Игры и упражнения с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии

Разделы: Работа с дошкольниками


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА,
ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

Ежегодно в Российской Федерации рождается около 30 тысяч детей с врожденными и наследственными заболеваниями. В процессе выхаживания детей уровень физического и умственного развития подрастающего поколения снижается, возрастают показатели соматических и неврологических заболеваний, что в конечном итоге ведет к росту инвалидности. В связи с этим насущными становится проблема реабилитационной помощи детям, практические предложения по совершенствованию системы педагогического воздействия. Сегодня многие службы стоят перед необходимостью сосредоточить усилия не только на лечении детей, но и на выхаживании и на дальнейшей заботе о состоянии их психофизического здоровья.

На современном этапе развития практической помощи детям с ограниченными возможностями очевидна необходимость активного воздействия педагогов и психологов, занимающихся ранней диагностикой и ранней коррекцией отклоняющегося развития у детей. Для реализации комплексного подхода в деле помощи проблемным детям взаимопонимание специалистов является центральным в системе коррекционно-развивающего воздействия.

В результате комплексного подхода к обучению, воспитанию детей формируется взаимодействие ребенка с людьми и окружающей действительностью. Это в свою очередь создает предпосылки к адаптации ребенка в малом детском коллективе, а в дальнейшем обеспечивает преемственность между индивидуальным и общественным воспитанием.

Необходима достаточно полная коррекция и развитие компенсаторных механизмов у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.

В настоящее время у детей наблюдаются различные отклонения психических функций, одно из которых – речевые нарушения. Эта проблема является насущной, что подтверждается статистическими данными академика В.Н.Лубовского, которые свидетельствуют о том, что число детей с нарушением речи в России составляет на сегодняшний день 0,15 % от детской популяции.

Процесс развития речи – явление сложное и многостороннее. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Решающую роль в предупреждении нарушений речевого развития играет максимально ранняя коррекционно-воспитательная работа, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка.

В связи с особенностями развития проблемные дети особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Они не усваивают общественный опыт спонтанно, особенно в раннем возрасте. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии речи, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности, где особое место принадлежит целенаправленной организации коррекционно-развивающих игр.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые исследуются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Раннее начало коррекционно-педагогической работы в специализированных дошкольных учреждениях, в частности в Доме ребенка, имеет особое значение, так как здесь с первых месяцев жизни воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей. Развитие этих детей обусловлено сочетанием биологических факторов риска с неблагоприятными социально-психологическими факторами, в том числе с лишением ребенка эмоционально-положительной связи с матерью или лицом ее заменяющим.

Я как учитель-дефектолог осуществляю коррекционно-педагогическую работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у воспитанников.

Осуществляя коррекционно-педагогическую работу с детьми третьего года жизни, я учитываю наличие больших резервных возможностей нервной системы каждого ребенка. Осуществляю оптимальный отбор методов, приемов, средств обучения и воспитания.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ
С ПРЕДМЕТАМИ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

На третьем году жизни продолжается интенсивное ознакомление ребенка с окружающим миром. Возникает способность отражать в игре более широкий круг явлений. Интенсивно развивается воображение и наглядно-образное мышление ребенка.

Занятия с предметами по-прежнему играют важную роль. Малыши уже имеют навыки “работы” с дидактическими игрушками и любят с ними заниматься. Пирамидки, башенки, матрешки и т.п. собираются в усложненных вариантах. Обращается внимание на выполнение мелких и точных действий, например, не только приложить одну часть к другой, но и совместить рисунок на матрешках.

Занятия с дидактическими игрушками для детей третьего года жизни направлены, в основном, на развитие активной ориентировки, умения более осмысленно действовать в умственном плане, в воображаемой ситуации; самостоятельно переносить знакомые приемы и средства решения поставленной перед ними задачи в новую ситуацию. Это возможно, потому что дети уже владеют необходимыми практическими способами действия с предметами (нанизывание, проталкивание, прокатывание и т.п.).

Главные задачи обучения детей третьего года жизни связаны уже не со способами практического выполнения заданий, а с более сложными умственными действиями по группировке, соотнесению, выбору. Это умение может сформироваться в процессе систематических занятий, постепенного усложнения. Планомерная работа способствует развитию умственной активности к моделированию различных конструкций не только по словесному указанию, но и по графическому изображению (ориентируясь на рисунок, составить несложную по конструкции пирамидку и т.п.). Занятия с геометрическими фигурами-вкладышами также усложняются.

Различные виды упражнений с игрушками способствуют разностороннему развитию ребенка третьего года жизни: умственному и эстетическому воспитанию, формированию работоспособности, усидчивости, воли; учат действовать в коллективе сверстников.

Если на втором году жизни применяются, в основном, наглядные методы, рассчитанные на активное подражание, то на третьем году жизни взрослый, учитывая возрастающую способность детей к наглядно-образному мышлению, учит их действовать по инструкции, выполняя многие действия по представлению, в воображаемом плане.

Дети третьего года жизни в силу возрастных особенностей их центральной нервной системы в 2-3 раза быстрее осваивают программный материал, предназначенный для детей младшего возраста. Задания должны представлять посильную трудность для ребят. Только в этом случае обучение станет развивающим.

РОЛЬ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Значительное место в процессе обучения и воспитания имеют игры и упражнения на развитие ручной моторики, которые я разработала и использую в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.

Возраст от рождения до трех лет является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, эмоционального и физического развития человека. Познавательная активность маленьких детей формируется в процессе ведущей для этого возраста деятельности – предметной, которая является основой для ознакомления с окружающим.

В процессе действий с предметами у детей уже с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики. Оно тесно связано с физиологическим и психическим развитием ребенка. Первыми появляются хватательные движения. Ребенок хватает подвешенные над кроваткой предметы и постепенно учится действовать целенаправленно, правильно определять место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывать в своих действиях форму, величину предметов. Таким образом у него происходит развитие восприятия и зрительно-двигательной координации. Одновременно с этим развивается ручная умелость, отрабатывается согласованность действий обеих рук (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой, большие – двумя руками), тип хватания – кулаком, щепотью (тремя пальцами), указательным и большим пальцами вместе (указательный тип хватания). Дифференцируется движение пальцев (ребенок учится хорошо расставлять пальцы, сжимать вместе, выделять один, два пальца). При нормальном развитии к концу первого - началу второго года жизни ребенок овладевает всеми перечисленными движениями.

