Семинар по профилактике ВИЧ/СПИДа среди учащейся молодежи: "Беду отводи до удара"

Разделы: Социальная педагогика


Цель: информирование учащихся о ВИЧ-СПИДе, формирование навыков поведения, безопасных в отношении заражения ВИЧ-СПИДа.

Задачи:

  1. выявление уровня информированности учащихся по вопросам ВИЧ-СПИДа;
  2. предоставление информационного материала о свойствах ВИЧ, механизм развития заболевания, путях и факторах заражения, течении и диагностике заболевания;
  3. определение мер профилактики ВИЧ-СПИДа.

Ход мероприятия.

I. Введение. Оценка уровня информированности. Актуализация проблемы.

1) 1 декабря – Всемирный день борьбы с ВИЧ-инфекцией и СПИДом. Впервые ВИЧ был обнаружен в 50-е годы в Африке. В 1981 г. в США умерло 130 человек, 1985 г. – в России 1 человек, 1986 год – только в Москве 27 ВИЧ-инфицированных.

1999 год – 3308 человек в Москве
4012 человек в Московской области
2551 человек в Иркутской области

2002 год – 197497 человек в России
12819 человек в Иркутской области

2003 год – более 231000 ВИЧ-инфицированных живет в России.

2) Игра “Степной огонь”. Участникам (не менее 15 и не более 40 человек) говорится, что сейчас будет проведена игра. При этом ведущий не объясняет смысл игры, а сразу переходит к представлению первого условия: после подготовительной процедуры участники вступят друг с другом в не менее чем три “сексуальных контакта” с тремя партнерами. Четвертый “сексуальный контакт” может быть по желанию. Обозначаться сексуальный контакт будет рукопожатием. Ведущий говорит, что после небольшого пояснения участники должны будут встать в круг лицом внутрь и закрыть глаза. Далее он говорит, что по условию игры, об одном из участников известно, что он/она до этого имели сексуальный контакт c ВИЧ-инфицированным человеком и, возможно, заразился/заразилась. Именно этого человека и “назначит” ведущий прикосновением к его/ее спине во время обхода стоящих с закрытыми глазами в кругу участников. Человек, которого коснется ведущий, должен будет при рукопожатии — “сексуальном контакте” — передать своему партнеру определенный знак — почесать ладонь “партнера” указательным пальцем. (Ведущий должен показать этот знак!!!) В дальнейшем каждый, получивший этот знак, должен передавать его всем следующим своим “партнерам”. Те, в свою очередь, — всем своим последующим “партнерам”.

Ведущий предлагает участникам вступить в “сексуальные контакты”, напоминая, что каждый должен вступить минимум в три контакта, и возможен — четвертый (все контакты должны быть с разными партнерами).

Участники одновременно подходят друг к другу и вступают в “контакты”.

Когда участники закончат вступать в “контакты”, ведущий просит всех, кто получил знак, собраться в середине, а тех, кто знака не получил — образовать внешний круг.

Обсуждение. Что вы испытывали, когда вас “заразили”? (Утрирована скорость распространения болезни)

  • ежедневно заражается 15 тысяч человек,
  • каждый час – 600 человек,
  • каждую минуту – 10 человек.

3) Дискуссия.

  • В нашем городе есть ВИЧ-инфицированнные?
  • Сколько их? Это много или мало?
  • Нужно ли говорить об этой проблеме в наше время?

3) Слово специалисту.

4) Анкета информированности по вопросам ВИЧ-СПИДа.

Возраст: ______ Источник Вашей информации о ВИЧ/СПИД до настоящего момента:
Пол:_____

Отметьте варианты Вашего ответа, пользуясь сокращениями В - верно, Н - неверно, ?- не знаю.

