Развитие творческих способностей у младших школьников

Разделы: Начальная школа


…Мы вступаем в новую эру воспитания, целью которого является скорее открытие, нежели обучение. (Маршалл Маклюэ)

Понятие образования - сложное и многоаспектное. Оно включает в себя не только знания и навыки, но и умение критически мыслить, оценивать с высоконравственных позиций исторические и происходящие события, творчески применять полученные знания на практике. Удачно отметил Н.Г.Чернышевский, говоря о трех качествах образованного человека: это обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств.

За последнее время нередко употребляется такой термин: “обучаемость”. Под обучаемостью понимают общие умственные способности к усвоению знаний, интерес к учению, старание и работоспособность. Но не следует думать, что обучаемость - враждебное качество. Обучаемость вырабатывается под руководством учителя и обеспечивается систематической целенапрвленной работой учеников. Цели обучения: дать детям нужные знания и добиться их усвоения, научить пользоваться полученными знаниями, развить самостоятельность и мышление, привить навыки учебного труда.

Учение неразрывно связано с воспитанием и оказывает на него громадное влияние, но эти понятия не идентичны.

Поэтому в понятие образованности мы вкладываем не только знания, но и мировоззрение, убеждения, нравственные принципы.

Таким образом, задачи и цели образования ясны, но как трудно их осуществить. В чем основная ошибка многих учителей, начиная с начальной школы и кончая высшей? В стремлении ограничиться тем, чтобы дать знания, обеспечить усвоение материала.

Ребенку все дают в готовом, упрощенном, конкретном виде, а потом удивляются, почему он слабо развит и так несообразителен. Мы вырабатываем у него умственную лень, примитивно упражняем память, не развивая воображения и сообразительности.

В современных условиях все расширяющегося информационного пространства актуальной проблемой является умение быстро овладевать знаниями и усвоение темпов развития современных технологий, а также умение применять их на практике. В связи с этим в образовательной системе перед педагогическим коллективом встает вопрос о создании условий для полной реализации творческого и умственного потенциала учащихся.

Я стала думать над такой проблемой: как же сделать учение интересным, как же развивать творческие способности детей. Необходимо создать в классе такие условия для каждого ребенка, чтобы не только учиться, но и умнеть, разбудить мысль и чувства детей, самостоятельно искать путь к знаниям.

Заинтересовалась я этой идеей после прочтения программы развития творческого мышления, автор А.Э.Симановский [1], . Главная цель этой программы- формирование у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерности, решением сложных проблемных ситуаций. Мною разработаны уроки с использование творческих заданий из программы Симановского А.Э. Именно эти уроки дают детям основы целостного представления об окружающем мире, природе и обществе. На уроках создается особая среда для общения детей с учителем и друг с другом, более высокий уровень учебной мотивации даже у слабых детей. На своих уроках пытаюсь решить вопрос формирования творчески мыслящих людей, способных принимать нестандартные решения. Сейчас не вызывает сомнения тот факт, что творчеству можно и нужно учить. Чем раньше начинается эта работа, тем существеннее и значительнее результат.

При разработке таких уроков я обращала внимание на логичность и последовательность изложения материала, соблюдая принцип нарастания трудностей от простого к сложному, использовала дифференцированный подход к детям в зависимости от уровня развития способностей и индивидуальных особенностей детей, включала на различных этапах урока. Работа начиналась уже с первых дней пребывания ребенка в школе.

“Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.” В.А.Сухомлинский.[2].

При изучении сказок на уроках обучения и чтения я обычно пользовалась одним и тем же приемами: чтение, беседа по вопросам, пересказывание, чтение по ролям. И такие уроки интересны не для всех детей, а главное они не влияют на развитие творческих возможностей детей.

. Теперь же я изменила свое отношение к работе над сказкой. На уроках не только читаем и пересказываем, но и учимся составлять свои сказки. Это как раз тот путь, который помогает развитию творческого воображения у детей.

Вот несколько видов работ над

Cказкой.

1. Учимся сочинять сказки. Например, при рассказывании и инсценировании русской народной сказки “Репка” мы внесли некоторые изменения:

- Кого еще можно позвать на помощь? И позвали курочку, потому что она может тоже жить в доме, так как является домашней птицей. Некоторые дети попытались сочинить свою сказку, изменив действующих лиц.

2. Придумываем продолжение сказки:

“У одного мальчика были два солдатика: один стеклянный, другой оловянный. Мальчик любил играть обоими солдатиками, но стеклянный ему нравился больше - он был сделан из очень красивого стекла и всегда улыбался.

В полночь игрушки оживали. Оказывается, оловянный солдат был злой и завистливый, а стеклянный - добрый. Оловянный солдат часто зло смеялся над стеклянным солдатиком. Он говорил, что стеклянный солдат очень хрупкий и не может быть полезен в настоящем бою.

Однажды оловянный солдат задумал разбить стеклянного, чтобы быть единственным и любимым солдатиком мальчика…”

Попробуй объяснить, как случилось, что стеклянный солдат остался цел и невредим, а оловянный поплатился за свое коварство.

3. Придумываем счастливый конец для отрицательного героя из знакомой сказки.

