Живопись и музыка на уроках русской классической литературы в IX—XI классах

Разделы: Литература


Тема:

“Золотое слово русского искусства”

Цели:

  • Рассмотреть место великого произведения древнерусской литературы в русском искусстве: литературе, музыке, живописи.
  • Знакомство с поэтическими переложениями “Слова” в литературе XIX - XX веков, с современными стихами о “Слове”. Познакомить с личностью художника Фаворского, с понятием “графика”, с историей Палехской живописи, рассмотреть вопрос об отражении сюжетов “Слова” в живописи и музыке, познакомив с понятием “опера”, историей оперы “Князь Игорь” и биографией композитора Бородина.
  • Расширение эстетического кругозора учащихся, воспитание чувства прекрасного, подготовке учащихся к творческой работе.

Эпиграф:

А кто сказал, что прошлое неявно?
Времен и судеб неразрывна связь
Не перестанет плакать Ярославна
Пока из мертвых не воскреснет князь.

М.Дудин

Записи на доске:
Опера -
Ария -
Графика -

Бородин А.П.
Фаворский В.А.
Палех
Васнецов В.М.
Глазунов И. С.
Билибин Н.Я.

Жуковский В.А.
Майков А. Н.
Бальмонт К.Д.
Заболоцкий Н.А.
Шкляровский И.

ХОД УРОКА

1. Зачитать вступление на древне русском языке.

Так написал наш предок 817 лет назад (1187).

А так перевели этот текст почти два века назад, когда стало “Слово” известно всей России.

И вот уже 200 лет! Время доказывает, что действительно открытие Мусина-Пушкина было сенсационным событием для русского искусства, 200 лет этот “благоухающий цветок славянской поэзии волнует умы и сердца многих и многих людей и живет во многих произведениях литературы, музыки, живописи и сегодня.

Д.С.Лихачев - “золотое слово русской литературы”.

Мы — “золотое слово” русского искусства.

Почему?

Его роль и место в русском искусстве.

2. Ваши книги с переводами. Сколько их? Самые известные авторы (см. доску) Фамилии поэтов известны. А в книге -11+3 ук. яз. + белорус. яз. О чем это говорит?

3. Чтение отрывков переложений В.Жуковского, А.Майкова, Н.Заболоцкого. Вступление.

4. Переложение “Плача Ярославны”. 19 авторов.

Лучшее место в “Слове”

Помните  плач о муже, который попал в плен. Чтение переложений.

Н.Старшинов, Н.Рыленков, Н.Заболоцкий. В книге из серии “Большая библиотека поэта”. Это первый прекрасный женский образ в русской литературе, а затем уже и жены-декабристки, и тургеневские девушки, и Татьяна Ларина, и Наташа. Время идет, мода меняется, а идеалы остаются...

5. “Слово” в музыке - опера “Князь Игорь”.

- понятие оперы
- биография Бородина
- понятие арии
- прослушивание арии князя Игоря

6. “Слово” в живописи - целая страница в истории русского искусства. Судьба человека связана с этим произведением.

- биография Фаворского
- рассказ о графике

- Палехское искусство: история, технология обращение к теме “Слова”

Книга “Украинская графика”

- художники - на сюжеты “Слова” Билибин, Васнецов, И.Глазунов (показать иллюстрации)

7. “Плач Ярославны” - прослушивание записи.

8. Ярославна - символ женской верности. И поэтому эта тема - в современной поэзии. Обращение к эпиграфу. Женщины-поэты известные:

Татьяничева Л., Друнина Ю., Щипахина Л.

Стихи.

9. Выводы: это самое основное, самое известное.

Но вывод - без этого произведения намного беднее было бы русское искусство.

Творческая работа:

Отзыв о любом произведении искусства.

9 класс.

... Ищу союза волшебных звуков, чувств и дум ...

(Избранные страницы художественной Пушкинианы).

Эпиграф:

Служенье муз не терпит суеты,
рекрасное должно быть величаво.

Оборудование: рисунки Пушкина, Нади Рушевой, иллюстрации с пейзажей Б. Щербакова, гравюры В. Фаворского, иллюстрации Н. Кузьмина к “Евгению Онегину”.

