Обучение сравнению и обобщению в курсе географии 8-го класса

Разделы: География


Модульное или блочное структурирование учебного материала является одним из самых эффективных методов в обучении географии в гимназии.

Учебный материал курса географии в 8 классе скомпонован очень удачно, состоит из трех разделов. При этом тему 3 “Крупные природные районы” можно структурировать в 2 блока:

  • Равнины России (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Средне-Сибирское плоскогорье)
  • Горы России (Кавказ, Уральские, Верхоянские и др.)

В учебнике весь этот материал составляет 13 параграфов (Раковская Э.М. и Баринова И.И.)

Изучение материала начинается на уроке. Весь материал отбирается и обобщается в таблицу.

Вопросы Восточ-
но-Евро-
пей-
ская
рав-
нина
Западно-
Сибирская
равнина
Средне-
Сибир-
ское плоско-
горье
Прикас-
пийская
низмен-
ность
Цент-
раль-
но-Яку-
тская
рав-
нина
1. Гео-
граф.
поло-
жение
1. На за-
па-
де ев-
ропе-
йской
части

2. От Бе-
лого
моря
до Кас-
пий-
ского

3. С се-
вера
на
юг –
2500 км

1. В Азиат-
ской части
от Урала
до Енисея

2. Карско-
го моря
до Алтай-
ских
гор

3. 2000 км

1. Между
Енисеем и
Леной

2. От мо-
ря Лап-
тевых
до гор
Юж-
ной
Сибири

3. 2000 км

На юго-
востоке
Евро-
пейской
части
В сред-
нем
тече-
нии
реки
Лены
2. Текто-
ническое
строение
Докемб-
рийская
плат-
форма

Щиты:
Бал-
тий-
ский,
Украин-
ский

Плита
палео-
зойской
эры
Докемб-
рийская
Сибир-
ская
плат-
форма

Щиты:
Анабар-
ский,
Алдан-
ский

Прогиб
плат-
формы
Прогиб
плат-
формы
3. Рельеф Холмисто-
воз-вы-
шенная
равнина.
Гряды:
Смолен-
ско-Клин-
ская, Вал-
дайская
возвы-
шенность,
Средне-
русская
возвы-
шенность,
Окско-
Донская
равнина:
следы
оледене-
ния до
200-300 м
Плоская
равнина.
Сибир-
ские
увалы.
До 200 м
и выше
Плоско-
гор.
выс. до
500 м
и выше.
Плато
Путо-
рана
Высота -
28 м.
Плоская
равнина
До 100 м.
Холмис-
то-пло-
ская,
аласы
4. Полезн.
ископ.
Каменный
уголь –
Печор-
ский,
бурый –
Подмос-
ковный,
железные
руды –
КМА,
нефть –
Поволжье,
бассейн
Печоры,
газ – Ста-
врополь,
соли –
Эльтон,
Баскунчак
Нефть и
природ-
ный газ.
Среднее
течение
Оби, полу-
остров
Ямал
Камен-
ный
уголь –
Ленский,
Тунгус-
ский.
Нефть –
Верхне-
ленское.
Алмазы
– Мирный.
Медные
руды –
Норильск
Природ-
ный газ –
Астра-
ханское
Нефть,
природ-
ный газ,
камен-
ный
уголь –
бассейн
реки
Вилюя
5. Кли-
мат
Умерен-
ноконти-
ненталь-
ный. Я:
-6*-8*;
И:+10*,
+22*-
24*; О:
600-800 мм
Конти-
ненталь-
ный. Я:

-30*-40*.;
И: +20*
-22*.
400 мм

Резкокон-
тиненталь-
ный –40*
-45*; И:
+6* +22*,
200-300 мм
Умерен.
-конти-
ненталь-
ный - 8* -
10*; И:
25* +30*,
100-200 мм
Резко-
конти-
нент.
–40* –
45*;
И: +19*
до 200
мм
6. Внут-
ренние
реки,
озера
р. Волга,
р. Дон,
р. Печора.
Озера –
Ладож-
ское,
Онеж-
ское,
Чудское,
Ильмень
Обь с Ир-
тышом.
Чаны –
болота
Енисей,
Лена
Волга,
Ахтуба
Лена,
Вилюй,
Алдан
7. При-
род-
ные
зоны

 

 

 

Поро-
ды
дерев.

Тундра,
тайга,
смешан-
ные
леса,
лесо-
степь,
полу-
пустыни
и пусты-
ни

 

Сосна,
ель,
береза,
дуб,
липа

Тундра,
тайга,
мелко-
листвен-
ные леса,
лесостепи
и степи

Сосна,
ель,
пихта,
кедр,
береза

Тундра,
тайга

 

 

 

 

Листвен-
ница,
сосна,
кедр,
береза

Полу-
пусты-
ни и
пус-
тыни

 

 

 

Полынь,
колюч.
кустар-
ники

Тайга

 

 

 

 

 

Лист-
вен-
ница,
ель,
сосна,
береза

  После заполнения таблицы успешно проводят сравнения по всем вопросам, устанавливают черты сходства и отличия.

При изучении тем “Кавказ”, “Урал”, “Горы северо-востока Сибири” тоже составляется аналогичная таблица.

