Урок литературы в 11 классе по теме: "Кто он, Павел Мечик?"(по роману А.А. Фадеева "Разгром")

Разделы: Литература


Тип урока: комбинированный урок.

Метод: эвристическая беседа.

Цель урока:

  1. Дать характеристику литературному герою.
  2. Учить умению аргументировано и логично доказывать свою точку зрения.
    Развивать монологическую речь учащихся
  3. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки; уметь разбираться в людях.

ПЛАН УРОКА

  1. Постановка задач и целей урока.
  2. Несколько точек зрения, определяющих суть героя.
  3. Работа с текстом.
  4. Домашнее задание.
  5. Подведение итогов. Оценка ответов.

СЛОВАРЬ: “Ситуация нравственного выбора”.

ХОД УРОКА:

Слово учителя:

Возвращение открытой и суровой истории, вместо идеологически “улучшенной”,- главное, вероятно, завоевание нашего времени.

Гражданская война. Переосмыслено событие, переписаны учебники. Не произносим эпитет “великая”, говоря об Октябрьской революции, узнав больше правды о знаменитых людях той эпохи, сбросили их памятники с постаментов.

Обличили, заклеймили, но не смогли избавиться, оставить в далеком прошлом. Она – война - вернулась. В других одеждах, но узнаваема, страшна, дика. И опять вернулись былые споры: кто виноват? И опять пытаются оправдать убийства и всему дать “разумное” объяснение.

Долгие годы в литературе гражданская война была показана одиозно: в красном свете. И думать не надо было: кто герой, наш, а кто враг. Но сейчас – только читайте- можно “видеть” это событие под разным углом зрения - глазами юного комиссара партизанского отряда Саши Булыги ( А.Фадеев); бойца-кавалериста 1–ой Конной дивизии, вчерашнего студента-юриста Исаака Бабеля; врача в армии белого генерала Деникина - Михаила Булгакова; молодого продкомиссара Михаила Шолохова; сугубо штатского интеллигента Бориса Пастернака; машиниста паровоза Андрея Платонова (Климентова).

  • Назовите произведения о гражданской войне, написанные этими писателями? (“Разгром”, “Конармия”, “Белая гвардия”, “Доктор Живаго”, “Сокровенный человек”, “Тихий Дон”.)

На страницах этих книг вы узнаете о гражданской войне правду без прикрас.

Роман “Разгром” прочитан. Об истории его создания, теме, основной мысли был разговор на прошлом уроке. Цель сегодняшнего урока – ответить на поставленный вопрос: “Кто он, Павел Мечик?”. Ответ, возможно, вами уже найден. Задача урока – аргументированно обосновать свой выбор. 
- Пользуясь наглядностью, вспомните факты жизни А.А.Фадеева, которые обусловили появление этой книги.

Вывод из ответов учеников:

  • написан роман “ по горячим следам событий”;
  • отличался от других произведений на тему гражданской войны наличием “живой жизни”: герои не только воюют за высокие цели, но живут, то есть влюбляются, ревнуют, выясняют отношения, голодают, боятся смерти и т. д.;
  • художественным образом командира Левинсона.)

Авторское определение основной мысли:

А.А.Фадеев: “ В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе , случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей”.
(Комментарий учителя: “Сметается революцией”, понятно, Мечик, а переделывается рабочий человек Морозка.)

Запись на доске:

А.А.Фадеев: “Конечно, Мечик примкнул к революционному движению по мотивам личным, индивидуалистическим, скрыто-карьеристским. Такие люди, столкнувшись с трудностями движения и с препятствиями, которые ставит революционная действительность на путях личной карьеры, превращаются либо в брюзжащих обывателей, либо во врагов революции и народа”.

Советские критики-литературоведы:“…Себялюбивый индивидуалист, трус, предатель..”

Григорий Яковлев, исследователь-литературовед: “У Мечика доброе сердце, и душа его протестует против грабежа и уничтожения людей, тем более теми методами, какими действовали красные партизаны”.

В.Боборыкин, литературовед, составитель пособий для 11-классников. “Чуткое исследование его душевного мира ( Фадеевым )… позволяет увидеть.., насколько неуместен этот юный романтик, слишком тонко воспитанный, слишком совестливый и ранимый, в реальной революционной среде”.
(Словарь: “Индивидуализм” - воззрение, противопоставляющее интересы личности интересам общества.)

Итак: “…себялюбивый индивидуалист” или “ юный романтик”, растерявший свои идеалы?