На доске: слева — портрет Пушкина (Кузьмин), справа: К. Брюллов, В. Гау, И. Макаров, В. А. Фаворский, Н. В. Кузьмин, Б. Щербаков, Надя Рушева.

1. Быстрый карандаш А. Пушкина.
2. Портреты Н. Н. Пушкиной.
3. Иллюстрации к произведениям Пушкина:

а) гравюры В. Фаворского;
б) иллюстрации к “Евгению Онегину” Н. Кузьмина.

4. Пушкинские места в пейзажах Б. Щербакова.
5. Пушкиниана Нади Рушевой.

Мы с вами целый месяц живем в мире Пушкина. Пушкин - это слово безмерно в своем содержании. Оно не нуждается в эпитетах, но это - целый мир. Вы многое знаете о его жизни, о людях, которые были рядом с ним, мы с вами заочно посетили Михайловское, лицей в Царском Селе, дворец в Бахчисарае, Каменку, были на берегу моря, с которым поэт прощался, уезжая из Одессы, в его последней квартире на набережной Мойки 12. Мы слушали и читали его произведения, романсы на его стихи.

О нем можно говорить бесконечно. Пушкин — это явление не только в русской и мировой литературе, но и в искусстве (давайте вспомним “Слово о полку Игореве” - “золотое слово русского искусства” - Лихачев) — спросить учеников.

Поэтому закономерно появилось слово “Пушкиниана” - что это? (есть Пушкиниана литературная, музыкальная, художественная).

- показать книгу (“России первая любовь”) — это малая часть поэтической Пушкинианы.

Представим себе, что художественная Пушкиниана - это несколько огромных альбомов (или журналов). И сегодня мы остановим внимание на его некоторых главах, всмотримся в рисунки и иллюстрации, портреты, пейзажи и гравюры, связанные с именем Пушкина; узнаем, как они появились; подумаем о том, о чем нам хотели сказать их авторы. Мы составим свой журнал, но он будет устный.

Запишите тему:

Прошла любовь, явилась муза,
И прояснился темный ум.
Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум.

Этими строчками из 1 гл. романа “Евгений Онегин” мы называем наш журнал. Я думаю, мы поймем этот гармонический союз в душе великого поэта. Этот союз искали и те, о ком мы сегодня будем говорить.

В нашем устном журнале несколько глав. Настроимся на работу и душой, и разумом, чтоб, знакомясь с новым для вас материалом, вы подумали сразу и о том, как эту главу озаглавить, т. е. выделяйте главное в том материале, который услышите. Пусть для каждого из вас это будет еще одна прекрасная встреча с миром Пушкина. Вчитайтесь в эпиграф к нашему журналу. Будем с ним солидарны не только сегодня, но и всегда. Всмотритесь в портрет, который открывает наш журнал.

- Это творчество! Вдохновение.

Пусть вдохновение часто посещает ваши души, а сегодня - обязательно.

Я переворачиваю страницу. Первая глава нашего журнала.

1. О рисунках Пушкина.

а) копии его рукописей.
б) рассказ о рисунках.
в) На этих местах, где эти рисунки — стихи: “Пущину”, “Д. Давыдову”, “К Вяземскому”.

В Пушкинском доме (лит. архив) в Петербурге -10 тысяч листов его рукописей с тысячами и тысячами рисунков. И все это сделано простым гусиным пером. Хотя — “Быстрый карандаш” (показать книгу).

- Главная мысль?

2. Следующая глава открывается стихотворением

а) “Мадонна” (кому посвящено?)
б) рассказ о портретах Н. Н Пушкиной.

Кого из портретистов знаете? В какое время они работали? Черты каких направлений в искусстве здесь можно увидеть?

3. О чем вам говорит фамилия Фаворский? Кто он? 3 глава - иллюстрации. Она будет состоять из двух частей?

а) слова самого Фаворского.

“Какое счастье, что Россия имеет Пушкина. Его существо чрезвычайно солнечно. В то же время его чувства и мысли человеческие, но необычные. Только необычны чистотой и высотой, и поэтому мы можем к ним обращаться. Как же страшно иллюстрировать его! Но помогает его строгость и определенность”.

б) рассказ о Фаворском.
в) обращение к портрету лицеиста Пушкина.

- Что выражено на этом портрете?

8 гл. I, II строфа - наизусть.