Сравнение гор России

Вопросы

Кавказ

Уральские

Горы
Черского

Верхоян-
ские

1. Геогра-
фическое
положе-
ние
Между
Черным
и Кас-
пийским
морями
Между
Восточ-
но-Евро-
пейской
и
Западно
-Сибир-
ской равни-
нами
На севе-
ро-во-
стоке
Сиби-
ри к
востоку
от
Лены
На северо-
востоке
Сибири к
востоку
от Лены
2. Напра-
вление
горных
хребтов
С северо-
запада
на юго-
восток
С севера
на юг
С севе-
ро-за-
пада
на
юго-
восток
север-юг и
юго-восток
3. Протя-
женность
1500 км и
более
2000 км
и более
2000 км 2000 км
4. Преоб-
ладающие
высоты
3000-4000 500-1000 2200-
2500
2000-2200
5. Высшая
точка
Эльбрус –
5642 м
Народ-
ная
– 1895 м
Победа
– 3147
Мус-хая –
2959 м
6. Возраст Альпийская
складчатость,
кайнозойская
эра
Герцин-
ская
склад-
чатость,
палео-
зойская
эра
Мезо-
зой-
ская
склад-
чатость
Мезозой-
ская склад-
чатость
7. Геоло-
гическое
строение
Песчаники,
глинистые
сланцы,
граниты,
известняк
Сланцы,
кварци-
ты,
мрамор,
извест-
няк
Песча-
ники,
сланцы,
граниты
Песчаники,
глинистые
сланцы, гра-
ниты
8. Поле-
зные иско-
паемые
Руды: поли-
метал-
лические
Желез-
ные,
медные,
алюми-
ниев
Полиме-
талли-
ческие,
оло-
вянные,
вольф-
рам
Золото,
сурьма
9. Климат Умеренно-
континент.
и высокого-
рный

Я: -4* - 5*
(Предкав-
казье), +2*
+6* (Черно-
морское побе-
режье); И:
+23* +25 *
(равнины),
на вершинах
0* +10*

Конти-
нен-
таль-
ный

 

Я: -20* -
16*
(юг); И:
+6*
+8*
(до 22*
на юге);
О: Пол.
Урал-
1000мм.

Южн.У-
400мм

Резко-кон-
ти-нен-
тальный

Я: -40* -
50*; И:
+14*; О: в котлови-
нах 200-
300 мм. Выше:
700-
800 мм

Резко-кон-
тинен-
тальный

 

Я: -40* -50*;
И: +14*

О: в котло-
винах 200-
300 мм.
Выше: 700-
800 мм

10. Высот-
ная пояс-
ность
1. Широ-
кол. леса
(Дуб)

2. Смеш.
леса

3. Хвойные
леса

4. Субальп.
и альп.
луга

Южный У:

1. Лесо-
степи
и степи

2. Хвой-
ные
леса

3. Редко-
лесья

4. Горная
тундра

1. Лист-
веннич-
ная

2. Ред-
колесья

3. Гор-
ная

1. Тайга

2. Кустар-
ники

3.Тундра

Составленная таблица открывает широкие возможности для формирования и прочного овладения умениями сравнивать различные географические объекты.

Приведем некоторые вопросы:

  1. Сравните горы по географическому положению. Сделайте обобщение.
  2. Проследив направления хребтов, сделайте заключение.
  3. Какие из гор России более протяженные? Сравните их по высоте.
  4. Сравните горы России по происхождению, возрасту.
  5. Расскажите о климате Кавказа, Урала, гор Северо-востока.
  6. Сравните высотные пояса гор России. Где наиболее полно они представлены? По учебнику установите верхнюю границу леса в этих горах. Почему отсутствуют альпийские луга на востоке?

Что дает такое крупноблочное построение учебного материала?

  1. За счет крупноблочного структурирования материала достигается экономия времени.
  2. Получается наглядный и объемный материал для организации работы ученика.
  3. Можно организовать самостоятельную продуктивную деятельность, в результате которой ученик создает определенный образовательный продукт.
  4. Ученик прочно овладевает такими умениями, как сравнение, обобщение, и через эти умения достигается умственное развитие.
  5. Ученик учится использовать различные источники знаний одновременно (учебник, карты, справочники и т.д.).
  6. Обеспечивается повышенный уровень обучения географии.

Первые вопросы: географическое положение равнин, тектоническое строение, рельеф – заполняются на уроке совместно с учителем. Ученики работают по физической, тектонической, климатической, картам и карте природных зон. При этом быстро обучаются работе по специальным картам, учатся приему наложения карт, усваивают различные способы изображения на картах.

Кроме того, самостоятельно работают одновременно с материалом трех и более параграфов по каждому вопросу, тем самым на деле эффективно прорабатывают большой объем материала, осваивают рациональные приемы работы.

Для изучения Прикаспийской низменности, гор Северо-востока, Центрально-Якутской равнины ученики неизменно выходят за рамки учебника, приходится искать описания в справочниках, учебнике “География Якутии”.

За 2 урока заполняется основная часть таблицы, недостающую часть заполняют дома. Поскольку на уроке все ученики научились заполнять таблицу, то домашняя работа трудностей не предоставляет, все с удовольствием работают.

Следующий этап работы – проведение сравнения этих объектов по всем вопросам. Анализ таблицы и сравнение тоже не представляют больших трудностей, так как наглядный материал имеется у каждого.