Интегрированный урок математика + внеклассное чтение по теме: "Закрепление изученного. Путешествие в Страну литературных героев"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить вычислительные навыки, умение выполнять деление с остатком, упражнять в умении составлять и решать уравнения, упражнять в решении задач;
  • познакомить учащихся с некоторыми произведениями, предлагаемыми для внеклассного чтения;
  • расширять кругозор учащихся, развивать внимание;
  • воспитывать бережное отношение к книге, стремление читать.

Оборудование: рисунки: старик Хоттабыч, Чиполино, Маугли, пантера Багира, Буратино (иллюстрация Р.Крузо); книги; таблички с именем и фамилией авторов книг; карточки К, Н, И, Г, И; таблица “Правила читателей библиотек”.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

Минутки чтения. О чём интересно прочитать? Как называется книга? (Художественные книги)

II. Объявление темы.

Сегодня на уроке математики будем закреплять изученный материал, совершенствовать вычислительные навыки, упражняться в решении задач, составлении и решении уравнений. А помогут нам в этом герои любимых детских книг. Мы начинаем путешествие в страну литературных героев.

(музыкальная композиция “Страна Литературия”)

III. Проверка домашнего задания.

1 учащийся: Первым нас встречает “тощий и смуглый старик с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками”. Вольке Костылькову он представился как джинн Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб.

- Кто это? (Старик Хоттабыч)

1 учащийся: Мальчик помог ему освободиться из замшелого глиняного сосуда, похожего на древнюю амфору. Поэтому старик решил быть слугой мальчика.

- Волька, как и вы, выполнял дома задания №18 и №17 на стр.57, а Хоттабыч освободил его от необходимости долго думать: выдернул из своей бороды волосок, прошептал заклинание – и вот что оказалось в Волькиной тетради.

а) 720+80-500=300 (ошибка 200)
650-500+300= 450
16x6:8=12 (ошибка 2)
63:7 x100=900

б) 69 -54:(3+6)=63
(69-54)63+6=11
(69-54:3)+6=57
69-(54:3+6)=45 (ошибка: забыл скобки)

- Так ли записаны выражения у вас? Правильно ли найдены значения выражений?
- Кто назовёт автора этой книги? (Выставляется книга о старике Хоттабыче и карточка с буквой К)

IV. Решение примеров.

2 учащийся:

А это кто нам машет рукой?
У синьора Помидора
Льются слёзы от позора.
Не хватай за чубчик длинный
И не трогай … “Чипполино”. (Рисунок Чипполино)

- Освободившись от принца Лимона и синьора Помидора, жители города открыли школу для своих детей. Чипполино тоже пошёл учиться. Однажды он вернулся из школы домой, положил сумку с учебниками и отправился помогать старому отцу. А братья и сёстры Чипполино решили помочь ему. Нужно было вставить в * нужную цифру. Проверьте, правильно ли подобрали цифры? Подберите правильно.

85 : 9 = 9 (остаток *)
56 : 6 = * (остаток 2)
73 : * = 9 (остаток 1)
* : 8 = 7 (остаток 3)
Д-но: * 84 : 6 = 14 96 : 24 = 4
91 : 7 = 13 68 : 17 = 4

- Кто знает автора книги? (Джанни Родари)
- Книга называется… (Выставляется книга про Чипполино и карточка с буквой Н)

V. Упражнение в записи и решении простых уравнений.

3 учащийся: А вот вдалеке мальчик, волею судьбы оказавшийся в диких джунглях и выросший в волчьей стае. Его друзьями были медведь Балу, удав Каа, пантера Багира, а злейшим врагом – тигр Шер-хан.

- Кто узнал этого мальчика? (Маугли)

Давайте побольше узнаем о его друзьях. Для этого решим задачи, составив уравнения.

Если длину прыжка пантеры уменьшить на 7 м, то получится длина прыжка тигра – 5 м. Узнайте длину прыжка пантеры, ответ выразите в дм.

X – 7 = 5
X = 5 + 7
X = 12 м, или 120 дм.

- Какова длина прыжка пантеры?
- Как узнали? (Проверка)

4 учащийся: Багира, чёрная пантера, чёрная вся сплошь, как чернила, но с отметинами, которые как у всех пантер, видны на свету.… Все в джунглях знали Багиру, и никто не хотел бы становиться ей поперёк дороги, ибо она была хитра, отважна, бесстрашна. Зато голос у неё был сладок, как дикий мёд, капающий с дерева, а шкура мягче пуха. (Иллюстрация пантеры).