“На гравюре Фаворского - юный поэт, взметнувшийся, встревоженный, весь -острота и стремительная зоркость”, - Халаминский - автор книги о Фаворском . (книгу показать).

- Что значит иллюстрация?

- Трудно ли иллюстрировать?

- А “Евгения Онегина”? почему?

Посмотреть на иллюстрации Кузьмина.

г) рассказ о Кузьмине.

Портрет в журнале - это Кузьмин.

- Почему такая манера? (Дух пушкинского рисунка - легкость, воздушность).

“Витийством резким знамениты...” - читать. Книга Я. Смоленского – рисунки – показать.

4. В следующей главе - пейзажи. Всмотритесь в них.

- Какие краски?

- Настроение художника?

Пушкин на скамье - включить романс “Я вас любил” - чем близки романс, пейзаж?

Кто исполнил?

О Щербакове (коротко)

- от первого лица - воспоминания - рассказ ученика.

Главное - прочувствовать состояние души.

5. Жизнь Пушкина, его высокие стремленья поняла и прочувствовала школьница, девочка, которой сегодня было бы 49 лет. Она стала загадкой и легендой России 20 века. Посмотрите на ее рисунки (копии сделали наши ученики - спасибо!).

О ней, Наде Рушевой, наша последняя глава. О ее Пушкиниане.

а) рассказ о Наде, о ее смерти (6 марта 1969 г.)

- В какой манере сделаны рисунки?

- Что они передают?

Высокий дух, “души прекрасные порывы” - Пушкина и самой Нади.

б) о выставке в Казани. “Пушкин и Надя - драгоценный слиток”

Показать книгу “Графика Нади Рушевой”.

Заключение:

С младенчества дух песен в нас горел,
И дикое волненье мы познали,
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел.

Служенье муз не терпит суеты,
Прекрасное должно быть величаво;
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты.

- Откуда?

Так поэт сказал о себе. Так можно сказать о тех, о ком мы вели разговор по страницам нашего устного журнала.

Смысл слов эпиграфа?

В союзе волшебных звуков, чувств и дум был Пушкин, были и художники, иллюстраторы... Иначе они не создали бы эти замечательные произведения. И вы - я надеюсь, тоже были в союзе пушкинских мыслей, чувств и дум, и душой поняли те произведения, с которыми познакомились.

Закрыта последняя страница журнала. Вступление ...было. Задание вам: оглавление и заключение.

Сложный план.

Сложный план

1. “Быстрый карандаш” А. Пушкина.

1. Многочисленные автопортреты поэта.
2. Портреты друзей и знакомых на полях рукописей.

2. “Чистейшей прелести чистейший образец” в русской живописи9

1. Романтический акварельный портрет Н. Гончаровой, выполненный художником А. Брюлловым.
2. Портреты жены поэта художников В. Гау и И. Макарова.

3. Иллюстрации к произведениям Пушкина.

1. “Изобразительное пушкиноведение” Н. В. Кузьмина:

а) иллюстрации к роману “Евгений Онегин”;
б) портрет поэта, названный “Послание к Чаадаеву”.

2. Работа графика В. А. Фаворского:

а) портрет Пушкина - лицеиста;
б) иллюстрации к драме “Б. Годунов” и “Маленьким трагедиям”.

4. Пушкинские места на пейзажах Б. Щербакова.

5. Пушкиниана Нади Рушевой:

1. Биография юной художницы.
2. Замечательные рисунки на пушкинскую тему.
3. Высокая оценка ее творчества в истории русского искусства.

По станицам музыкальной энциклопедии

9 класс

Тема: “ Пушкин и Музыка ”.

Эпиграф:

Богатства музыки нужны людям. И мы, музыканты, мечтаем о том, чтобы музыка была необходимой частью вашей жизни. Вы можете стать физиком, химиком, слесарем, художником, врачом. Но что бы вы ни выбрали в будущем, хотелось бы, чтобы музыка всегда сопровождала вас на жизненном пути.

Тихон Хренников.

Оборудование: Портреты Глинки, Чайковского, Мусоргского, записи опер “ Руслан и Людмила ”, “ Борис Годунов ”, “ Евгений Онегин ”, романса “ Я вас любил ”, иллюстрации к “ Пиковой даме ”.

1. Вступление.