В развитии ручной моторики у детей раннего возраста большую роль играют соотносящие действия, то есть такие действия, когда нужно совместить два предмета или две части предмета. Принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки и т.п.). Играя с ними, у ребенка совершенствуется ловкость рук, глазомер, согласованность действий рук.

Детям, имеющим отклонения в психофизическом развитии, необходима длительная систематическая коррекционная работа по развитию зрительно-двигательной координации рук.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на занятиях как учителем-дефектологом, так и воспитателем.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с задержкой в психофизическом развитии, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Ребенку, отстающему в психофизическом развитии, для усвоения способов ориентировки в окружающем, для фиксирования и выделения свойств предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Основной формой воздействия на ребенка являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Содержание занятий определяется “Программой воспитания и обучения детей в специализированном дошкольном учреждении”. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения.

В обучении своих детей (детей раннего возраста) я использую основные методы обучения – игровые. В работе с детьми, отстающими в психофизическом развитии, я рекомендую наглядные методы с поэтапным характером обучения и выполнения заданий. Ребенок словесно не комментирует свои действия и не всегда понимает общую смысловую инструкцию, поэтому взрослый на каждом этапе поясняет действия:

I Этап - действия сопровождаются словом.

II Этап - ребенок уже имеет представление о происходящем через показанное действие и результат; совместные действия ребенка и педагога при направляющем педагогическом руководстве.

III Этап - ребенок действует самостоятельно (иногда прибегает к помощи педагога); пояснения взрослого становятся более развернутыми.

IV Этап - ребенок действует сам (без помощи взрослого); педагог дает полное, доступное пониманию ребенка комментирующее описание всего, что ребенок делает, побуждая его вступить в речевое общение.

Если ребенок не усваивает материал, этапы повторяются. На всех этапах педагог должен раскрыть направленность действий, ход их выполнения, дать оценку выполнения задания.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивает желание ребенка действовать вместе с взрослым и добиваться положительного результата.

При отборе игр и упражнений я, прежде всего, преследовала коррекционные цели и учитывала особенности развития детей раннего возраста. Большинство детей, которые воспитываются и обучаются в специализированных дошкольных учреждениях, имеют нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать кольца на стержень, или просто держать предмет (брать рукой) в одной руке, а другой подхватить другой предмет и т.п.

Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке взять предмет, так как неверно оценивает направление, не может проследить зрительно за движением руки.

Важное условие результативного использования игр и упражнений в обучении – это соблюдение последовательности в подборе игр и упражнений. Следует учитывать следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

В пособии собраны 78 игр и упражнений, которые я сама разработала и апробировала с детьми третьего года жизни.

Развивающие игры и упражнения разработаны для ознакомления детей со свойством мира: развитие ориентировки в различных свойствах предметов (цвет, форма, величина, положение в пространстве, количество, масса, соотношение частей и т.п.); развитие мелкой моторики пальцев рук и координированных движений левой и правой руки; развитие мышления, памяти, воображения и других высших психических функций; развитие познавательной активности (любознательность); воспитание волевых качеств характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, стремиться к получению положительного результата и т.п.).

Игры и упражнения расположены в порядке постепенного усложнения и представлены в приложениях по разделам:

  1. РАЗВИТИЕ ХВАТАНИЯ (Приложение 1).
  2. ПОДРАЖАНИЕ ДВИЖЕНИЯМ РУК (Приложение 2).
  3. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (Приложение 3).

Я рекомендую их использовать как педагогам, так и родителям в обучении детей раннего возраста.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

РАЗВИТИЕ ХВАТАНИЯ

Коррекционную работу по развитию зрительно-двигательной координации рук начинаем с простых упражнений на развитие хватания.

“ПОЙМАЙ МЯЧ”

Цели: учить детей хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете: правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, направление в пространстве (справа, слева, прямо); развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.

Материал: мяч надувной, веревка или леска для подвешивания мяча.

Методические рекомендации: мяч, привязанный к веревке, постепенно опускают и просят поймать двумя руками.

Усложнение: 1) мяч бросает взрослый к ребенку (ребенок ловит двумя руками); 2) мяч бросают справа, слева.

“МЫ ПОПЛЯШЕМ”

Цели: учить хватать маленькие предметы одной рукой, учитывая их величину и форму; определять расстояние от себя до игрушек, направление движения в пространстве; учить захватывать погремушку, султанчик во время пляски, длительно удерживать его в руке, подражать действиям взрослого.

Материал: погремушки, султанчики, флажки, разные по величине, форме, объему.

“ПЕРЕЛОЖИ ИГРУШКИ”

Цели: учить брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук.

Материал: мелкие предметы (пуговицы, мозаика, игрушки мелкие), сосуд прозрачный, поднос.

Методические рекомендации: педагог показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание ребенка, что второй рукой он держит сосуд.

Усложнение: правой и левой рукой поочередно.

“ПРОКАТИ ШАРИКИ”

Цели: развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.

Материал: желоб для скатывания, цветные шарики в коробке, корзина.

“ПРОКАТИ ШАРИК В ВОРОТЦА”

Цель: та же.

Материал: по 4 шара на каждого ребенка; по величине: большие и маленькие.

Методические рекомендации: педагог вначале показывает, как брать щепотью и класть. Затем показывает, как нужно ловить движущийся предмет.

Усложнение: увеличить темп игры с целью развития быстроты реакции. Каждый ребенок прокатывает по 2-3 шарика.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПОДРАЖАНИЕ ДВИЖЕНИЯМ РУК

“ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ”

Цели: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым игру, развивать ощущения собственных движений; развивать мелкие движения рук (сгибательные и разгибательные движения кистей рук).

Методические рекомендации: педагог хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает ребенка к ответным действиям.

“Ладушки-ладушки!
Где были? – У бабушки!
Ладушки-ладошки
Звонкие хлопошки!
Где вы бывали?
Что вы видали?
Рылись мы в песочке,
Пекли пирожочки.
Вот-так, вот-так
Пекли пирожочки.”

“БОЛЬШИЕ НОГИ ШЛИ ПО ДОРОГЕ”

Цели: развивать мелкие движения пальцев на каждой руке, действовать по подражанию взрослому; продолжать формировать положительный эмоциональный настрой.

