Открытый урок литературного чтения в 3-м классе по теме: "Творчество К.Д. Бальмонта"

Разделы: Начальная школа


Оборудование:

  • Портрет К. Д. Бальмонта.
  • Магнитофон с аудиозаписью птичьих голосов (журавлей).
  • Картинки с изображением птиц.
  • Эпизоды русской осенней природы (солнце из-за туч, гроздья брусники, деревья в разноцветном уборе, синее море, девочка Осень в платье).
  • Осенние листья с мини-сочинениями.
  • Корзина для листьев.
  • Слова-настроения.
  • Цветные карандаши.
  • Карточки психологического настроения.
  • Листочки с текстами.
  • Рабочие тетради.
  • Аппликации осенние с уроков труда.

Задачи:

  • Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта. Расширить литературный кругозор школьников за счет произведений русской классической литературы (конца XIX, начала XX вв.).
  • Совершенствовать умение понимать основное настроение лирического произведения; развивать воссоздающее воображение, умение рисовать словесные картины через развитие речи.
  • Углублять первичные представления об основных выразительных средствах литературы и их роли в художественном произведении.
  • Формировать умение выразительно читать стихотворные тексты.
  • Раскрыть основное настроение стихотворения (тихой грусти и нежности).
  • Расширять литературный кругозор.
  • Воспитывать любовь к родной природе и русской словесности.

I. Подготовка к восприятию:

Сегодня я приглашаю всех отправиться вместе со мной в прекрасное путешествие, в котором мы все будем участвовать. А куда состоится это путешествие, узнаем в ходе урока.

Литературно-художественная композиция по стихам русских поэтов об осени.

– Чей образ во всех этих стихотворениях?

– Давайте пофантазируем и представим себе: о чем мечтают листья осенью?

III. Проверка домашнего задания:

– Вы писали мини-сочинения об осени. (Учащиеся читают, показывают, сдают все листья в корзину для проверки).

IV. Сообщение темы урока:

– Мы продолжаем читать стихотворения о природе. Сегодня прозвучат стихи Константина Дмитриевича Бальмонта.

Установка:

– Вслушайтесь в настроение этого стихотворения.

– Запись пения птиц и (я читаю стихотворение).

Проверка восприятия:

– Какое настроение было у вас при восприятии этого стихотворения? (Ответы учащихся)

– Как вы считаете, название стихотворения – это его тема или главная мысль? (Тема)

– А что может быть главной мыслью стихотворения с таким названием? (Не можем сказать, мало знаний)

– Понравилось ли вам стихотворение?

V. Работа по осмысливанию:

– Перечитайте, не мешая соседу (на листочках) – 1 раз

Бальмонт Константин Дмитриевич. (1867 - 1942)

Осень

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется,
И заплачет спросонья.

– Встретились ли непонятные слова?

Бла – го – вонь – я
Раз – но – цвет – ном запись на доске
Спро – сонь – я

– Уточняем настроение (на доске карточки).

– Какой период осени?

– Реальная или сказочная картина? (Тихой грусти и нежности)

– Давайте представим, что мы художники и нам надо нарисовать иллюстрации к стихотворению поэта.

– Что для этого нужно сделать?

(Перечитать внимательно по 2 строчки – словесную картину и изобразить графическую на полотне – доске Составление словесных картин – и я помогаю составить графическое изображение).

– Какие краски нужно выбрать для нашей общей картины? (Разноцветные – уточняем)

Учащиеся самостоятельно перечитывают с карандашом в руках.

– Что необычно в этих строках? (Осень – с заглавной буквы)

– Почему? (Одушевляет поэт)

– Какие явления природы Бальмонт еще оживляет? (Солнце, деревья)

– А встречали ли мы одушевление природы и осени у других поэтов? (У Тютчева, Пушкина, Есенина, Никитина)

– В образе кого Бальмонт рисует Осень? (В виде живой девочки)

– Какое выражение лица у девочки-Осени? (Печальное)

– Какое явление природы хотел изобразить Бальмонт под слезами девочки? (Осенний дождик)

– Давайте подберем для девочки-Осени платье по цвету (с устным объяснением).

– Как поэт относится к Осени, которая вот-вот заплачет? (С нежностью, грустью, ему ее жалко, но одновременно он любуется ею).