Сто лет назад А.П.Чехов произнес фразу, которая почти сразу стала афоризмом: “ В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли ”. Давайте вдумаемся в ее смысл: высокий смысл слова прекрасно. Все едино и выражает суть внутреннего мира человека. А это и его воспитанность, и культура речи, и привычки, и интересы. Интересы могут быть разными, а может быть их и не быть. Интересный человек ко многому стремится и многое успевает. А внутреннюю красоту человека формирует общение с искусством. На мой взгляд, это не на любителя, к этому должен стремиться все, кто хочет быть образованным, эрудированным. Мы изучаем литературу, постоянно обращаемся к живописи, музыке. Это вечно. И я хочу, чтобы не прошло мимо вас. Тема:

Музыка - с заглавной буквы. Почему?

-Читать эпиграф-

Мы перелистаем страницы музыкальной энциклопедии. Я думаю, новые знания будут вам интересны. И пусть они хоть на чуть-чуть вызовут у вас интерес к высокому, доброму и вечному, что мы называем искусством. И сделаем вывод - что Пушкин своей поэзией дал музыке.

2. Обращение к названиям опер по произведениям Пушкина.

3. Выступление -

Основная историческая справка, записать.

- Кто основоположник русской оперы?

4. М.И.Глинка - биография

- история создания оперы “ Руслан и Людмила ”

Слушать музыку классическую - и умом, и душой - непросто! Настроение передается и зрителю.

5. Отрывок из “ Руслана и Людмилы ” - какое настроение?

6. В.Ф.Одоевский - музыкальный критик, большой любитель музыки, друг Пушкина и Глинки - о Глинке.

“ С оперой Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе - новая стихия в искусстве и начинается в его истории новый период, период русской музыки ”.

“ Отчего у каждого из нас бьется сердце, когда мы слышим русский напев, это еще понятно, но отчего характер русского напева мы разом, бессознательно отличаем посреди какой бы то ни было музыки и невольно говорим: здесь что-то русское ”?

7. 1 сентября 1866г. - открытие Московской консерватории. Молодой профессор очень эмоционально сказал, что первой в зале консерватории должна прозвучать музыка Глинки. А этим профессором был П.И.Чайковский.

8. П.И.Чайковский - биография. (портреты, оперы - стенд)

9. История “ Пиковой дамы ”.

а) повесть - впечатление
б) театр - впечатление
в) прослушивание отрывка из оперы - настроение
г) иллюстрации - какие краски? почему?

10. “ Евгений Онегин ” - самое великое произведение, как и роман. История создания. Либретто.

11. Наизусть отрывок - Ленский перед дуэлью- его состояние?

12. Ария Ленского - прослушать.

Удалось выразить мысли Пушкина?

Стенд - исполнители роли Ленского - теноры, лучшие голоса России – Собинов, Лемешев, Козловский, - сегодня Н.Басков. Чайковский об опере.

13. Музыкальная жизнь - очень активна. “ Могучая кучка ” - выступление. Кюи - военный инженер

Мусоргский - офицер
Римский-Корсаков - выпускник Морского офицерского корпуса
Бородин - адъютант, профессор медико-хирургической академии

- биография

- история создания

14. Оперы - какие? “ Борис Годунов ” - историческая

“ Руслан и Людмила ” - волшебно-эпическая “ Евгений Онегин ” - социально-бытовая “ Пиковая дама ” - социально-бытовая

15. Показать кассету. Это романсы. Романс — выступление. Главное условие - стихи хорошие.

16. “ Я вас любил ” - стихотворение читаю

- прослушивание

- иллюстрации Музыка, краски, интонация - светлая грусть.

17. Домашнее задание: “ Я помню чудное мгновение ” - читать настроение - по строфам написать миниатюру, которая началась бы предложением Я пишу музыку к стихотворению “ Я помню чудное мгновение ”. ( какая она?)

18. Заключения:

- ищу союза...

- нашли союзы и художники и композиторы

- и вы найдете, если прочувствуете душой. А это обогащает. “ Духовный багаж в отличие от обычного багажа обладает удивительным свойством: чем он больше, тем легче и интереснее идти по дорогам жизни”.

Д.Кабалевский

Расстаемся с Пушкиным.
Эпиграф на стенде. Смысл его?
Жаль расставаться! А вам?
Золотой век русского искусства!