Методические рекомендации: взрослый показывает движения рук: обе руки ставим на кончики пальцев на стол и начинаем поочередно передвигать пальцами по столу (попеременные движения указательным и средним пальцами каждой руки по столу). Если “большие ноги”, то передвигаем медленно и сопровождаем словами: “Большие ноги шли по дороге”. Если говорим быстрее – “маленькие ножки бежали по дорожке” (пальцы двигаются быстрее).

“СОРОКА-СОРОКА”

Цели: развивать мелкие движения пальцев на каждой руке. Действовать по подражанию взрослому; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения; формировать зрительно-двигательную координацию.

Методические рекомендации: педагог действует руками ребенка: указательным пальцем правой руки выполняет круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами:

“Сорока-сорока
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала (по очереди загибаем: мизинец),
Этому дала (безымянный),
Этому дала (средний),
Этому дала (указательный),
Этому дала (большой).”

“УМОЙ ЗАЙКЕ ГЛАЗКИ”
(мишке или т.п.)

Цели: развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. Действовать по подражанию взрослому; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.

“Водичка, водичка!
Умой зайке личико,
Умой зайке глазки (совершает воображаемые действия – “умывается”),
Умой зайке ротик,
Умой зайке носик,
Умой зайке хвостик!
И поехал зайка к ребятишкам в гости.

“ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ”

Цели: учить детей выделять каждый палец отдельно, выполняя определенные действия. Развивать мелкие движения пальцев. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: лист бумаги с нарисованной дорожкой и кружочками (кочки).

Методические рекомендации: педагог показывает свои руки и говорит: “Пальчики любят гулять по дорожке”. Удерживая все пальцы, кроме одного в кулаке, показывает, как “топает пальчик по дорожке”, а затем “прыгает по кочкам”. Ребенок выполняет сам после показа взрослого. Взрослый сопровождает словами движения пальцев ребенка:

“Пальчик топал по дорожке топ-топ, топ-топ;
И попрыгал он немножко прыг-прыг, прыг-прыг;
Топал долго топ-топ, топ-топ;
И упал на кочку оп-опп!”

Усложнение: упражнение выполняется поочередно пальцами правой и левой руки. Ребенок повторяет слова “топ-топ”, “прыг-прыг”, “оп-опп”.

“ЗДРАВСТВУЙ, ПАЛЬЧИК”

Цели: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым игру. Развивать мелкие движения пальцев на каждой руке. Развивать ощущения собственных движений.

Материал: лист чистой бумаги, карандаш.

Методические рекомендации: педагог показывает, как пальчики умеют здороваться: локти на столе, нижние части ладоней сомкнуты, пальчики будут здороваться, начиная с большого пальца, при этом говорить: “Здравствуй, пальчик!”. Большой палец поздоровался с большим пальчиком (кончики пальцев соприкасаются); указательный поздоровался с указательным пальчиком: “Здравствуй, пальчик!”; и так до мизинчика. Когда все пальцы поздороваются, педагог показывает, как здороваются ладошки. Ладошки надо соединить “в замочек”.

Усложнение: 1. Педагог обводит карандашом ладонь ребенка и показывает, что на листе бумаги получились его пальчики: “Вот указательный, вот мизинчик и т.д.”. Педагог предлагает ребенку поздороваться с нарисованными пальчиками (приложить свои пальцы к изображению). 2.Пальчики ребенка “здороваются” с пальцами взрослого.

“ПЕРЧАТКИ”

Цель: учить ребенка выделять пальцы, формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук. Развивать мелкие движения руки. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: детские перчатки с вышитыми мордочками животных на концах пальцев; перчатки, вышитые с лицами дедушки, бабушки, мамы, папы и “я”.

Методические рекомендации: педагог одевает перчатки ребенку, рассматривает вместе с ним, предлагает поздороваться пальчиками с “гостями”, которые пришли к детям в гости.

“ВАРИМ КАШУ”

Цели: учить ребенка захватывать предметы пальцами, удерживая ложку и совершать вращательные движения кистью руки. Развивать мелкие движения руки. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: кукла, мишка, деревянная ложка (маленькая), детская посуда, горох.

Методические рекомендации: педагог говорит: “К нам в гости пришли кукла Катя и мишка. Мы их угостим кашей”. Педагог показывает, как ложкой набираем горох и насыпаем в кастрюлю, но горох “нечаянно” рассыпаем на стол. Предлагаем собрать горох (щепотью). Педагог показывает, как правильно собирать горох (щепотью). Ребенок собирает по горошине. Затем взрослый показывает движения размешивания “каши” ложкой (ребенок повторяет).

“ПОМОЖЕМ МАМЕ”

Цель: та же.

Материал: фасоль, ягоды сушеные рябины (перемешанные), два прозрачных сосуда.

Методические рекомендации: педагог предлагает помочь маме разложить фасоль и ягодку в сосуды, при этом показывает. После показа ребенок сам выполняет упражнение, если затрудняется ребенок, взрослый совместно с ребенком выполняет упражнение.

“ПОИГРАЕМ С КОТЁНКОМ”

Цели: учить ребенка выполнять действия – наматывать нитку на клубок, удерживать клубок в одной руке. Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: клубок, игрушка-котенок (на конце нитки привязана игрушка).

Методические рекомендации: педагог предлагает поиграть с котенком, распускает нитки и просит наматывать нитку на клубок (вначале идет показ, как надо наматывать нитку, а затем ребенок выполняет сам). При этом педагог обращает внимание на приближающуюся игрушку.

“НАРИСУЕМ КЛУБОК ДЛЯ КОТЁНКА”

Цели: учить ребенка правильно держать карандаш. Учить рисовать, не выходя за лист бумаги. Развивать мелкие движения руки. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: 2 листа бумаги – один с котёнком (изображением котёнка), другой чистый.

Методические рекомендации: педагог рассматривает котенка вместе с ребенком и говорит: “Котенок хочет поиграть с клубочком, давай нарисуем клубок!”. Вначале показ взрослого, как рисовать, затем ребенок выполняет самостоятельно упражнение.

“ДЕЛАЙ КАК Я”

Цели: учить выполнять воображаемые действия (вместе с взрослым или вслед за ним) с помощью стихотворного текста. Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев.

“Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем.
И кружимся потом”

“Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой”

“Руки спрятали за голову,
Положили на плечи.
Спрятали за спину,
Положили на живот”

“Ладошки вниз,
Ладошки вверх,
А потом на бочок
И сжимаем в кулачок,
Постучали”.