VI. Сообщение учащихся о К. Бальмонте (по домашнему заданию).

– Для того, чтобы нам лучше было понять стихи Бальмонта, давайте послушаем сообщение о поэте. Внимательно слушайте, обсудите в парах, и ответьте на вопрос:

– Что запомнили из биографии?

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 - 1942) был назван другим русским поэтом Александром Блоком “поэтом с утренней душой”, которому “никто… не равен в его певучей силе”.
Бальмонт родился в центре России, в деревне Гумнищи Владимирской губернии в семье небогатого помещика и дочери генерала. Как и многие русские писатели-дворяне, он пронес через всю свою жизнь нежную и грустную любовь к своей малой родине.
Родители, по признанию самого поэта, оказали на него огромное влияние. Мать Бальмонта, высокообразованная, умная женщина, ввела будущего поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. “Совсем иное влияние оказал на меня отец, – так писал позднее Бальмонт. Необыкновенно тихий, добрый, молчаливый человек, ничего не ценивший в мире, кроме вольности, деревни, природы и охоты… С ним, еще в самом начальном детстве, я глубоко проник в красоту лесов, полей, болот и лесных рек”.
Это радостное ощущение детства и родных мест “среди цветов и песнопений” родилось из десятилетнего пребывания в деревне. Именно там он был окружен “первыми весенними песнями птиц, первыми побегами теплого ветра по белому царству цветущих яблонь и вишен, волшебными зарницами”. Там были с ним народные песни и сказки, стихи Пушкина, Лермонтова и Кольцова. Все это осталось самыми сильными впечатлениями, запомнившимися на всю жизнь.
В начале XX века Бальмонт стал одним из самых читаемых и почитаемых поэтов. Им восторгались, его стихи заучивали, декламировали с эстрады, сочиняли романсы на его произведения.
В 1905 году Бальмонт выпустил сборник стихов под названием “Фейные сказки”. Книгу он посвятил своей четырехлетней дочке. В этом сборнике и было помещено стихотворение “Осень”. Валерий Брюсов, знаменитый поэт начала XX века, восторженно отозвался об этой книге: “… родник творчества Бальмонта снова бьет струей ясной, хрустальной, напевной. В этих детских песенках ожило все, что есть самого ценного в его поэзии, что дано ей, как небесный дар, в чем ее лучшая вечная слава. Это песни нежные, воздушные, сами создающие свою музыку”.

VII.Физминутка.

VIII. Обучение выразительному чтению.

– Давайте поучимся читать это хрустально-напевное стихотворение.

– Какой темп чтения? (Неторопливый)

– Будем читать негромко с интонацией грусти и нежности. Постараемся передать в конце стихотворения настроение одиночества и плаксивости.

– Почему одиночества?

– Над чем можно задуматься, слушая его?

(Свободные высказывания)

– Может ли нравиться печальное? (В жизни – нет, а в искусстве – да, потому что заставляет нас сопереживать и задумываться)

IX. Рисование на листочках.

– Давайте нарисуем на них Осень, какой вы ее представляете, в словесном изображении Константина Бальмонта? (2-3 мин).

– Остальное дорисуете дома (только самые главные цвета возьмите).

X. Работа в тетрадях.

С. 55 – вчитываясь – 1 задание и 4 задание

– 2, 3, 5 – дома

XI. Продолжение изучения нового материала.

Стихотворение “Снежинка” (Читаем сами)

Перечитаем по 4 строки и сравним со стихотворением “Осень”.

– Что общего? (Свободные ответы)

– Послушайте еще одно стихотворение Бальмонта “От птицы к птице” – оно трудное для чтения и буду читать я.

– Сосчитайте птиц при прослушивании.

– Послушайте еще раз запись птичьих голосов.

– Чтение стихотворения “Золотое слово”.

– Кто обещал все озолотить?

– Выразительное чтение

XII. Итог урока.

– Понравились ли вам стихи К.Д. Бальмонта? Какое из них захотелось выучить наизусть?

– Что можно сказать о человеке, написавшем эти стихи?

– Как вы думаете; куда мы путешествовали? (В страну поэзии).

– Я хочу узнать, какое настроение у вас после нашего путешествия?

Покажите карточки психологического настроения

XIII. Домашнее задание.

Одно – наизусть и остальные выразительно читать.

т. с. 55 – задания, закончить рисунки.