н.э. произошла Куликовская битва, в 1945 г. наш народ разгромил фашистов. какое событие раньше произошло и на сколько лет?
  7. В 70 г. до н.э. был построен крепостной вал, который через 100 лет разрушили кочевники. Когда произошло событие?
  8. В каких веках были события: 33 г. до н.э., 33 г. н.э., 988 г. н.э., 1700г.?
  9. Герой сражения родился в 1801 г., погиб в 1900 г. В каком веке это было?

(Этап оценивания результатов разминки, записи на доске с комментариями).

IV. Конкурс “Узнай время!”

  1. По рисункам отметьте к какой эре относятся события:
  2. Разместите единицы времени в соответствии с их продолжительностью:

  • век;
  • эра;
  • год;
  • тысячелетие.

Этап оценивания результатов разминки, записи на доске с комментариями.

V. Конкурс “Ошибка историка”

Внимательно прослушайте (прочитайте) рассказ горе-историка. Найдите, какие ошибки он совершил? Что перепутал? Чего не могло быть?

Герой мой был человеком мудрым. В год рождения Иисуса Христа принял христианство вместе с Русью. В 1147 году он открыл Америку, а через 345 лет, 1492 году, участвовал в основании Москвы. Только два года он не дожил до Победы русского оружия в 1380 году на поле Куликовом.

Ошибки.

  1. Герой не мог столько долго жить.
  2. Русь приняла христианство в 988 году, а не в год рождения Иисуса Христа.
  3. В 1147 году произошло основание Москвы.
  4. Открытие Америки состоялось в 1492 году.
  5. События так далеки друг от друга, что герой не мог участвовать хотя бы в двух из них подряд.

Этап оценивания результатов разминки, записи на доске с комментариями.

VI. Подведение итогов урока-конкурса

По результатам конкурса места между командами распределились следующим образом (оцениваются положительные результаты, отмечаются достоинства каждой команды, лидерство по баллам):

1 – команда …
2 – команда …
3 – команда …

В личном первенстве результаты по активности и правильности ответов распределились следующим образом (отмечаются успехи: “3”, “4”, затем лучшие “5”).

Чем запомнилось изучение раздела:

  • какие интересные события особенно запомнились;
  • какие виды работы вам особенно понравились, почему;
  • чему вы научились;
  • какие трудности вам встретились;
  • над чем следует ещё поработать?

Задания на дом (индивидуально для тех, кто встретил трудности).