Развитие музыкально-ритмических способностей младших школьников

Разделы: Музыка, Начальная школа, Внеклассная работа


Велика сила эмоционального и нравственного воздействия музыки, и важно переживать её в движении. Необходимо помнить, что именно в дружественном союзе музы танца Терпсихоры и покровительницы музыки Эвтерпы зарождаются творческие способности.

Программное содержание “Музыки и движения” <Приложение> подводит учащихся к ощущению гармонической слитности своих движений с музыкой, что способствует активному развитию творческого воображения. Именно благодаря тесной взаимосвязи слуховых ощущений с мышечными значительно ярче и эмоциональнее воспринимается музыка.

Невозможно переоценить значение занятий “Музыка и движение” для формирования культуры тела, красивой осанки, свободы и естественности движения. Чувства и настроение, вызванные музыкой, придают движениям эмоциональную окраску, влияя на пластику и выразительность жестов. Музыкально-двигательные упражнения дают возможность совершенствовать качества вокальных и хоровых навыков.

Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкально-ритмического воспитания развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению музыки и движений.

Сочетание музыки и движения открывает для ребёнка богатый мир добра, света, красоты. Вместе с тем, до сего времени очень мало внимания уделяется музыкальной стимуляции умственной и двигательной активности учащихся. Проблема эта очень актуальна.

Особенностью программы “Музыка и движение” является её интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса “проживания” фольклора, его “прорастания” в жизнь ребёнка. Кроме того, фольклорные занятия естественно переплетаются с развитием речи (частушки, прибаутки, песни, поговорки, потешки, скороговорки), ознакомлением с окружающим миром (календарные народные праздники), физкультурой (укрепление мышц, формирование культуры тела, красивой осанки, свободы и естественности движения), изобразительной деятельностью (изучение орнаментальной особенности костюмов различных регионов России, разработка детьми костюмных эскизов), историей (развитие русской культуры).

Занимаясь по программеМузыка и движение”, которая направлена на приобщение ребенка к миру музыки и танца, воспитание любви и интереса к русскому фольклору, формирование пластики, культуры движений, их выразительности, развитие музыкально-ритмических способностей, артистизма, умение исполнять музыкальные произведения сольно и в ансамбле, можно решать следующие задачи:

  • Развивать музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления).
  • Способствовать становлению музыкально-эстетического сознания через возникновение способности чувствовать музыку, переживая ее в движении.
  • Воспитывать музыкальный вкус; способствовать формированию исполнительских навыков в области пения, движения, музицирования, формированию музыкально-культурного кругозора личности.
  • Воспитывать, развивать и совершенствовать художественно-творческие способности, инициативу, самостоятельность при составлении танцевальных композиций, вариантов музыкальных игр и упражнений, инсценировании песен.

Оригинальность данной программы заключается в том, что она направлена на формирование определенной среды:

  • создание ансамбля русской песни и танца,
  • наличие национальных костюмов для детей,
  • отбор репертуара,
  • знакомство с русским народным искусством: танцем, песней, фольклором (частушки, игра на ложках, свистульках, хороводные танцы).

Желательно, чтобы занятия вели два педагога, один из которых – преподаватель музыки и концертмейстер, другой - хореограф. В программу включены как теоретическая, так и практическая часть вопросов с преобладанием практических занятий. Специфика занятий, подбор репертуара, участие в концертной деятельности учитывают желание ребенка, его интерес, возможности, способности, психологические особенности.

В программе “Музыка и движение” заложен большой воспитательный потенциал. Во время занятий дети могут познакомиться с лучшими образцами народного творчества, иметь возможность творческого самовыражения, осознать свою значимость в коллективе.

Основу работы по программе составляет развитие музыкально-ритмических способностей, овладение народными инструментами с параллельным изучением музыкальной грамоты, развитием вокальных данных, поэтому работа в ансамбле включает в себя общие занятия: музыкально-хореографические, ансамбль народных инструментов, постановка концертных выступлений; индивидуальные занятия: вокал, хореография.

Планируя работу по программе, необходимо учитывать концертную деятельность, участие в городских и областных смотрах и праздниках, работу с родителями. Занятия будут более успешными при наличии в зале хореографии станков, аудио-, видеоаппаратуры, фортепиано, народных инструментов, концертных костюмов.

