Конспект урока истории в 6-м классе по теме: "Достижения культуры Руси IX – начала XII в."

Разделы: История и обществознание


Система: традиционная с элементами технологии критического мышления.

Оборудование:

  • учебник: А.А. Данилов, Д.Д. Данилов “Российская история” 6 класс. Издательство “Баласс”;
  • дополнительный материал;
  • картины “Иконы”, памятники архитектуры;
  • задания для групп.

Приемы: кластер – “смысловая гроздь” (информация, сосредоточенная вокруг главного слова).

На доске:

  • слова и даты;
  • устное народное творчество, сказители, гусли;
  • письменность, Кирилл и Мефодий, азбука, “кириллица”;
  • “Остромирово Евангелие” (1056-1057) – диакон Григорий;
  • 1130 г. – грамота о пожаловании князем Мстиславом Владимировичем земель Новгородскому Юрьевскому монастырю;
  • пергамент, берестяные грамоты (береста);
  • “Жития святых” “Сказания о Борисе и Глебе”;
  • 1113 г. – “Хождения игумена Даниила”;
  • Нестор “Повесть временных лет”;
  • “Поучение Владимира Мономаха”;

Ведущий метод: проблемно-поисковый.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап. Готовность к уроку. Постановка цели

Для работы на уроке формируются 5 групп по 4-5 человек.

Урок начинается с исторической разминки.

  1. Повторяем даты: 882; 980-1015; 988; 1019-1054; 1113-1125.
  2. Какие события, стороны жизни и деятельности освещены в текстах?

Ответы будем записывать на доске в виде кластера.

  1. …А между тем глашатаи звали народ явиться на реку Почайну (приток Днепра). Я видел, как толпы людей спускались к реке. Весь берег был заполнен народом. Владимир вместе с Анной стоял на разостланном на лужайке ковре. Священники в сияющих облачениях у самой воды читали положенные молитвы. Русы садились на землю, снимали обувь и входили в воду. Многие это делали с явно недовольным видом…
  2. … Он любил книжное чтение и часто говорил своим сыновьям: “Книжные словеса суть реки, напояющие вселенную”. В тихой княжеской ложнице у одной из стен стоял раскрытый ларь, наполненный книгами в переплетах из кожи, из алого и синего сукна. При всей своей бережливости князь тратил на покупку и переписку славянских и греческих книг огромные деньги…
  3. …В староболгарской книге говорится о том, как Кирилл со своим спутником приехал в окрестности на реке Брегальнице, где жили славяне. Здесь он не только проповедовал, но и начал создавать “буквы на славянском языке”. Некоторые буквы Кирилл взял из греческого алфавита, другие придумал сам…
  4. ...В сражениях умело руководил полками, стоял под княжеским стягом и часто сам с мечом в руках врубался в строй половцев. Но не забывал князь заботиться и о своей душе: много читал, был большой книголюб, в чем не уступал своему отцу Всеволоду Ярославичу, мог цитировать Библию, вести богословскую беседу, написать яркое образное письмо, детей поучить уму– разуму…
  5. “Вместе с верой на Руси распространялось и школьное образование. При церквах священники учили желающих прихожан грамоте”.
  6. В лето 1037 года заложил Ярослав город великий, церковь святой Софии митрополью, а затем церковь на Золотых воротах – Святой Богородицы благовещенья, и стала при нем вера христианская плодиться и расширяться.

Учитель записывает ответы учеников на доске (кластер):

Учитель. Скажите, имена каких князей упоминаются в отрывках?

Ученики называют их имена: Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах…

Учитель. Что их объединяет (общая цель, деятельность…)? Какой вывод можно сделать из данных ответов?

Учащиеся делают вывод, что князей объединяет не только укрепление обороны страны, борьба с иноземными врагами, укрепление единства государства, но и развитие культуры, просвещение Руси. (Учитель записывает ключевое слово кластера – КУЛЬТУРА).

Учитель. Сейчас, используя наш кластер, сформулируйте тему урока. Учащиеся высказывают свои предложения и вместе с учителем записывают: “ Достижения культуры Руси IX – начала XII в.в.”

Учитель проговаривает цели урока:

  • проследить развитие культуры по разным направлениям: от устного народного творчества до первых произведений древнерусской литературы;
  • проследить, как наряду с православной культурой переплетается языческая;
  • уяснить, что личность в истории можно оценить не только по политической деятельности, но честь, славу и почет заслужить за развитие культуры.

II. Изучение нового материала

Учитель. Сейчас продолжим работу в группах с материалами § 9, которая длится 15 минут. Выступление 5-7 мин. В ходе выступления записываются новые слова, имена, названия произведений, даты. Кластер дополняется записями.

Задания группам.

  • 1 группа: а) прочитать о развитии устного народного творчества (стр. 81); б) подготовить сообщение о заговорах и заклинаниях; в) расскажите о загадках и былинах; сделайте вывод.
  • 2 группа: а) прочитайте о развитии письменности (стр. 81-82); б) расскажите, на чем писали в древности; в) изучите, какой была азбука.
  • 3 группа: а) прочтите стр. 82-84; б) охарактеризуйте памятники литературы Древнерусского государства ;в) определите их значение.
  • 4 группа: а) прочтите стр.84-86; б) составьте рассказ о развитии зодчества по плану:1 храмы, 2 внутреннее убранство (живопись), 3 фрески, мозаика.
  • 5 группа: а) прочтите стр. 86-87; б) подготовьте рассказ о связях христианства и язычества в искусстве; в) о живописи (иконописи); г) определите черты христианства и язычества.

В ходе выступлений и рассуждений делается вывод, что в культуре Древнерусского государства IX – начала XII веков было много направлений. После крещения Русь стала частью православного мира, где было сильно влияние Византии. Православная культура переплетается с языческими верованиями и обычаями.

III. Закрепление

Учитель. Определите жанр произведения по строчкам:

1.“Говорит-то им Илья да таковы слова:
“Ай же мужички да вы черниговски!
Я нейду к вам во Чернигов воеводою.
Укажите мне дорожку прямоезжую,
Прямоезжую да в стольный Киев-град.”….

2. “…В 1032 году к Антонию пришел молодой человек пал к его ногам и просил его постричь в монахи, это был будущий великий подвижник Федосий. Жизнь пещерная была очень строга. Отшельники питались одним ржаным хлебом…

3. “В год 859 варяги из заморья взимали дань мери, и всех кривичей. В год 862 изгнали варяг за море и не дали им дани…”

4. “И в земле богатства не прячьте, это нам великий грех, старых чти как отца, а молодых – как братьев. В долгу своем не ленитесь; ни питью, ни еде не потворствуйте, ни сну…”

5.В монастырской келье узкой
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах….

Домашнее задание: § 9, слова, даты.