1. Вы можете носить ВИЧ в крови и не знать об этом. В Н ?
2. Вы можете быть больным СПИД и выглядеть здоровым. В Н ?
3. Все "голубые" болеют СПИД. В Н ?
4. Мать, носящая ВИЧ, может передать его своему ребенку. В Н ?
5. СПИД может быть вылечен, если начать лечение рано. В Н ?
6. Вы можете заразиться ВИЧ через укус насекомого. В Н ?
7. Вы можете заразиться ВИЧ при сдаче крови. В Н ?
8. ВИЧ может проникать через неповрежденную кожу. В Н ?
9. Я не такой человек, чтобы заразиться ВИЧ. В Н ?
10. Учащиеся, больные СПИД, должны посещать занятия. В Н ?
11. Думаю, что могу говорить с моим сексуальным партнером об использовании презервативов. В Н ?
12. Вы можете предохранить себя от ВИЧ обмыванием после сексуального контакта. В Н ?
13. Это предусмотрительно - избегать нахождения рядом с человеком, имеющим ВИЧ/СПИД. В Н ?
14. Если некто получил отрицательный анализ на антитела к ВИЧ, ему/ей не нужно беспокоиться о СПИД. В Н ?
15. Использовать общие иглы с друзьями при прокалывании ушей, татуировании или употреблении наркотиков не опасно. В Н ?
16. Только взрослые болеют СПИД. В Н ?
17.. Вы можете заразиться ВИЧ:      
а) в плавательном бассейне, В Н ?
б) через сидение унитаза, в Н ?
в) находясь в кабинете врача, в Н ?
г) при небезопасном сексуальном контакте, в Н ?
д) при объятиях с человеком, больным СПИД. в Н ?
18. Вы можете защитить себя от ВИЧ:      
а) если не занимаетесь сексом, в Н ?
б) используя противозачаточные таблетки, в Н ?
в) правильно используя презервативы, в Н ?
г) избегая грязных мест общественного пользования. в Н ?

19.

Вирус иммунодефицита человека:      
а) быстро погибает вне организма, в Н ?
б) находится в воздухе, в Н ?
в) находится в крови, сперме, вагинальной жидкости. в Н ?
20. СПИД снижает сопротивляемость организма к инфекциям. в Н ?
21. Люди без симптомов не могут быть источником ВИЧ. в Н ?
22. Все люди с ВИЧ должны быть изолированы. в Н ?

II. Информационный блок.

Что такое ВИЧ?

В – вирус
И – иммунодефицита
Ч – человека

Что такое СПИД?

С – синдром (комплекс симптомов)
П – приобретенного (неврожденного состояния)
И Д – иммунодефицит (организм не может сопротивляться большинству инфекций).

ВИЧ переходит в СПИД. Т.к. ВИЧ – начальная стадия заболевания СПИДом, разберемся сначала, что представляет вирус ВИЧ, как происходит заражение.

Вирус – простейшая доклеточная форма жизни. Среди вирусов выделяют две группы:

  • способных размножаться самостоятельно, т.е. содержащих генетическую память ДНК;
  • не могут размножаться самостоятельно, т.к. не содержат ДНК.

Ко второй группе и относят вирус ВИЧ. Он имеет две оболочки - внутреннюю и внешнюю. Внешняя оболочка представлена белковой зубчатой поверхностью, которой вирус присоединяется к здоровой клетке, содержащей ДНК. Белки, располагающиеся на поверхности внешней оболочки, разрывают поверхность клетки и впрыскивают РНК, содержащуюся во внутренней оболочке вируса. После этого клетка начинает работать как “фабрика” по производству вирусов.

Иммунная система отвечает за три важных процесса в нашем организме:

  • замена старых клеток;
  • защита организма от проникновения разного рода инфекций;
  • “ ремонт “ частей тела, испорченных инфекциями и другими воздействиями (заживление ран).