Методические рекомендации: педагог читает текст, побуждая ребенка выполнять движения соответственно со стихотворным текстом. При наличии двигательных затруднений взрослый действует руками ребенка.

“МОЛОТОК”

Цель: развивать моторику руки.

“Кулачок как молоток
Мы сожмем его разок
Тук-тук-тук!”

Методические рекомендации: ребенок выполняет движения, сопровождая их стихотворным текстом.

“КТО БЫСТРЕЕ ПЕРЕНЕСЁТ ЯГОДКИ”

Цели: развивать моторику обеих рук (сгибательные и разгибательные движения кистей рук). Учить действовать по подражанию. Создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.

Материал: ёмкости - 2 штуки, ложка глубокая – 2 штуки, ягоды сушеные.

Методические рекомендации: педагог показывает, как надо набирать ягодки в глубокую ложку и переносить в другую емкость.

Усложнение: “кто быстрее перенесет ягоды”.

“ПЕРЕНЕСЁМ ГОРОХ”

Цели: развивать моторику обеих рук (сгибательные и разгибательные движения кистей рук). Учить действовать по подражанию. Создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.

Материал: ёмкости для гороха – 2 штуки, ложка глубокая.

“ПОГЛАДИМ ПЛАТОЧКИ”

Цели: развивать моторику обеих рук. Создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.

Материал: бумага цветная.

Методические рекомендации: педагог предлагает ребенку скомкать лист бумаги – “платочки” (стираем платочки). Нагрузка дается попеременно на каждую руку. Затем предлагает “погладить платочки”. Дети выполняют упражнение сгибательными и разгибательными движениями кистей рук.

“ПОЙМАЙ ПУЗЫРЬКИ”

Цели: развивать моторику руки. Продолжать формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: таз с холодной или теплой водой, соломка для коктейля; ребенок сам дует в воду через соломку, другой ребенок ловит “пузыри”.

Методические рекомендации: упражнение проводится в тазике с водой. Взрослый через трубочку для коктейля дует в воду, появляются “пузыри”. Педагог предлагает опустить кисти рук в воду и поймать “пузыри” обеими руками поочередно, сжимая пальцы в кулак, затем стряхивать водичку энергичным движением, раскрывая ладонь над тазиком.

Усложнение: таз с холодной и горячей (теплой) водой.

“НАРИСУЙ ЗАЙКУ, МЯЧИК, САМОЛЁТ”

Цели: развивать моторику руки, выполняя контур знакомых предметов при помощи карандаша. Продолжать формировать положительный эмоциональный настрой.

Методические рекомендации: педагог показывает шаблон знакомого предмета, ребенок называет, что изображено на шаблоне, если ребенок затрудняется, показать картинку этого шаблона (предмета). Далее ребенок обводит карандашом по шаблону.

“СПРЯЧЬ ШАРИК В ЛАДОШКАХ”

Цели: учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов. Продолжать развивать сгибательные и разгибательные движения пальцев.

Материал: шарики одного цвета, но двух контрастных размеров (большой и маленький), поднос.

Методические рекомендации: педагог кладет на стол два шарика – большой и маленький. Показывает сам, как спрятать шарик в ладошке (маленький). Затем ребенок выполняет самостоятельно.

Усложнение: ребенок делает сам выбор шариков.

“ВАГОНЧИКИ ПОЕХАЛИ”

Цели: учить действовать по подражанию. Развивать движения кистей рук, учить произвольно регулировать скорость движений.

Методические рекомендации: взрослый сжимает руки в кулак, ставит их на стол и говорит: “Слушайте, поезд пошел”. Начинает медленно постукивать по столу, сопровождая каждый удар словом “тук”, и предлагает детям выполнить вместе с ним те же движения “вагончики поехали”. Постепенно взрослый ускоряет темп постукивания и проговаривания, побуждая детей делать то же.

“НАДУЕМ ШАРИК” , “ШАРИК СДУВАЕТСЯ”

Цели: учить действовать по подражанию. Развивать движения кистей рук, учить произвольно регулировать скорость движения. Продолжать развивать внимание, подражание при движении кистей рук и пальцев; учить выполнять одновременно двумя руками.

Методические рекомендации: ребенок соединяет пальцы обеих рук (пальцы здороваются) и при этом начинает дуть в получившееся отверстие между пальцами. Пальцы выпрямляются, как бы имитируют надутый шарик, но пальцы не разъединяются. Получается большой круглый шарик. Затем дети произносят “ссссс-сс”, и шарик сдувается (то есть пальцы, которые имитировали круглый шар; спускаем, но не разъединяем), и опять пальцы возвращаются в исходное положение.

“ЛОШАДКА”

Цели: развивать движения кистей рук и пальцев, умение действовать по подражанию; вызывать интерес и положительное отношение к игре.

“По дороге скользкой, гладкой
Скачет быстрая лошадка.
Чок-чок, чок –
Скачет быстрый табунок”

Методические рекомендации: взрослый показывает движения пальцев (указательным и средним) - движение лошадки по столу, при этом дети выполняют артикуляционное упражнение “скачет лошадка”.

Усложнение: показ “скачущей лошадки” по столу сопровождают выполнением артикуляционного упражнения “скачет лошадка”.

“ГУСИ”

Цель: продолжать развивать внимание, подражание при движении кистей рук и пальцев; учить выполнять движения одновременно двумя руками; вызывать интерес к игре.

Методические рекомендации: педагог говорит, что сегодня в гости к детям придут не лошадка, а гуси. Он сжимает все четыре пальца вместе, а большой прижимает к ним снизу, резко сгибая кисть вниз “Га-га-га, где мои гусята?” - говорит он и помогает детям сделать гусят одной рукой. Гусята гуляют с мамой, она зовет их: “Гуси-гуси!”. Дети отвечают: “Га-га-га”. – “Есть хотите?” - продолжает педагог. Дети отвечают: “Да-да-да”.

Усложнение: ребенок выполняет движения двух гусят.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

“ПЕРЕЛОЖИ ИГРУШКИ”

Цели: учить брать мелкие предметы щепотью, развивать координированные действия обеих рук.

Материал: мелкие предметы (пуговицы, мелкие игрушки из “сюрпризного яйца”, мозаика, крышки маленькие различного цвета и формы), сосуд.

Методический приём: показ пальцев рук, сложенных щепотью, бросить мелкие предметы в сосуд, обратить внимание детей, что второй рукой педагог держит сосуд.

Усложнение: поочередно бросать предметы левой, правой рукой.

