Урок-путешествие по обучению грамоте: "Слияние согласного звука с гласным. Алфавит". 1 класс

Разделы: Начальная школа


Тема. Слияние согласного звука с гласным.

Знакомство с алфавитом.

Цели урока. Закрепить знания детей о слиянии согласного звука с гласным;

продолжить учить составлять звуковые схемы предложений;

развивать фонетический слух, речь детей, любознательность;

воспитывать интерес к учебе, стремление учиться, узнавать новое.

Оборудование. Картинки с изображением льва, школьного автобуса, школы Зверей, слоненка;

схемы предложений, предметные рисунки, карточки для обозначения звуков;

наборное полотно; магнитные буквы; листы бархатной бумаги и нитка;

учебник Горецкого В.Г. “Русская азбука”.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Дети, сегодня мы с вами отправимся в гости в город Зверей к таким же школьникам как вы. Но школа эта необыкновенная и ученики в ней тоже необычные. А гидом для нас будет их учитель – Лев.

Отгадайте на чем мы поедем в гости:
Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках.

(Автобус).

Учитель. Итак, поехали. Чтобы веселее было ехать, давайте расскажем Льву, как мы учимся в школе. (Дети составляют рассказ о школе).

Вот мы и приехали. Посмотрим на рисунок. Что вы можете рассказать о школе зверей?

(Ответы детей).

Учитель. Составте предложение, соответствующее схеме.

Дети. – Зверята любят учится.

- Им нравится школа.

- Учит их лев.

Учитель. Что такое предложение? Из чего состоит предложение? Сколько слов может быть в предложении? (Ответы детей).

(Учитель обращает внимание детей на иллюстрации).

Лев нам дал еще одно задание: назовите предметы, изображенные на рисунке. С какого звука начинается их название? (Даны рисунки: лось, кот, лев, осёл, улитка, орёл. Учащиеся называют предметы и звуки).

Учитель.Чем отличается произношение одних звуков от других? (Ответы детей).

Дети.

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестренку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.

Дети.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Артикуляционная гимнастика.

Учитель и дети.

С-с-с – змеиный слышен свист,
Ш-ш-ш – шуршит опавший лист,
Ж-ж-ж – шмели в лесу жужжат,
Р-р-р – моторы тарахтят.

Учитель. А что такое слог?

Дети.

Дружат гласная с согласной
Образуя вместе слог.
“Ло” и “си”, а вмести “лоси”
К нам явились на урок.

Учитель. Следующее задание учителя Льва : по предметным картинкам составить схемы к словам.

(Учитель выставляет на доске картинки с изображением лосей, кота, льва. Один ученик работает у доски, остальные - за партой.) Анализируется слово “лоси”.

Ученик. “Лоси”. В слове два слога. Слог “ло” - в нем два звука, которые образуют слияние согласного [л] с гласным [о] и т. д.

(Выставляется на наборном полотне две карточки с изображением слияния).

Ученик. – Кот. В слове один слог; в нем три звука. Два первых звука согласный [к] и гласный [о ], слились и образовали слияние. Третий звук [т ] – согласный, находится за пределами слияния.

(Выставляет на наборном полотне одну карточку с изображением слияния и одну с изображением согласного звука)

Третий ученик аналогично проводит работу со словом “лев”.

Учитель. – Сравните схемы. Что заметили?

Дети. – Схемы к словам “лев” и “кот” одинаковы.

Учитель. – Какой вывод можно из этого сделать?

Дети. – Одна и та же схема может относиться к разным словам.

Учитель. – Кто сможет написать эти слова?

(На доске записывают дети слова кот и лев печатными буквами).

Упражнения на дыхание.

Учитель. – Автобус сломался, спустило колесо. Давайте его накачаем.

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую камеру. На счет “раз” - “два” -  сделать глубокий вдох через рот; “три” - “четыре” - усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающуюся камеру. Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

III. Изучение нового материала.

Учитель. – Для того, чтобы написать слово, используют буквы. Сегодня мы и узнаем: какие есть буквы, что это такое, где они “живут”.

Пусть отгадают первоклассники:

Чудесные! Прекрасные!
Гласные! Согласные!
Разные такие!
Без них нельзя
Постичь науки!
Вы догадались?
Это …

Дети. – Звуки.

