Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Развитие творческих способностей учащихся через введение регионального компонента в уроки изобразительного искусства, трудового обучения, истории, природоведения

Разделы: Преподавание в начальной школе


Введение

Национально-региональный компонент (РНК) – часть государственного образовательного стандарта. Это норма, требования, правила, принятые в преподавании многих предметов в регионе и обязательные для выполнения каждым учебным заведением в Мурманской области. Цель РНК – воспитание у учащихся бережного отношения к природе, любви к родному краю, знакомство с историей и бытом народов, проживающих на территории Мурманской области.

В период гуманизации и демократизации образования уроки трудового обучения, изобразительного искусства, истории, природоведения в начальной школе нацелены не только на выработку у детей определённых умений, но и на развитие творческого начала, формирование эстетической культуры путём развития исторической памяти, интереса и любви к искусству и природе родного края.

Основным источником народной эстетики служит красота родной земли, которая воспитывает в людях поэтическое восприятие мира, делает из них художников.

Необычна природа Заполярья – это сплошные чудеса: полярная ночь и полярный день, северное сияние – “пожар” среди зимней стужи и снегопад в летнюю пору, столетние берёзовые рощи высотой не более полуметра и огромные “плантации” ягод, Кольский залив с блестящей водной гладью среди заснеженных сопок и корабли… Белая бескрайняя тундра, мчащаяся вдаль оленья упряжка и заходящее солнце… А главное – люди, живущие среди этих чудес, их руки, которые воплощают образы родной природы в предметы быта, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей.

Источником народной мудрости и красоты является искусство народов коми, саами, поморов. Кольская земля издревле богата талантами. Мастера кустарных промыслов создавали поистине неповторимые произведения, которые дошли до нас из глубины веков. Эти произведения и сегодня радуют и поражают мастерством и вкусом.

На уроках трудового обучения, изобразительного искусства, истории дети узнают, что коренными жителями Кольского полуострова являются саамы – самобытный народ, имеющий древнюю культуру. Саамские сказки дают им представление об условиях жизни, быта, культуре этого народа, пробуждают желание прикоснуться к произведениям древнего искусства, попытаться самим выполнить изделия из оленьего меха, украсить их вышивкой бисером.

С XII века по соседству с саамами и в дружбе с ними живут поморы – русские переселенцы из северных областей России. На уроках труда дети с интересом изучают народное искусство поморов, делают кукол-закруток <Рисунок 6>, знакомятся с костюмом поморов, любуются лепными птицами и изделиями из бересты.

В XIX веке на Кольский полуостров с Печоры пришли пастухи коми и ненцы. Они тоже стали жить рядом с поморами и саамами и принесли в быт много нового: постройку чумов, новый вид одежды из оленьего меха…Культура этого народа тоже интересна и необычна. Об этом говорит народное творчество коми. Игры, песни, пословицы и поговорки просты и красивы, что привлекает детское внимание.

В настоящее время существует много программ по предметам. Несмотря на то, что они имеют свои особенности, в каждую может быть включён национально-региональный компонент.

В школе № 57 г. Мурманска три года проходил эксперимент по включению РНК в русский язык основной школы. Мы получили замечательные результаты: уровень знаний учащихся значительно повысился: за счёт региональной лексики расширился словарный запас, учащиеся познакомились с историей и языковой культурой края, обучились навыкам исследовательской работы, повысился интерес к предмету.

Перед учителями начальных классов ставились следующие задачи: обогатить словарный запас школьников за счёт местного языкового материала, расширить знания учащихся об истории, культуре и природе Кольского Севера. С 1996 года в этой школе РНК введён в содержание всех предметов.

Введение РНК в курс начальной школы - дело актуальное, интересное, как для учителей, так и для учащихся.

Основная часть

Восемнадцать лет я работаю в Краснощельской средней школе. Много лет изучаю историю родного края, культуру и быт народов, проживающих на этой территории. Пять лет работала по теме “Развитие творческих способностей учащихся через введение регионального компонента в уроки изобразительного искусства, трудового обучения, истории, природоведения”. Считаю эту работу интересной и познавательной.

Сначала я стала вводить РНК на уроках изобразительного искусства. Рассказав учащимся о быте поморов, повела их на экскурсию в сельский музей. Там они увидели предметы быта наших односельчан, нашли сходство в жизни народов коми, поморов и саами. А потом на уроках началось творчество учащихся. Мы рисовали внутреннее убранство избы. На следующих уроках, познакомившись с народными костюмами поморов и коми, учащиеся учились рисовать человека в народном костюме. Дети делали свой выбор в пользу того или иного костюма. Затем изображение человека вырезалось и помещалось ребятами в “интерьер” нарисованной избы. Позднее, познакомившись с декоративно-прикладным искусством, дети нашли много общего в росписи поморов и народа коми. После посещения в музее выставки плакатов с изображением деревянных досок с ижемскими росписями, на уроках ребята украшали свои деревянные доски понравившимися элементами ижемской и терской декоративной росписи. Позже расписные доски учащихся побывали на выставке в районном центре – селе Ловозеро.

Сходив осенью на экскурсию на берег реки Поной, ребята нарисовали много красивых пейзажей: “Поной осенью”, “Золотой дождь”, “Осенний пруд”… Побывав на Празднике Севера, Празднике Солнца – нарисовали тематические рисунки – самые лучшие побывали на выставках в с.Ловозеро, некоторые были подарены Центру детского творчества г. Сыктывкар.<Рисунок 3>

Познакомившись на уроке чтения с творчеством кольских поэтов А. Бажанова, О. Вороновой, изготовили рукописные книги. В процессе работы ребята побывали в роли редакторов и иллюстраторов своих книг, закрепили составные части книги. Работы получились разными и по внешнему виду, и по содержанию, так как каждый ребёнок подошёл к работе творчески.

Я учу детей подмечать в природе каждую мелочь, например: как падают листья, как взлетают птицы, где и как растёт гриб, чтобы потом они смогли это нарисовать. Занимаясь проблемой РНК, пришла к выводу, что дети на Кольском полуострове должны учиться рисовать по региональной программе, причём должна быть разница в обучении детей в сельской и городской школах. Я пыталась создать авторскую программу, но мне не хватило умений и времени довести эту работу до конца, однако я проконсультировалась в Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования и намерена завершить её.

Уже несколько лет учащиеся нашей школы участвуют в районных, областных и всероссийских конкурсах рисунка, например: “Моя семья”, “Мир на планете Земля”…Работы наших ребят отмечены благодарственными письмами и даже дипломом. И не случайно: ведь красота нашего удивительного края и полученные краеведческие знания побуждают детей к творчеству. <Рисунок 1>,<Рисунок 2>.

Постепенно в процессе раб