“ПРОКАТИ ШАРИКИ”

Цели: развивать зрительно-двигательную координацию. Закрепить хватания щепотью, развивать соотносящие действия. Развивать быстроту и точность движений рук при действии с предметами, находящимися в движении и меняющими свое положение в пространстве. Учить выбирать предметы, ориентируясь на два свойства: цвет, форма.

Материал: по 4 шара желтого и зеленого цвета, 2 коробочки соответствующего предметам цвета; лоток для скатывания шаров. Шары большие и шарики маленькие.

Методические рекомендации: дети сами сортируют шары по цвету и скатывают их. Педагог показывает, как брать щепотью и класть их на верхний конец желоба; показывает, как нужно ловить движущийся предмет: округлить ладонь, сделать ее лодочкой, при приближении обхватить шар, соединить левую и правую руки.

Усложнение: шары большие и маленькие; цвет шаров: зеленые -желтые, синие - красные.

“ПРОКАТИ ШАРИКИ ЧЕРЕЗ ВОРОТЦА”

Цель: та же.

Материал: желоб для скатывания, шарики 4-х основных цветов.

Усложнение: прокатить шарик определенного цвета.

“НАЙДЁМ КАЖДОМУ ШАРИКУ СВОЙ ДОМИК”

Цели: учить совмещать предмет с отверстием (соотносящие действия); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская отверстие; держать предмет щепотью; действовать ведущей рукой, придерживая коробку другой рукой.

Материал: доска с отверстиями, каждое отверстие закрашено определенным цветом, шарики 4-х основных цветов.

“СДЕЛАЕМ КАТЕ БУСЫ”

Цели: развивать внимание, целенаправленные действия. Учить соотносить отверстие шарика со шнурком. Развивать зрительно-двигательную координацию при действии двумя руками.

Материал: шарики, шнурки.

“ЗАКРОЙ КОРОБОЧКИ”

Цели: учить выполнять соотносящие действия, развивать точность движения рук, зрительно-двигательную координацию, согласованность действий обеих рук; формировать целенаправленное внимание, учить действовать путём проб; обращать внимание на свойства предметов (форму, величину и т.д.), объясняя, что соотнесение по этим признакам является условием успешного выполнения действий.

Материал: коробочки одинаковой формы, но разной величины, разные по цвету.

Усложнение:

закрывает коробочки, разные по форме (выбор из двух);
закрывает коробочки, разные по величине;
закрывает коробочки, разные по цвету.

“ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ БАНОЧКИ”

Цели: закреплять умение детей проталкивать плоские геометрические фигуры в специальное отверстие. Продолжать формировать тонкие действия руки, умение действовать кончиками пальцев. Совершенствовать координацию и точность движений.

Материал: баночки с прорезями:
1) для геометрических форм;
2) для разноцветных крышек;
3) для колпачков от фломастеров.

“ПОЙМАЙ ШАРИК”

Цели: закреплять умение вылавливать шарик сачком из воды. Развивать быстроту и точность движений рук при действии с предметами, находящимися в движении и меняющими свое положение в пространстве.

Материал: таз с водой, шарики 4-х основных цветов, сачок.

“УКРАСИМ ПОЛЯНКУ”

Цели: закреплять и расширять знания о предметах и их свойствах. Развивать тактильную чувствительность пальцев; формировать тонкие действия руки, умение действовать кончиками пальцев.

Материал: панно с поляной цветов на каждого ребенка, отдельно цветы для их пристегивания.

“ИГРЫ С МОЗАИКОЙ”

Цели: развивать быстроту и точность движений рук при действии с предметами (мозаикой). Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных, закреплять умение соотносить разнородные предметы по цвету. Развивать инициативу, творчество, поиск при составлении конструкций (кровать, стул, скамейка). Продолжать формировать тонкие движения руки, умение действовать кончиками пальцев.

Материал: мозаика разноцветная, мозаика геометрическая.

“СОСТАВЬ БУКЕТ”

Цели: развивать умение действовать в определенной системе, подбирая цветы по цвету стебелька. Развивать ориентировочную активность, умение рационально выполнять действия (схватывание, перекладывание, накладывание). Развивать моторику пальцев.

Материал: карточки на каждого ребенка с рисунком “ваза с цветами”; дидактический материал: цветы четырех основных цветов.

“ПРИШЕЙ ПУГОВИЦУ”, “ЗАШНУРУЙ БОТИНОК”

Цели: учить продевать шнурок в отверстие сначала по подражанию, потом по образцу; развивать мелкие движения, целенаправленность действий с предметами. Формировать положительное эмоциональное отношение к игре.

Материал: пуговица, сделанная из дерева; ботинок из линолеума, шнурок.

“СОСТАВЬ УЗОР ИЗ ПУГОВИЦ”
(коврик для кошечки)

Цели: продолжать развивать мелкие движения, целенаправленность действий с мелкими предметами (пуговицами). Формировать зрительно-двигательную координацию и чувство пространства на листе полотна. Создавать эмоционально положительное отношение к результату своих действий.

Материал: пуговицы большие и маленькие различного цвета, полотно с накатанным пластилином.

Методические рекомендации: педагог показывает, как надо выбрать (взять) пуговицу тремя пальцами и положить на полотно с пластилином. Затем нажать пальчиками, “составляя коврик для кошечки”.

Усложнение: выбор цвета и величины.

“КРАСИВЫЕ УЗОРЫ”

Цели: продолжать соотносить объекты по величине и учитывать ее в своих действиях; развивать внимание; учить действовать последовательно, раскладывая предметы слева направо; закреплять знание слов “большой”, “маленький”; учить ритмичному чередованию величин. Развивать мелкую моторику.

Материал: большие и маленькие круги (квадраты, овалы, треугольники и др.); чистые полоски бумаги; геометрическая мозаика; образец с готовым орнаментом.

Методические рекомендации: педагог выставляет образец с готовым орнаментом; обращает внимание, какой красивый получился узор. Показывая на первый кружок, говорит: “Большой круг, маленький и т.д.”. Показывает, как накладывать формы слева направо, не пропуская контура, обращает внимание на ритмичность чередования форм, еще раз напоминает их последовательность: большой - маленький. Дети выполняют, ориентируясь на образец.

Усложнение: чередование по цвету.

