Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Проблема выбора в новелле В. Ирвинга "Легенда об арабском астрологе"

Разделы: Преподавание литературы


Цели урока:

Обучающая: формирование умения работать с художественным текстом; умение характеризовать литературного персонажа и формулировать идею художественного произведения.

Развивающая: развитие логического мышления путем анализа поступков главных персонажей легенды.

Воспитывающая: формирование умения делать правильный выбор между двумя возможностями, одинаково необходимыми человеку.

Ход урока

I. Вступление.

Литература – человековедение, в ней люди познают самих себя. Развиваясь, она идет ко все более глубокому раскрытию человека, его стремлений, надежд, возможностей, его места в мире. Но человек неисчерпаем, и каждая эпоха ставит новые вопросы. Литература призвана осознать эти вопросы и ответить на них. При этом ее ответы никогда не бывают окончательными, в них всегда содержаться ростки новых вопросов.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова талантливого ученого, поэта М.Ломоносова:

Какая польза тем, что в старости глубокой
И в тьме бесславия кончают долгий век!
Добротами всходить на верх хвалы высокой
И славно умереть родился человек.

В жизни нас постоянно сопровождает проблема выбора и не всегда легко прийти к правильному решению. Вспомните любую народную сказку: в ней всегда борются силы добра и зла, причем добро и зло всегда очевидны. Разумеется, жизнь человека не всегда оказывается на перекрестке путей этих нравственных начал. Человеку всегда приходилось выбирать, и это - одна из вечных проблем общества. Писатели пытались в своих произведениях обозначить эту проблему и изобразить литературных персонажей, делающих свой выбор.

Вспомните, пожалуйста, художественные произведения, где героям приходилось делать выбор, при этом не всегда легко было определить, верен ли он, дать однозначную оценку. ( Андрий из повести Н.В Гоголя “Тарас Бульба, Дубровский из одноименного романа А.С.Пушкина)

Несмотря на все перипетии в судьбах этих персонажей, мы видим, что в их характерах отразились внутренние противоречия, первоначально присущие им, но и являющиеся основой роста, развития личности. Всегда ли так бывает? На этот вопрос мы ответим в конце урока, а пока давайте разберемся, что же такое противоречие. (Словарь С.И.Ожегова: Противоречие

1. Взаимодействие противопоставленных и взаимосвязанных сущностей как источник самодвижения и развития. 2. Положение, при котором одно (высказывание, мысль, поступок) исключает другое, не совместимое с ним. 3. Высказывание или поступок, направленные против кого-нибудь, чего-нибудь. 4. Противоположность интересов).

  Положительные качества Отрицательные качества
Абен-Абус    
Абу-Аюб    
Повествователь  

Какое из значений нам будет ближе сегодня на уроке? (3) Почему?

С таким изображением человеческого характера мы встретились в новелле В.Ирвинга “Легенда об арабском астрологе”.

II. Основная часть.

По ходу урока вы должны заполнить таблицу, дающую представление о султане и маге, их характере, мировоззрении. Она покажет, насколько вы глубоко поняли внутренний мир героев.

Давайте вспомним все, что уже знаем о главных персонажах. (Инсценирование: герои представляют себя сами).

Какими вы увидели героев? Что о них можете сказать?

Уже с первых страниц новеллы мы слышим голос повествователя. Как он относится к героям? (С насмешкой).

Какой художественный прием помогает ему достичь такого результата? (Ирония – осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Отличительным признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый; чем больше противоречий между ними, тем сильнее ирония.)

Почему старому султану не удавалось “спокойно почивать на лаврах и безмятежно править владениями…”?

Эразм Роттердамский, европейский филолог и писатель, писал: “То, чем мы грешим в молодости, приходится искупать в старости”.

В новелле очень остро стоит проблема выбора между двумя возможностями. Как повествователю удалось очень тонко передать внутренние противоречия султана? (“Лицо Абен-Абуса стало мертвенно-бледным; дрожа от нетерпения, он взял в руки копье, и когда он подходил к столу, его седая борода тряслась от овладевшего им ликования…Астрологу с величайшим трудом удалось остановить руку миролюбивейшего из монархов и удержать его от полного истребления неприятеля…”)

Это страшные строки, в них повествователь усиливает эпизод с помощью художественного приема.… Подумайте какого? (Использование прилагательных в форме превосходной степени: величайший, миролюбивейший). имя характеризует султана. ? Как вы понимаете прямое значение этого слова? (Словарь С.И.Ожегова: Миролюбивый – проникнутый миролюбием. Миролюбие – стремление к сохранению мира, мирных отношений.) В чем мы видим двойной смысл этого словосочетания?

Султан не просто человек, он “повелитель Гранады”. Каким правителем мы его видим? (“…Некоторые отдаленные области его государства, которыми он в дни мощи управлял надменно и гордо, ныне…обнаруживали готовность восстать…”; “В самой столице вспыхнул мятеж, дворец был окружен вооруженным народом, грозившим лишить жизни султана и его возлюбленную христиа