Психолого-педагогический мониторинг как система информационного сопровождения педагогического эксперимента

Разделы: Школьная психологическая служба


Педагогический эксперимент, проводимый в МОУ СОШ № 107 по теме: “Создание психолого-педагогических условий для формирования личности, направленной на устойчивое развитие”, определил задачи и содержание психологического сопровождения образовательного процесса.

Одной из основных задач является осуществление психологического мониторинга, как системы информационного сопровождения учебного процесса. Психологический мониторинг должен обеспечивать педагогический коллектив знаниями об особенностях психической организации учащихся, которые позволили бы успешно осуществлять педагогический эксперимент. Это, прежде всего, информацией об особенностях познавательной сферы (особенностях интеллекта учащихся – как ученики получают, хранят, используют информацию) и личностного развития (особенностях мотивации, межличностных отношений, самооценки и т.д.)

Психологами школы был разработан стандарт психологического сопровождения образовательного процесса в ходе реализации педагогического эксперимента, который представлен в следующей таблице:

Класс

Педагогическая задача

Психолого-диагностическая задача

Психолого-методическое обеспечение

Научно-методическая и консультационная работа

1

Определение готовности детей к обучению в школе.

Определение социально-психологической адаптации детей, поступивших в школу.

Выявление уровня сформированности мыслительных операций, мотивации и т.д.

Изучение психоэмоционального состояния учащихся.

Методика “Готовность к обучению в школе”.

Д.М. Полев, Н.Н. Мельникова.

Анкета оценки уровня школьной мотивации учащихся Лускановой.

Тематические выступления на родительских собраниях (групповое и индивидуальное консультирование). Индивидуальное консультирование ведущих педагогов. Тематическое выступление на заседании кафедры начальных классов.

2

3

4

Индивидуализация образовательного процесса.

Оптимизация межличностных отношений в детском коллективе.

Отслеживание благополучия личностного развития учащихся.

Определение уровня сформированности мыслительных операций.

Изучение социометрического статуса каждого учащегося.

Изучение самооценки учащихся.

“Методика изучения словесно-логического мышления”. Замбацявичене.

Методика “Социометрия”.

Методика Прихожан “Самооценка”.

Выступления на родительских собраниях (индивидуальное и групповое консультирование). Консультирование ведущих педагогов. Выступление на психолого-педагогическом консилиуме.

5

Социально-психологическая адаптация детей при переходе из младшего звена в среднее.

Изучение особенностей интеллектуального и личностного развития учащихся с целью оптимизации образовательного процесса.

Диагностика особенностей мышления, памяти, внимания, динамики, работоспособности учащихся.

Изучение особенностей личности учащихся:

– структуры мотивации, степени устойчивости системы мотивов, отклонение структуры от идеального для обучения варианта;

– отношения к разным учебным предметам;

– формирования самооценки и рефлексии ребенком своих личностных качеств;

– системы взаимоотношений ребенка со значимым социальным окружением: родителями, сверстниками, учителями;

– особенностей взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения.

Компьютерная диагностика:

– тестовый блок “Интеллект”;

– тестовый блок диагностики личности.

Тематическое выступление на психолого-педагогическом консилиуме. Проведение индивидуальных и групповых консультаций для педагогов, учащихся, родителей.

6

Учет уровня и особенностей структуры интеллекта, учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Оказание педагогической поддержки учащимся, имеющим проблемы в личностном развитии.

Изучение уровня структуры интеллекта.

Изучение психо-эмоционального состояния учащихся.

Подростковый интеллектуальных тест (ПИТ СП – Ч).

Тест Прихожан “Изучение уровня тревожности”.

Тематическое выступление на психолого-педагогическом семинаре, индивидуальные консультации для педагогов, учащихся, родителей.

Тематическое выступление на психолого-педагогическом семинаре.

Индивидуальные консультации для учащихся, родителей.

7

Отслеживание динамики интеллектуального и личностного развития учащихся с целью оптимизации учебного процесса.

Оказание педагогической поддержки детям, имеющим проблемы в личностном развитии.

Диагностика особенностей мышления, памяти, внимания, динамики работоспособности. Изучение особенностей личности учащихся:

– структуры мотивации, степени устойчивости системы мотивов, отклонение структуры от идеального для обучения варианта;

– отношения к разным учебным предметам;

– формирования самооценки и рефлексии ребенком своих личностных качеств;

– системы взаимоотношений ребенка со значимым социальным окружением: родителями, сверстниками, учителями;

– выявление акцентуации характера учащихся.

Компьютерная диагностика:

– тестовый блок “Интеллект”;

– тестовый блок диагностики личности.

 

 

 

Тест акцентуаций Личко и Леонгарда в модификации Прутченкова.

Тематическое выступление на психолого-педагогическом консилиуме.

Индивидуальные консультации для учащихся, педагогов, родителей.

 

 

 

Индивидуальные консультации учащихся, родителей, педагогов.

8

Выявление соотношения академической успеваемости и интеллектуального потенциалов учащихся.

Учет особенностей структуры интеллекта учащихся при формировании классов предпрофильной подготовки.

Учет психотипов учащихся при осуществлении учебно-воспитательного процесса, а также в профориентационной работе.

Оказание педагогической помощи детям испытывающим проблемы психо-эмоционального характера. Профилактика суицидов.

Исследование динамики интеллектуального развития, структуры интеллекта учащихся.

Определение психотипов учащихся.

Исследование психо-эмоционального состояния учащихся.

Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СП – Ч).

Тест Г. Айзенка.

Методика Горской.

Тематическое выступление на психолого-педагогическом консилиуме.

Индивидуальные консультации, педагогов, учащихся, родителей.

Индивидуальные консультации учащихся, педагогов.

Тематическое выступление на психолого-педагогическом консилиуме.

Индивидуальные консультации, педагогов, учащихся, родителей.

9

Оказание психолого-педагогической помощи учащимся в формировании профессиональных планов. Изучение профессиональных интересов, способностей учащихся. Профориентационный блок методик. Групповые и индивидуальные консультации учащихся, родителей.

10

Изучение динамики интеллектуального и личностного развития учащихся с целью оптимизации образовательного процесса.

Социально-психоологическая адаптация учащихся при переходе в старшее звено.

Диагностика особенностей мышления, памяти, внимания, работоспособности учащихся.

Изучение особенностей личности учащихся.

Компьютерная диагностика:

– тестовый блок “Интеллект”;

– тестовый блок диагностики личности.

Интеллектуальный универсальный тест.

Тематическое выступление на психолого-педагогическом консилиуме.

Индивидуальные консультации, педагогов, учащихся, родителей.

11

Оказание психолого-педагогической помощи учащимся в формировании профессиональных планов.

Оказание психолого-педагогической поддержки учащимся имеющим проблемы в личностном развитии.

Изучение профессиональных интересов, способностей учащихся.

Изучение особенностей формирования характера учащихся.

Профориентационный блок методик.

Патохарактерологический диагностический опросник Е. Личко.

Индивидуальные консультации, педагогов, учащихся, родителе.

Индивидуальные консультации, педагогов, учащихся, родителе.

Осуществление психологического мониторинга в данном объеме, с нашей точки зрения, будет информационно обеспечивать педагогическое прогнозирование – “специально организованный комплекс научных исследований, направленных на получение достоверной опережающей информации о развитии соответствующих педагогических объектов с целью оптимизаций содержания, методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной деятельности”.

Литература:

1. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика. – Киев, 1986.

2. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. – Москва, 2001.