“НАРИСУЙ ЁЛОЧКУ, ДОМИК, НЕВАЛЯШКУ”

Цели: продолжать учить продевать шнурок в отверстие сначала по подражанию, потом по образцу. Развивать мелкие движения, целенаправленность действий; соблюдать направление движений по контуру рисунка. Продолжать создавать эмоционально положительное отношение к игровому заданию и результату своих действий.

Материал: доска с изображением ёлочки, домика, неваляшки и дырочки по силуэту, шнурки.

“ЗАБЕЙ МОЛОТОЧКОМ”

Цели: научить целенаправленно пользоваться игрушечным молотком. Развивать координацию обеих рук; формировать целенаправленность действий и эмоционально положительное отношение к игре, подражать действиям взрослых.

Материал: верстачок с отверстиями, втулочки, деревянный молоток.

Усложнение: на улице вбивать колышки деревянным молоточком в песок, делать забор и т.п.

“ВЫКЛАДЫВАНИЕ ИЗ МОЗАИКИ”
(дом, дорожка, скамейка, забор, стул, стол, кровать)

Цели: развивать внимание к цветовым свойствам предметов, показывая, что цвет является признаком разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев при выкладывании. Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.

Материал: мозаика геометрическая, цветная.

“ВЫКЛАДЫВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР”

Цели: фиксировать внимание детей на том, что цвет и форма могут быть использованы для изображения разнообразных предметов. Учить детей составлять из геометрических фигур простые предметы (дом, снеговик, машина, ёлочка др.). Развивать более тонкую дифференцировку, умение не отвлекаться от поставленной задачи. Совершенствовать моторику пальцев, координацию движений рук.

Материал: геометрические фигуры разного цвета и величины.

РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКОМ, КИСТОЧКОЙ: “ОГОНЬКИ НОЧЬЮ”, “ОГОНЬКИ НА ЁЛОЧКЕ”,
“ШАГАЮТ НОЖКИ”

Цели: способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важнейшему свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору цвета (из четырех предложенных). Обучать технике нанесения мазка, способом примакивания, акцентируя момент прикладывания и отрыва указательного пальца. Воспитывать аккуратность при выполнении рисунка. Развивать координацию рук; формировать целенаправленность действий и эмоционально положительное отношение к игре, подражать действиям взрослого.

Материал: краска 4-х основных цветов, бумага: фон – зелёный, голубой, белый; кисточка, подкладная доска, салфетка бумажная (одноразовая).

“ОБВЕДИ И НАРИСУЙ”

Цели: учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения и использовать полученный образ в изобразительной деятельности (в рисунке); понимать, что обводящее движение очеркивает контур предмета; называть предмет и его изображение. Развивать мелкую моторику.

Материал: шаблоны для обрисовывания: ёлочка, заяц, медведь, яблоко и др. предметы.

Методические рекомендации: вначале рассмотреть шаблоны, научить ребенка видеть целостный предмет в шаблоне. Если ребенок затрудняется соотнести шаблон с картинкой, то помочь обвести указательным пальчиком контур предмета (по шаблону); затем ребенок обводит контур карандашом по шаблону совместно со взрослым и, наконец, ребенок действует самостоятельно.

“БЕЛАЯ РОМАШКА”

Цели: формировать у детей представления о пространственном расположении предметов по отношению друг к другу. Учить выделять части и соединять их в целое. Продолжать развивать внимание и запоминание. Развивать мелкую моторику.

Материал: контуры лепестков белые – 30 штук, кружки желтые – 5 штук.

Методические рекомендации: рассмотреть ромашку (есть лепестки, глазок); найти похожие на лепестки ромашки (контуры лепестков) и “глазок” (желтый кружочек). Педагог показывает, как расположить ромашки на столе. Затем ребенок выполняет самостоятельно.

“ЛОТО”

(предметное, геометрическое)

Цели: формировать у детей представления о пространственном расположении предметов по отношению друг к другу. Учить понимать значение слов, обозначающих пространственное расположение предмета на картинке. Развивать внимание и запоминание.

Материал: лото, на каждой карточке по 6 картинок с изображениями знакомых предметов; лото, на каждой карточке по 6 картинок с изображениями геометрических фигур.

Методические рекомендации: ребёнок рассматривает карточки, по слову находит заданный предмет и накладывает на предмет, который нарисован на карточке.

Усложнение: выбор предметов по цвету.

“РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОЛЕЧКИ”

Цели: учить соотносить отверстия колец со стержнем, развивать зрительно-двигательную координацию при действии двумя руками. Формировать целенаправленность действий и устойчивость внимания.

Материал: разноцветные колечки, стержни цветные (карандаши) 4-х основных цветов.

Методические рекомендации: педагог сам показывает, как надо надеть колечки на стержень. Дети действуют по подражанию; одной рукой держат стержень, другой – берут колечки.

Усложнение: каждое колечко надевают на свой стержень (красное на красный стержень и т.д.).

“ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК”

Цели: развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка, коробки).

Материал: красивая коробка, мешочек затягивающий, различные игрушки оп 2-3 штуки (на каждого ребенка). Игрушки из разного материала.

Примечание: если дети затрудняются, можно положить в мешочек (коробку) одинаковые игрушки. Для закрепления знаний о различных свойствах в мешочек кладут предметы определенного цвета, формы, величины.

“КТО СПРЯТАЛСЯ”

Цели: продолжать учить соотнесению предметов по величине, развивать тонкое зрительное восприятие. Формировать умение подбирать части предмета, совмещать их в соответствии с рисунком. Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.

Материал: матрёшка, вмещающая еще две вкладывающиеся матрёшки, из которых наименьшая неразборная (на каждого ребенка).

“БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ”

Цели: на ориентировочной эмоционально-чувственной основе закреплять представления о предметах разной формы. Продолжать развивать тонкую моторику пальцев.

Материал: игрушки-вкладыши: по два полых одноцветных кубика и колпачка-конуса с разницей в величине 2-3 см (на каждого ребенка).

“ВЕСЁЛЫЙ ПОЕЗД”

Цели: формировать у ребенка представление о цвете, форме, умение выполнять предметно-игровые действия. Формировать умение подбирать предметы по цвету и совмещать их в соответствии с цветом предмета; совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.

Материал: кубики полые (это “вагончики”), паровоз; куклы-голышки, завернутые в пеленки. (4 куклы, 4 кубика 4-х основных цветов).