Работа с текстом (диспут)

Давайте положим перед собой роман и проследим путь Мечика, который является одним из главных действующих лиц - он появляется в 1-ой главе и сходит со сцены в последней.

Общая характеристика Мечика: 18 лет, вчерашний гимназист, скорее всего, выходец из разночинной семьи; пообщавшись с революционерами ( эсерами-максималистами ), приходит к партизанам.

- С какими мыслями, настроением идет Мечик к партизанам?

Гл. 2. “ Недели три тому назад…”

Вывод: идеалы его расплывчаты – “хотелось борьбы и движения”.

- Как встретили его в отряде Шалдыбы?

Избили, унизили. “Окружающие люди…”, “Ему стало жаль хорошего, наивного, но искреннего чувства, с которым он шел в отряд”.

  •   Как отнеслись к его появлению в отряде Левинсона?

Устроили проверку, дали “обидную” лошадь Зючиху, унижали –“лодырь и задавака”.

Гл.9. “Он чувствовал себя так…”

  • Почему он так о себе думает?

Вернемся по тексту назад: Мечик в госпитале. Тяжелораненый Мечик перед возвращением в отряд решает (и после разговора с Варей): “Чего мне унывать, в самом деле?..” Гл.7.

И еще была мысль: уйти из отряда. Гл.4. “…почувствовал себя настоящим партизаном, даже подвернул рукава, желая загореть: ему казалось, что это очень необходимо в той новой жизни, которую начал после памятного разговора с сестрой”.

Вывод: не столько быть, сколько казаться бойцом.

  • С кем сошелся в отряде?

Чиж. Мечик испытывает к нему брезгливость. К Пике - жалость. Почему?- “Мир, сон, тишина… Не об этом ли сне тоскует у Мечика душа?” “ Никто не пожалел о Пике. Только Мечик с болью почувствовал утрату.”

Итак: “Сошелся с ними не потому, что они удовлетворяли его, а потому, что больше ни с кем не умел сойтись”.

Вывод: желание воевать, бороться – юношеское, наносное. В подсознании Мечику хочется мира и покоя.

Цитирую А.Фадеева: “Настоящий человек пробуждается в самых лучших своих сторонах, когда стоит перед большим испытанием.”

Словарь: ситуация нравственного выбора.

Вспомним эпизоды

  1. “Партизаны отбирают у корейца свинью”. Гл.11.
  2. “Убийство раненого Фролова”. Гл. 11.
  3. “Расстрел человека в жилетке”. Гл.15.
  4. “Прорыв через трясину”. Гл.16.

Диспут.

  • “Мечик видел все это… “Неужели без этого нельзя…перед ним проплыли…лица мужиков, у которых отбирали последнее”.
  • Не бездействует, пытается остановить врача.
  • “…бедный человек в жилетке” (расстрелян без суда)
  • Мечик разделил с партизанами все испытания.
  • Партизаны “придавленные, мокрые, злые”. Бойцы спешно уходят, бегут часовые, “партизаны…бросились бежать”.

    Мечик: испуган, но, как все, прорывается, вместе со всеми спасает лошадь, зубами развязывает узел…

“..но свинью ел вместе со всеми, потому что был голоден”.

 

 

Фролов узнает о решении убить его…

“…как я несчастен”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“Разговор Мечика с Левинсоном” (Гл.13)

Мечик до разговора: “Мысль эта сводилась к тому, чтобы тем или иным путем, но как можно скорее уйти из отряда”.
Мечик критикует дисциплину в отряде. Левинсон возражает ему …мысленно: “ Вот тебе и на… ну – каша!”
“Человек особой правильной породы” должен был рассмотреть и понять молодого партизана.

Глава 17. Прочитать эпизод “Бегство Мечика”.

А.А.Фадеев: По первоначальному моему замыслу Мечик должен был кончить самоубийством; когда же я начал работать над этим образом, я постепенно убеждался, что кончить самоубийством он не сможет и не должен… Самоубийство придало бы несоответствующий всему ему облику какой-то ореол мелкобуржуазного “героизма” или “страдания”, на самом же деле он человек мелкий, трусливый, и страдания его чрезвычайно поверхностны, мелки, ничтожны”.

- Является ли последняя глава логическим завершением образа героя? Или Фадеев –политик именно так проводит поставленную задачу? (“Переделка людей”).

Домашнее задание:

Основной вердикт - кто он, Павел Мечик? – вы вынесете в своем домашнем сочинении–рассуждении.