Урок по теме: "Охрана воды", 3 класс (1—4)

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ УРОКА:

1. Закрепить знания учащихся о свойствах воды, расширить представления об использовании и охране воды человеком.
2. Развивать речь, логическое мышление, умения сравнивать и делать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: глобусы, физическая карта Челябинской области, динамические таблицы, тестовые задания, фрагмент видеофильма "Охрана воды".

ХОД УРОКА:

1. Постановка учебных задач урока

- Сегодня на уроке мы будем заниматься проблемами экологии. Что же такое экология? В переводе с греческого “экос” - дом, “логос” - наука. Следовательно, экология – это наука о доме. О каком доме? О том, который строители построили из кирпича и бетона? Нет, речь пойдет о природном доме, о связях между человеком и природой. Эта наука подсказывает людям, как нужно жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя.

Поговорим сегодня на уроке об охране воды. К концу урока вы должны будете знать: роль воды в природе, ее значение в жизни человека; что наносит вред воде, узнать о мерах по охране воды.

2. Актуализация опорных знаний

(Работа по тестам)

- Чтобы определить значение воды для жизни на Земле, вспомним, какими свойствами обладает вода.

Тест № 1. Какими свойствами обладает вода?

  1. Имеет цвет, не имеет цвета.
  2. Имеет запах, не имеет запаха.
  3. Имеет форму, не имеет формы.
  4. Прозрачна, не прозрачна.
  5. Обладает текучестью, не обладает текучестью.
  6. Растворитель.
  7. Медленно нагревается и медленно остывает, быстро нагревается и быстро остывает.

Допиши: вода находится в трех состояниях

(Проверка выполнения работы, заполнение динамической таблицы на доске)

3. Изучение нового материала

- Для чего нужна вода? Где человек ее использует?

(Ответы учащихся и запись тезисов в тетрадь)

a) для жизни человека, животных: без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды 2-3 суток. Вода входит в состав живых организмов. Ее содержание колеблется в широких пределах: около 10% в эмали зубов, в среднем 80% массы тела. Если человек взрослый весит 70 кг, то 50 кг из них – это вода;
б) в производстве: ни одно производство не обходится без воды. Так, например, чтобы выплавить 1 тонну стали потребуется 150 тонн воды, для изготовления 1 тонны бумаги нужно 250 тонн воды;
в) в сельском хозяйстве:для выращивания животных, поливки сельскохозяйственных растений;
г) в быту: посчитай, сколько раз в день ты встречаешься с водой;
д) водная дорога: для перевозки людей и грузов;
е) выработка электроэнергии: на гидроэлектростанциях, используя силу падающей воды.

Вывод: Вот, что значит вода! Она жизненно необходима и является помощником человека.

4. Знакомство с проблемой пресной воды

(Глобус, атласы)

- Посмотрите на глобус, казалось бы, воды на Земле сколько угодно, океаны и моря покрывают большую часть нашей планеты. Почему же люди страдают от нехватки воды?

Не забывай, что вода океанов и морей соленая, а людям необходима пресная вода, которой на Земле не так уж много.
Ученые подсчитали, что:

(Динамическая таблица на доске):

Мировой океан - 1 млрд. 338 млн. м3

Подземные воды:

- залегающие вблизи земной поверхности - 60 млн. м3
- залегающие глубоко под землей - 150 млн. м3

Ледники - 24 064 000 м3
Реки - 2 120 м3
Озера - 176 400 м3
Почвенная влага - 16 500 м3
Вода в атмосфере - 12 900 м3

- Какую воду человек не может использовать? ( Стереть соответствующие записи на доске)
- Как видите, пригодной для использования человеком воды не так уж и много, меньше 3%. А кроме того, людям требуется только чистая вода. Но ее становится все меньше и меньше.

Что же наносит вред воде, каковы источники загрязнения?

Тест № 2. "Что вредит воде?" (Подчеркни, что вредит воде):

Бытовой мусор, нефть, водные животные, отходы заводов, водные растения, неисправный кран в доме.

(Проверка выполнения теста с комментариями учителя):

  1. Каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных вагонов.
  2. Всего 5 л нефтепродуктов затягивает пленкой 50 м2 водной поверхности (то есть площадь нашего класса).
  3. Экологическое моделирование. Что может произойти при кораблекрушении танкера с нефтью?
  4. Каждый метр сточных вод, попадая в водоем, приводит в негодность 100 л хорошей воды.
  5. Экологическое моделирование. Проследи, как загрязненная вода реки Миасс может повлиять на жизнь Мирового океана.
  6. При утечке из крана воды за сутки набегает целое ведро. Сколько ведер воды наберется за неделю? Месяц?

Вывод: От загрязнения воды страдает все живое. В реках, озерах погибают растения, животные, чахнут растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья человека.

- Можно ли сохранить воду от загрязнения? Как?

5. Просмотр отрывка видеофильма "Охрана воды"

Выводы:

- Строительство очистных сооружений.
- Экономия воды.
- Контроль за уровнем загрязнения воды.
- Посадка и охрана растений по берегам водоемов.

6. Итог урока:

- Расскажи о роли воды в природе, для жизни человека.
- Что наносит вред воде?
- Назови меры по охране воды?