Методические рекомендации: педагог рассматривает паровоз и вагончики. Вагончики похожи на кубик, каждый вагончик определенного цвета. Педагог предлагает найти куколку в красной пеленке и посадить в красный вагончик и так все 4 вагончика стоят за паровозиком (дети по цвету вагончика определяют какую куколку нужно посадить в вагончик и это делают вначале по показу, затем самостоятельно). Когда поезд будет двигаться по столу (а это дети своей рукой приводят вагончики в движение), то есть вагончики вместе с паровозиком “скользят” по столу, педагог сопровождает художественным словом:

“Паровоз, паровоз,
Новенький, блестящий!
Он вагоны повез,
Будто настоящий!
Кто едет в поезде?
Ну, конечно, куколки.
Мчится вдаль паровоз,
Сам, без машиниста!
Вот какой паровоз
К празднику купили!
Вот какой паровоз
Куклам подарили!”

“ЛОВИСЬ РЫБКА”

Цели: развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук,  координацию обеих рук, формировать целенаправленность действий и эмоциональное отношение к игре; подражать действиям взрослого.

Материал: тазик с водой, игрушки: рыбки – 4 штуки, удочки с магнитом.

“ЧЬЯ МАШИНКА УЕДЕТ ДАЛЬШЕ”

Цель: используя ситуацию экспериментирования, организовать игру с машинками одного размера и одинаковой конструкции, но разного цвета.

Материал: цветные машинки (по количеству детей); доска широкая, укрепленная с одного края на высоте 40-50 см.

Варианты: на повторных занятиях в кузов машинок можно укладывать различные грузы и определять связь скорости и веса перевозимых предметов и их количества. Аналогичную игру можно провести с шарами, мячами, игрушками.

“КАЖДОЙ МАШИНКЕ СВОЯ ДОРОЖКА”

Цель: фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. Формировать у детей отношение к цвету как к важнейшему свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета.

Материал: дорожки, домики, машинки 4-х основных цветов.

“ЧТО ЛЕЖИТ В ШАРИКЕ”

Цели: учить выполнять более тонкие действия по соотнесению трех разных по величине предметов (большой, поменьше, маленький). Продолжать развивать координацию рук, моторику пальцев.

Материал: яйцо или шар (диаметр 8-10 см), вмещающие два разборных предмета, меньших по величине (на каждого ребенка).

“КТО К НАМ ПРИШЁЛ”

Цели: развивать более тонкие зрительные ориентировки, умение не только подбирать предмет по величине, но и совмещать детали по рисунку. Совершенствовать моторику пальцев, координацию движения рук.

Материал: расписная матрёшка (высота – 8-10 см), вмещающая две разборные матрёшки (на каждого ребенка).

Усложнение: дети действуют с тремя разборными матрёшками и совмещают их по рисунку. Действия с маленькой матрёшкой требуют относительно тонких движений.

“СОБИРАЕМ ЯГОДЫ”

Цели: учить ребенка собирать “ягоды” по одной тремя пальцами правой руки, левой рукой придерживать скрепку. Развивать тонкую моторику и координацию движений.

Материал: верёвочка натянута на опору, на веревочке повесить шарики, вылепленные ребенком, на скрепки (висит “ягода” - смородина, её надо сорвать и положить в корзинку).

Усложнение: маленькие ягодки и большая ягода, большая корзинка и маленькая корзинка, большая тарелочка и маленькая тарелочка.

Предварительная работа: ребёнок сам лепит “ягоду” - шарики большие и маленькие.

“ВКЛАДЫШИ”

Цели: продолжать фиксировать внимание детей на форме предметов, учить их простейшим приёмам тождества и различия объектов, сопоставлять форму предметов с наличным образцом.

Материал: вкладыши геометрические; вкладыши предметные из линолеума; вкладыши “дидактическое пособие для развития логического мышления”.

“ВКЛАДЫШИ ПО ФОРМЕ, ВЕЛИЧИНЕ”

Цели: закреплять умение собирать вкладыши по величине. Обогащать зрительно-осязательный опыт малышей. Развивать координацию движений руки.

Материал: вкладыши различных геометрических форм и цветов.

“КТО СКОРЕЕ НАМОТАЕТ ШНУРОК, ЛЕНТУ НА КАРАНДАШ”

Цели: продолжать формировать отношение к величине как значимому признаку, обращать внимание на длину, познакомить со словами “длинный”, “короткий”. Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.

Материал: две ленты – одна длинная, а другая короткая, одинаковой ширины и одного цвета; шнурок, закрепленный одним концом на карандаше.

Усложнение: красную ленту наматываем на красный карандаш (соотнесение по цвету).

“ИГРАЕМ НА ПИАНИНО”

Цели: развивать мелкие движения пальцев на каждой руке. Учить действовать по подражанию взрослому, продолжать вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушкам, желание сотрудничать с взрослым.

Материал: детское пианино, кукла.

Усложнение: ударять по клавишам пальцами обеих рук.

“БУСЫ ДЛЯ ЁЛКИ”

Цели: развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Материал: цветные полоски, клейстер.

“БУСЫ ДЛЯ КУКЛЫ”

Цели: продолжать учить брать отдельные мелкие предметы (бусинки); развивать координацию обеих рук; формировать целенаправленность действий и эмоциональное отношение к игре, подражать действиям взрослого.

Материал: крупные бусы, проволока цветная, можно использовать шнурок.

Методические рекомендации: показать детям, что одной рукой надо взять бусинку, а другой проволочку, найти отверстие в бусинке и продеть через него проволочку. Помочь каждому ребенку надеть первую бусинку. Концы проволоки соединяет педагог.

“СДЕЛАЙ ЦЕЛУЮ ИГРУШКУ”

Цели: учить детей застегивать пуговицы, развивать мелкие движения рук; формировать целостный образ предмета, составляя целое из частей.

Материал: вырезанные из картона и обтянутые тканью части тела мишки, девочки и т.п. Части соединяются между собой с помощью пуговиц и петель.

Методические рекомендации: вначале рассмотреть фигуры мишки, девочки, обратить внимание на отдельные части: голову, туловище, уши. Затем педагог сам показывает, как сделать такого мишку, девочку. Дети вначале раскладывают части, составляя из них целое под контролем педагога, затем застегивают пуговицы.

“СОБЕРИ ЦЕЛОЕ”
(составь флажок, шарик)

Цели: продолжать уточнять представления о предметах; учить выделять части и соединять их в целое. Развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой). Продолжать учить различению цветов. Развивать мелкую моторику. Закреплять эмоционально положительное отношение к игре.