Придумать сказку про трех поросят, Наф-Нафа, Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа, и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а волк добрый и доверчивый.

4. Учимся придумывать сказки по плану.

Придумай главного героя и сочини про него сказку по элементам. Для укорочения сказки можно выбрать из всех элементов только 6- 8. такие задания даю с учетом уровня способностей детей и индивидуальных особенностей.

Известный итальянский детский писатель Джанни Родари, обучая детей и взрослых сочинять сказки, выделил 20 элементов сказочных историй:

1. Предписание и запрет.

2. Нарушение.

3. Вредительство или недостаток.

4. Отъезд героя.

5. Задача.

6. Встреча с дарителем.

7. Волшебные дары.

8. Появление героя.

9. Сверхъестественные свойства противника.

10. Борьба.

11. Победа.

12. Возвращение.

13. Прибытие домой.

14. Ложный герой.

15. Трудные испытания.

16. Беда ликвидируется.

17. Узнавание героя.

18. Ложный герой изобличается.

19. Наказание противника.

20. Свадьба.

5. Составляем текст по вопросам.

Этот метод облегчает процесс творчества. Также он позволяет ребенку удерживать общую логику рассказа или сказки. В эту игру можно играть вдвоем: по очереди то один, то другой пишут ответы на вопросы.

- Кто это был?

- Как выглядел?

- Куда пошел?

- Кого встретил?

- Что ему сказали?

- Что он ответил?

- Что ему сделали?

- Какова была его реакция?

- Чем вся история закончилась?

- Вывод или мораль.

Такие задания способствуют развитию творческого воображения и интереса детей к обучению.

Для развития творческого мышления на

уроках русского языка

использую задания, позволяющие потренировать у детей процесс воображения в комплексе с мышлением.

1. Задание “Учимся составлять слова с заданной буквой”. Это задание наряду с тренировкой воображения направлена на развитие словарного запаса ребенка.

Придумай четыре слова с буквой “Г”.

2. А теперь попробуй придумать такие столбики слов, чтобы их первые буквы составляли слова: корка, яблоня, трактор, библиотека и. д. Например :

Первое слово начинается с трех букв. Каждое последующее на одну букву длиннее. Если прочитать первые буквы сверху вниз, то получится слово. Задания можно давать с учетом индивидуальных особенностей детей. Со временем задания усложняются. Учимся согласовывать слова в предложении.

3. Напиши как можно больше предложений, у которых слова начинались бы с указанных букв.

4. Измени слова так, чтобы получилось как можно больше предложений.

5. Игра “Лишнее слово”. Учит детей обобщать, развивает филологические способности, активизирует словарный запас и быстроту реакции при подборе нужного слова.

Например:

Назови лишнее слово. Объясни, почему:

щука, карась, окунь, рак;

ромашка, ландыш, сирень, колокольчик;

Саша, Маша, Коля, Лена, Егорова;

ветка, яблоко, цветок, птичка, виноград;

заяц, лось, кабан, волк, овца;

ухо, лицо, нос, рот, глаз.

(См. Приложение 1.)

Учимся подбирать слова, противоположные по значению, слова-синонимы.

6. Игра “Укрась слово”. Развивает образное мышление, воображение. Основной задачей игры является подбор к прилагательному как можно больше прилагательных-синонимов или подбор предлагаемому существительному как можно больше прилагательных.

Например:

Такие упражнения развивают филологические способности, образное мышление и воображение, активизирует словарный запас, учит детей обобщать.

Поддерживать и формировать интерес у учению мне помогают игры, элементы драматизации, использование природных задатков и творческих способностей детей. Ведь так хочется разгадать секреты и тайны природы! И в этом нам помогает веселый и нескучный

урок природоведения

1. Игра “Группировка слов”. Развивает внимание и наблюдательность, мышление.

Сколько групп ты сможешь составить из слов: стрела, пчела, крокодил, щука, коршун, жук, бабочка, яхта, воробей. Выпиши группы слов и скажи, почему ты объединил эти слова.

2. Угадай загадки. Развивает наглядно-образное мышление.

“По снегу покатите - я подрасту,
На костре согреете - я пропаду.”
(Снежный ком.)

“Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него -
И не будет ничего.”
(Одуванчик)

3. Учимся составлять сюжетный рассказ. Это задание помогает развивать творческое воображение детей, наблюдательность.

Представь, что на какое-то время ты можешь стать домашним животным. Попробуй представить, что ты превратился в собаку, попугайчика, лошадь, кошку. Что бы ты ел? Чем бы занимался днем? Кто был бы твой хозяин и как бы к тебе относился? Где бы ты спал? Какой приятный сюрприз ты хотел бы получить от хозяина? Составь рассказ от имени выбранного животного на тему “День и ночь моей жизни.”

(См. Приложение 2.)

Проводимая мною работа показала, что использование программы Симановского А.Э. в обучении младших школьников повышает уровень творческого развития и уровень общего умственного развития учащихся. Заметно возрастает так же работоспособность. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять их ход развития.

Литература

1. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. Академия развития. 1997.

2. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Избр. пед. соч.: В 3 т. Т. 1. М. 1979.