Учитель. Да, это звуки.

Но мы не можем их увидеть!
Их можно лишь услышать!
Звуки – невидимки!
Таинственные гости!
Их можно лишь услышать!
Произнести их просим.

Произнесите звуки, которые вам нравятся.

(Дети называют звуки).

Учитель. – А как же хочется увидеть эти звуки. Для этого нужно построить для них домики. У людей есть квартиры, у зверей норки, в которых они живут. Должны где-то жить и звуки. Квартиры у них особенные, их строят карандашом, ручкой, фломастерами, мелом, красками, чем угодно. И называют эти дома буквами.

Букв - 33. И все они “живут” в городе, который называется алфавитом или азбукой. Посмотрите внимательно в учебнике страницы 22 -23. Все эти буквы мы будем учить. Когда выучим все буквы алфавита, научимся читать любые слова. А человек, который умеет читать, может узнать много интересного и нового из книг.

IV. Закрепление изученного.

Учитель. – Ребята, Слоненок в Лесной школе шалил на перемене и рассыпал рисунки и звуковые схемы. Все они перепутались, и теперь он не может понять, какому слову какая соответствует схема.. (У детей на партах лежит рисунок и несколько схем).

- Помогите Слоненку . Найдите необходимые схемы. (Учитель проверяет соответствие схемы и рисунка).

- А теперь на листике напишите букву, с которой начинается слово, изображенное у вас на рисунке. Если кто-то знает все буквы и умеет их писать, то напишите это слово.

Физкультминутка.

Поросенок Пятачок
Отлежал себе бочок.
Встал на ножки,
Потянулся,
А потом присел, нагнулся
И немножко поскакал,
И на месте пошагал,
А потом опять прилег.
Но уже на левый бок.

(Сидя, повернуть вправо, влево, руки на поясе . Встать, руки вверх и потянуться. Присесть, встать, сделать наклон вперед, выпрямиться. Руки на поясе, прыжки на двух ногах на месте. Руки вниз, шаг на месте).

Учитель. – А сейчас, ребята, Буквы вам расскажут о себе, а вы поможете им построить домики и расставить их по порядку на магнитной доске. Будьте внимательны!

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы.
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С нами подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж-
Прикатили на еже.

-У кого на парте буквы, которые я назвала, расставьте их на магнитной доске в том же порядке.

(Учитель готовит буквы для детей с учетом их готовности к школе. Дети выходят к доске и выставляют буквы, о которых только что услышали, по порядку.)

Учитель. – З, И, Й, К, Л, М. Н, О –

Дружно вылезли в окно.

(Дети выходят и выставляют буквы).

- П, Р, С, Т, У, Ф, Х –
Оседлали петуха.

(Дети выходят и выставляют буквы).

- Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я-
Все теперь мои друзья.

(Дети выходят и выставляют буквы).

-Ъ, Ы, Ь.
Три сестренки опоздали
Заигрались в прятки,
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.

- Где нужно поставить эти буквы? (Дети выставляют буквы, сравнивая свою работу с алфавитом, который дан в книге).

- Познакомьтесь с ними, дети,-
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.

V. Итог урока.

Учитель. – Пора прощаться с лесом и его гостеприимными хозяевами. Понравилось вам в гостях в Лесной школе? А на память зверятам давайте сделаем подарки. На бархатной бумаге нитью выложим первую букву алфавита. А возвращаясь домой, давайте вспомним: где же мы с вами сегодня побывали?

Дети. – Мы были в городе Зверей, в Лесной школе.

Учитель. – А что мы там делали?

Дети. – Составляли предложения.

- Составляли звуковые схемы.

- Помогли Слоненку подобрать нужную схему.

- Составляли алфавит.

- Подарили буквы зверятам.

Учитель. – Молодцы, ребята. Я думаю, что эта встреча понравилась и вам, и зверятам.

Литература:

Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа,1994.

Кудыкина Н.В. Дидактические и занимательные задания для 1 класса. – К.: Радянська школа.,1989.

Парамонова Л.Г. Русский язык. Правила в стихах. СПб. : Дельта,1999.

Новоторцева Н.В. Учимся писать . Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 1998.