Материал: две предметные картинки (шар, флажок); части этих картинок (прямоугольник, круг 4-х основных цветов, палочка 4-х основных цветов, полоска бумаги прямоугольной формы 4-х основных цветов (ниточка, ленточка для шарика)).

Методические рекомендации: педагог показывает предметные картинки, рассматривает части этих предметов; затем предлагает детям найти детали для каждого предмета и соединить детали (составить предмет) с помощью взрослого.

Усложнение: выбрать ниточку, ленточку такого же цвета, как круг; когда соединим, получается красивый шарик на ниточке.

“СОБЕРИ ЦЕЛОЕ”
(предметные картинки, разрезанные на 2 части)

Цель: та же.

Материал: предметные картинки: мяч, ведро, чайник, кастрюля.

Методические рекомендации: собрать по заданному цвету.

“КТО В ДОМИКЕ ЖИВЁТ”

Цели: учить воспринимать расстояние; показать, что от него зависит результат действий, обратить внимание на направление движения руки в пространстве и самостоятельно выбирать это направление. Развивать соотносящие действия, учить выполнять задания. Развивать мелкую моторику.

Материал: домик, окошки открываются, внутри вставляются карточки, на которых нарисованы животные, предметы и т.п.

Методические рекомендации: педагог показывает ребенку домик с окошечками, обращает внимание, что окошко надо открыть и там можно увидеть “кто живет в этом домике”.

Усложнение: окошечко открыли “внизу - наверху”.

“СОБЕРИ ЦВЕТОК”

Цели: формировать зрительно-двигательную координацию. Развивать у ребенка зрительную ориентировку на форму предмета. Формировать практические способы ориентировки (метод проб). Вызывать интерес к своим действиям. Учить ребенка захватывать мелкие предметы (лепестки) пальцами. Формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук.

Материал: на листе бумаги сделан из аппликации цветок, отдельно лепестки, поднос.

Методические рекомендации: педагог сам выполняет упражнение (показ). Нужно наложить лепесток на рисунок. Брать надо двумя пальцами. Далее ребенок выполняет самостоятельно.

Усложнение:

1) берем каждый лепесток тремя пальцами “щепотью”;
2) соотнесение цвета лепестков с цветом рисунка.

“СОСТАВЬ ПИРАМИДКУ”

Цели: учить собирать пирамидку из 4-5 колец одного цвета, последовательно уменьшающихся и располагающихся на листе бумаги. Продолжать развивать более тонкую дифференцировку при подборе предметов по убывающей величине. Развивать мелкую моторику.

Материал: лист чистой бумаги, пирамидки из картона 4-х основных цветов.

Методические рекомендации: педагог делает показ действий с пирамидкой. Затем ребенок выполняет самостоятельно.

Усложнение: собрать пирамидку по цвету.

“ОДЕНЕМ КУКЛУ НА ПРОГУЛКУ”

Цели: формировать у ребенка представления об одежде, умение выполнять предметно-игровые действия. Учить ребенка выполнять соотносящие действия рук. Развивать мелкую моторику пальцев.

Материал: одежда для куклы, кукла – мальчик, кукла – девочка, сделанные из бумаги.

Методические рекомендации: педагог рассматривает игрушки, одежду, показывает, как одеть куклу. Далее дети сами выбирают одежду и одевают кукол.

Усложнение: “оденем Машу”, “оденем Сашу”.

“ОТКРОЙ, ЗАКРОЙ”

Цели: учить выполнять соотносящие действия, развивать точность движения рук, зрительно-двигательную координацию, согласованность действий обеих рук; формировать целенаправленное внимание.

Материал: коробочки, баночки, разные по величине; крышки на коробочках (круглая, квадратная).

Методические рекомендации: педагог сам снимает крышки и просит детей сделать так же. Педагог сам делает показ, как закрыть коробочку, баночку и просит детей сделать так же.

Усложнение:

две коробки с крышками (квадратной и круглой);
увеличиваем до трех, а в последующих годах обучения до 4-5 штук;
новые формы: овальная, прямоугольная, треугольная крышка;
используем коробочки разной величины.

“ЦВЕТНЫЕ ФЛАЖКИ, ШАРИКИ”

Цели: Осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием. Продолжать различать цвета (“такой”, “не такой”); знакомить с названиями цветов. Учить действовать в соответствии со словесной инструкцией. Продолжать развивать мелкие движения рук, целенаправленность действий; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению задания.

Материал: доска с отверстиями, разделена на 4 сектора по цвету, флажки цветные, шарики цветные.

Методические рекомендации: педагог рассматривает с детьми доску с раскрашенными секторами, определяют цвет, затем выбирают флажок, шарик и вставляют в отверстия. Педагог показывает, как вставлять флажок, шарик в отверстие доски. Шарик нужно брать тремя пальцами (“щепотью”).

“СДЕЛАЙ ЁЖИКУ ИГОЛКИ”

Цели: продолжать учить правильно брать отдельные предметы (“иголки для ёжика”). Развивать координацию обеих рук. Формировать целенаправленность действий и эмоциональное отношение к игре. Развивать мелкие движения пальцев на каждой руке, действовать по подражанию взрослому.

Материал: ёжики, колпачки от использованных фломастеров разного цвета.

Методические рекомендации: педагог рассматривает ёжика, затем предлагает детям сделать ёжику “иголки”. Вначале идет показ взрослого, затем дети выполняют самостоятельно.

Усложнение:

1) выбор цвета по образцу;
2) выбор цвета по слову.

“СОСТАВИМ ИЗ ПАЛОЧЕК УЗОР, ПРЕДМЕТ”

Цели: учить детей действовать по представлению. Продолжать формировать более тонкие дифференцировки при осуществлении подбора, соотнесения, группировки предметов; стимулировать поиск средств и способов достижения цели. Способствовать умению соотносить реальный предмет и его изображение. Учить собирать более простые конструкции (дом, дорожку, самолёт и т.п.) по их графическому изображению (рисунку). Совершенствовать зрительные, слуховые, двигательные реакции во время действий с предметами. Продолжать развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.

Материал: палочки счетные цветные, предметные картинки с изображением предмета и схема выкладывания предмета палочками.

Методические рекомендации: педагог рассматривает предмет вместе с детьми, показывает как надо выложить на столе данный предмет, затем дети выполняют самостоятельно.

Усложнение: при выкладывании предмета учитывается его цвет.