- Если длину тела удава Каа – 9 м – уменьшить в несколько раз, то получим длину тела Багиры с длиной её хвоста – 3 м. Узнайте, во сколько раз длина тела Багиры с длиной её хвоста меньше длины теле Каа. (иллюстрация удава).

9 : X = 3
X = 9 : 3
X = 3

- Во сколько раз длина тела Багиры меньше длины теле Каа?
- Как узнали? Как проверим?
- Как называется книга?
- Кто автор книги “Маугли” (Редьярд Киплинг)

(Выставляется книга и карточка с буквой И).

VI. Решение задач.

5 учащийся: А это кто идёт нам на встречу?
Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спросу.
Даже дырку на картине
Носом сделал… (Буратино). (Иллюстрация героя)

1) -За рассказ о потайной двери в каморке старого папы Карло Буратино получил от Карабаса Барабаса 5 золотых монет. Лиса Алиса и кот Базилио привели Буратино на пустырь. “Это поле чудес, - сказали они. – Если закопаешь золотые монеты, то на утро вырастет дерево, на котором будет в 3 раза больше золотых монет”. Сколько монет должно быть на дереве? (решаем устно: 5 x 3 = 15м)

Как узнали?

2) -Буратино, Мальвина.и Пьеро, спасаясь от Карабаса Барабаса, выбежали на берег озера. Мальвина и Пьеро сели на черепаху Тортиллу. Буратино бросился вплавь. Он может переплыть озеро за 40 мин. Карабас побежал вокруг озера. На это ему потребуется 1ч. 10 мин. На сколько быстрее передвигается Буратино, чем Карабас? (использование схемы).

Как узнали? (Групповое устное задание: 1ч. 10мин.= 70 мин; 70 – 40 = 30мин).
Назовите автора книги? (Алексей Толстой)
Называется она… “Буратино”

(Выставляется книга и карточка с буквой Г)

3) -А вот ещё один литературный герой. Это мужчина в английском платье XVIII века. Однажды корабль, на котором он плыл, потерпел крушение, и человек оказался на необитаемом острове. Там он прожил в одиночестве много лет, затем подружился с туземцем и назвал его Пятницей.

О ком идёт речь? (О Робинзоне Крузо)

Решим задачу про этого литературного героя: однажды Робинзон Крузо обнаружил около пещеры, где жил, 7 колосков ячменя. Из них он получил 56 зёрен, из каждого одинаковое количество. Какой урожай он мог бы получить из 10 колосков?

Учащийся у доски (разбор по плану):

Из 7 колосков -56 зёрен 56 : 7 = 8(зёрен из 1 колоска)
Из 10 колосков - ? зёрен 8 x 10 = 80(зёрен из 10 колосков)

4) –Робинзон решил из полученного урожая с 80 зёрен ? часть оставить для нового посева, а остальное съесть. Сколько зёрен он решил съесть? (карточки).

80 : 4 = 20 зёрен для посева
80 – 20 = 60 зёрен съесть

-Подробнее о жизни Робинзона Крузо вы можете узнать из книги…?
Назовите автора? (Даниель Дэфо)

(Выставляется книга и карточка с буквой И.

VII. Итог.

- Какие литературные герои встретились нам на уроке? (Хоттабыч, Чипполино, Маугли, Буратино, Робинзон Крузо).

- Кто нам рассказал о них? Прочитайте фамилии авторов, записанные на доске. (Хоттабыч, Чипполино, Маугли, Буратино, Робинзон Крузо).

К – Лазарь Лагин
Н – Джанни Родари
И – Редьярд Киплинг
Г – Алексей Толстой
И – Даниель Дэфо

- Кто встретил в стране литературных героев своих знакомых персонажей книг?
- У кого появилось желание прочитать книги, о которых говорили? Какая книга особенно заинтересовала? Какую первую прочитаете?

- Вы можете взять их в библиотеке. Важно правильно назвать фамилию автора и название произведения. При посещении библиотек все должны соблюдать правила читателей. Какие правила читателей библиотек вы знаете и соблюдаете?

VIII. Домашнее задание.

Стр.56 №14 (задача и составить задачу про любимого героя)

№15 (примеры)

Дополнительно на уроке: чтение отрывков художественных произведений.