Всю иммунную систему можно разделить на четыре блока:

  • Дозорный блок - клетки этого блока, как пограничники, смотрят за тем, чтобы в организм не проникло ничего вредного, чужеродного. Если в организм проникает что-либо вредное, они стараются сразу уничтожить это, если же не удается, то бьют тревогу и подключают к работе второй блок.
  • Блок идентификации и хранения информации. Он начинает исследование проникшей инфекции, сравнивает ее с теми инфекциями, которые организму известны. Если инфекцию не удается идентифицировать, то она исследуется. Собрав все данные о том, что это за инфекция и какие белки входят в ее состав, блок два передает эту информацию третьему.
  • Блок поиска и активации уничтожения – главный блок иммунной системы. Его клетки, получив информацию, начинают производить антитела. Антитело, отыскав вирус, прикрепляется к его поверхности и начинает сигнализировать клеткам четвертого блока, что “чужой” найден и находится там-то и там-то.
  • Блок киллеров – ориентируясь на сигналы антител, клетки этого блока находят информацию и уничтожают инфекцию.

Вирус ВИЧ проходит 1,2,3 блок. Четвертый блок не срабатывает. Чем больше произведено антител, тем больше мишеней для вируса.

Сразу после проникновения вируса иммунодефицита человека в организм, в большинстве случаев, не происходит ничего необычного. У 30-40 % заразившихся может появиться состояние, похожее на ОРЗ (температура, слабость, головные боли, воспаление горла, диарея). Через 12-15 дней такое состояние проходит. Иногда после заражения ВИЧ человек еще долгое время от 2 до 12 лет может чувствовать себя совершенно здоровым.

Выявить сразу ВИЧ иногда невозможно, т.к. анализ выявляет не сам вирус, а антитела к нему. А для наработки антител требуется время – около 3-6 месяцев. Этот период называют “периодом окна”. В это время человек, имевший контакт с ВИЧ, представляет угрозу для общества, способствует распространению ВИЧ.

Как же человек заражается ВИЧ-инфекцией?

ВИЧ не может находиться вне организма человека. Попадая в воздух, он теряет способность передвигаться и почти сразу разрушается. Единственным местом, где вирус чувствует себя хорошо и может двигаться, являются жидкости организма человека.

  • Какие жидкости находятся в организме человека? (Ответы записываются на доске.)

Концентрация вируса в названных жидкостях разная, так концентрация ВИЧ в 1 капле крови = концентрации ВИЧ 4 литров слюны.

Вирус высокой концентрации находится в спинномозговой жидкости, но она не вытекает из организма, человек напрямую не контактирует с ней, поэтому данная жидкость не представляет угрозы.

  • Какие жидкости еще не представляют угрозы заражения для человека?

(Вычеркиваем из записанных ранее на доске ответов те жидкости, которые не представляют для человека угрозы).

Итак, заражение происходит через кровь, половые контакты, грудное молоко.

“Мозговой штурм” ( три группы)

  • Как избежать заражения ВИЧ-инфекцией?
  1. Через кровь.
  2. Половые контакты.
  3. От матери к ребенку.

Обсуждение.

III. Приобретение практических навыков. Игра “Степень риска”.

Материалы: карточки с обозначением ситуаций риска заражения.

На полу чертится линия — линия РИСКА. На одном ее конце размещается карточка с надписью “ВЫСОКИЙ РИСК”, на другом — “РИСК ОТСУТСТВУЕТ”; карточка “НЕБОЛЬШОЙ РИСК” размещается ближе к середине линии.

Каждому участнику дается карточка с ситуацией контакта с ВИЧ-инфицированным человеком:

  • поцелуй в щеку,
  • инъекция в лечебном учреждении,
  • оральный секс,
  • половая жизнь в браке,
  • переливание крови,
  • пользование чужой зубной щеткой,
  • плавание в бассейне,
  • глубокий поцелуй,
  • уход за больным СПИДом,
  • укус комара,
  • множественные половые связи,
  • проживание в одной комнате с больным СПИДом,
  • нанесение татуировки,
  • объятия с больным СПИДом,
  • пользование общественным туалетом,
  • укус постельного клопа.

Каждый участник по очереди зачитывает надпись на его карточке и кладет ее на тот участок ЛИНИИ РИСКА, который, по его мнению, наиболее точно отражает степень риска заражения ВИЧ, охарактеризованной записью на карточке.

IV. Завершение работы.

(Работа с анкетами. Какие бы ответы вы изменили в своих анкетах?)