Основной формой занятий музыкально-ритмическим воспитанием является урок, планируя который, следует обязательно продумывать различные виды деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, используя формы, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для занятий. Чем активнее и разнообразнее музыкальная деятельность учащихся на занятии музыкально-ритмическим воспитанием, тем эффективнее происходящий процесс музыкального воспитания, и, следовательно, успешнее достигается его цель. Занятия должны включать в себя следующие виды музыкальной деятельности:

  1. Восприятие музыки (дает информацию о произведении в его целостности)
  2. Исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах, ритмические движения, танец)
  3. Музыкально-творческая деятельность (музыкальное, поэтическое творчество, импровизация на детских музыкальных инструментах, танцевально-игровое творчество)

Главным требованием для всех видов деятельности является выразительность, способность непосредственно и искренне передать эмоциональное содержание музыки.

Занимаясь по программе, учащиеся имеют возможность глубже изучить нотную грамоту, длительности, простейшие музыкальные размеры, регистры, основы правильного интонирования, названия танцевальных движений, народных инструментов, жанры музыки и танца, отличие классического танца от народного, основы сценического искусства.

Для отслеживания динамики развития музыкально-ритмических способностей предлагается диагностика, в которой выделены следующие параметры:

  • Интонирование – правильное воспроизведение звуков, различных по высоте, точность воспроизведения интервалов.
  • Чувство ритма – умение слышать и воспроизводить ритмический рисунок произведений, чередование сильных и слабых долей такта, акценты в требуемом темпе.
  • Дикция – ясность, разборчивость произнесения текста (с правильным ударением), позволяющая без напряжения понимать смысл слов, тем самым облегчающая восприятие музыки.
  • Артистизм – исполнение любого произведения красиво, свободно, в соответствии с характером произведения.
  • Гибкость – показатель пластичности тела, придаёт танцу выразительность, способствует тем самым созданию сценического образа.
  • Координация – умение согласовывать движения различными частями тела под музыку.
  • Растяжка – эластичность мышц, что обеспечивает широту и свободу движений.
  • Ориентация в пространстве – умение ощущать своё тело в различных ракурсах пространства, свободно ориентироваться на сцене.
  • Сольное исполнение – умение исполнять произведение сольно в музыкальном сопровождении или без него.
  • Исполнение в ансамбле – исполнение одного произведения совместно, согласовано, соразмеряя свою художественную индивидуальность с индивидуальностью остальных членов ансамбля.

Данную диагностику желательно провести на первых этапах занятий.

Для определения уровня развития музыкально-ритмических способностей можно использовать трехбалльную систему, где

3 – это показатель высокого уровня развития;
2 – средний уровень развития;
1 – низкий уровень.

В процессе диагностирования можно выявить группы ребят с низким уровнем развития музыкально-ритмических способностей, высоким уровнем того или иного аспекта диагностирования. Знание способностей ребят поможет определить основные проблемы детей и составить в соответствии с ними развивающие комплексы упражнений. Ребятам с высоким уровнем развития музыкально-ритмических данных необходима соответствующая корректировка, закрепление результатов и добавление к ним более сложных развивающих упражнений.

Для отслеживания роста в развитии можно использовать специально составленные контрольные упражнения. Правильно подобранные задания (с учетом индивидуальных особенностей ребят) играют огромную роль в достижении результатов.

Работа по созданию программы была начата в 2001 году. Тогда творческий союз учителей музыки, хореографии и начальных классов вышел с предложением создать на базе первого класса вокально-хореографический ансамбль. Была проведена входная диагностика учеников 1 А класса, разработана интегрированная программа на первый год обучения, а ансамбль получил название “Ладушки”.

За время существования ансамбля дети показали хорошие результаты, ежегодно становятся лауреатами городских и областных конкурсов “Звездная палитра” и “Весенние премьеры”. Ансамбль принимает активное участие в праздничных мероприятиях, благотворительных акциях, отчетных концертах города и Лицея.

В мае 2004 года ансамбль принял участие в Международном конкурсе детского творчества “Бозторгай”, где представили танцы и песни. Ребята выглядели на должном уровне и были отмечены дипломами участников.

Работа с участниками ансамбля продолжается. Планируется новая концертная программа, которая позволит проследить динамику развития музыкально-ритмических способностей детей, показать результаты работы по программе “Музыка и движение” и сделать выводы о целесообразности и практической значимости данной программы.