Урок этической грамматики "Сайдыы"по теме: "Я не ты, ты не я, ну а вместе мы – друзья"

Разделы: Начальная школа


Цель

1. Развивать умение жить в коллективе.
2. Показать значимость товарищества и дружбы в жизни.
3. Вывести главные принципы дружбы.

Оборудование:

  1. Разноцветные сердечки.
  2. Рисунки «Феи».
  3. Волшебный сундучок.

Ход урока:

1. Этический заряд

Улыбнитесь, подарите миру свои добрые, чистые улыбки. В классе стало светлее, радостнее и теплее, правда? Дружно скажем друг другу «Здравствуйте!» Здравствуйте! Я очень рада видеть вас. Садитесь, пожалуйста. А что каждый подразумевает, когда говорит «Здравствуйте!»

Высказывания детей.

Учитель:

Я вижу тебя, человек, ты мне приятен. Знай, что я уважаю тебя и хочу, чтобы ты ко мне относился доброжелательно. Я дарю тебе свою улыбку, а вместе с ней частичку своего сердца, своей доброты и желаю тебе самого главного: здоровья, счастья, благополучия, мира.

Тема нашего урока (учитель подходит к доске и открывает запись):

«Я не ты, ты не я, но а вместе мы – …..» (последнее слово хором дочитывают дети).

Согласны ли вы с этим высказыванием? А кого называют другом?

Друг – это человек, которому доверяют секреты, который поможет, когда нужно.

В XII веке князь набирал дружину, когда нападали враги, и каждый член дружины назывался другом. Какими чертами характера должен обладать друг? (Надежный, верный, преданный, умеющий защитить в бою.) А сейчас что значит дружить?

(У детей листочки с текстом, который надо дописать).

Я дружу с ……………..,

Потому что ……………..

С позволения зачитываются ответы 3-4 учащихся.

А кто может вспомнить пословицы о дружбе? Учитель останавливается на пословице «Дружба дана на добрые дела».

Кто может собственными примерами подтвердить это?

(Высказывания детей)

Прослушали ответы разных ребят. Каждый по-своему прав, хоть все они и разные.

А в том, что все мы разные, нас убедят наши рисунки. (К уроку учитель попросил детей нарисовать сказочный персонаж, например, Фею)

(Дети прикрепляют рисунки на доску)

Понравились вам рисунки? Одинаковы ли Феи? А что у них общего? Так почему же они, Феи добра, добрые волшебницы, разные?

Каждый представлял ее по-своему. Их рисовали разные ребята. У каждого свое «Я». Каждый художник, рисуя иллюстрации к сказкам, воплощает их по-своему.

Учитель предлагает посмотреть иллюстрации разных художников к какой-либо одной сказке, например, «Снегурочка».

На одном из уроков мы изобразили себя буквой «Я» и сложили их в волшебный сундучок. Помните? Давайте откроем его и возьмем свое «Я».

(Дети подходят к сундучку, но в недоумении глядят на учителя. Там нет их «Я». Вместо «Я» в сундучке лежит «МЫ», составленное из этих букв)

Что же случилось? Что произошло?

Высказывания ребят.

Да, очевидно, каждому «Я» было хорошо, но однако и они объединились, образовав «МЫ». Как вы думаете, стоит их снова разъединять?

Так давайте прикрепим это «МЫ» на доску. Ну а кто же это «МЫ»?

Высказывания детей.

«МЫ» – 4 А класс

Коллектив (общая жизнь, одни интересы)

Семья (каждый важен и нужен)

Друзья – все мы разные, но нам хорошо вместе.

Учитель:

Быть другом – это значит быть рядом не только в радости, но и горе. Дружба – это вера в человека, требовательность к нему, искренность в отношениях, поступках. Ты дружишь с человеком не потому, что он сделал тебе что-то хорошее, а потому, что он близок тебе, у вас общие интересы. Нам, наверное, следует определить принципы, по которым сверяется настоящая дружба.

Высказывания ребят.

Обобщение на доске.

Помни: Вежливость, доброжелательность, честность, справедливость, дружелюбие в отношениях – это взаимно. Вырабатывай в себе такие качества.

Попробуем решить проблемы, возникшие у ребят.

1. Ксюша ни за что не хочет сидеть с Мишей за одной партой.

Что чувствует Миша? Права ли Ксюша?

2. Ира и Оля, находясь в компании, часто шушукаются. Мешает ли это другим?

2. Рефлексия:

У вас на партах лежат три сердечка (красное, желтое, оранжевое). Давайте образуем большое сердце нашего класса. Если вы всегда следуете принципам дружбы - возьмите красное сердечко, если стараетесь соблюдать – оранжевое, а если редко - желтое.

Когда сердечки прикрепят, учитель подводит итог.

Например: Я очень рада, что такое прекрасное сердце бьется в груди у нас с вами.