Рекомендации по применению тестов креативности в образовательном мониторинге

Разделы: Школьная психологическая служба


Проблема творческой одаренности становится все более и более актуальной в современном обществе. За последние 2-3 года поток информации, посвященной различным вопросам психологии творчества, вырос в несколько раз. Но, несмотря на значительную популяризацию, многие аспекты проблемы остаются неразрешенными. Одним из главных вопросов психологии творчества является диагностика креативности и творческих способностей. Причина этого состоит в противоречии между сущностью тестов и сущностью творчества. Тест – это стандартизованная процедура обследования по заданному набору параметров. А сущностью творчества является выход за рамки заданного и известного. Тест креативности – это стандарт измерения нестандартности. Данные неустранимые противоречия заложены в самой идее теста творчества.

Целью нашей статьи является ознакомление широкого круга практических психологов с опытом многолетней работы по выявлению творчески одаренных детей в условиях общеобразовательной школы.

Все тесты по определению креативности объединены одним общим недостатком, вернее сам метод оценивания креативности довольно несовершенен – ответы испытуемого оцениваются по критерию частоты встречаемости ответа в выборке. Таким образом, оценка очень зависит от характеристик той выборки, с которой проводится диагностика. Ответы на один и тот же стимульный материал будут существенно отличаться у инженеров и продавцов; у учеников пятого класса и выпускников школы; у жителей города и сельских районов и т.д. Мало того, ответы представителей одной группы будут различны в зависимости от настроения и физиологического состояния; от времени года (к примеру, если проводить тест на дорисовывание рисунков в декабре, когда в воздухе витает предчувствие Нового Года, большое количество людей нарисуют елки, шарики и другие атрибуты наступающего праздника, перед пасхой – яйца, летом – солнце, море и чаек и т.д.); от политической обстановки (например, после начала бомбежек Америкой Афганистана дети начали дорисовывать бомбы и истребители, что ранее никогда не случалось) и от влияния многих других факторов.

Таким образом, в каждом отдельном случае диагностики нужно практически полностью разрабатывать тестовые нормы и нормы оценивания каждой выборки с помощью специальных формул, что требует довольно много времени и определенных навыков. В любом случае нельзя взять тест из книжки и сразу же проводить исследование в группе – результаты будут недостоверны.

Мы разработали насколько возможно простой и универсальный способ диагностики творческих способностей, но и он далек от совершенства.

Одаренность идентифицируется с использованием многих методов на протяжении очень длинного периода развития ребенка, так как она может обнаруживаться раньше или позднее у разных детей. Используется по возможности большее количество критериев одаренности с целью, чтобы как можно большее количество людей могли быть включены в специальные программы.

Первый шаг – общее экранирование (он соответствует диагностическому минимуму М.Битяновой). На протяжении этой стадии образовательный персонал пытается отобрать всех учеников с признаками одаренности. В процессе экранирования используется большое количество методов. Традиционно, это информация, полученная при тестировании способностей, и рекомендации учителей. После общего экранирования проводиться детальное и индивидуальное исследование каждого ребенка – не с целью подтверждения или опровержения одаренности, а для определения уникального дара, которым владеет ученик, его потенциала, и его потребностей.

Одной из основных процедур выявления одаренных детей в школе является опрос учителей. Главная проблема, которая возникает при этой процедуре, состоит, как это ни странно звучит, в общепринятости, бытовой распространенности понятия “творческие” способности”. Широкое распространение этого термина создает иллюзию его одинакового понимания всеми. На самом деле многие учителя незнакомы с общими свойствами, поведением, которые лежат в основе одаренности.

Нами совместно с херсонскими психологами Натальей Горбенко и Мариной Ожогиной разработана максимально простая и объективная процедура экспертного опроса учителей относительно уровня креативности их воспитанников (мы сознательно избегали термина “творчество” или “способности”), которая неплохо зарекомендовала себя в практике школьной психологической службы.

Итак, при экранировании школьной параллели выбирается группа экспертов – в идеале их должно быть не меньше десяти. В ней входят классный руководитель, учителя-предметники, при возможности – руководители секций, кружков, которые хорошо знакомы с детьми. При переходе из младшей школы в среднюю экспертом выступает также первый учитель.

Эксперты получают и заполняют бланки следующего содержания:

Уважаемый Эксперт, мы просим Вас оценить Ваших учеников по уровню проявления у них такого качества личности как креативность.

Креативность определяется как общая “нестандартность”, “оригинальность” человека – его умение рождать новые, оригинальные идеи; видеть множество решений там, где остальные увидят одно или два; способность быстро находить выход из нестандартных ситуаций; развитость воображения и фантазии; некоторый “уход” от банального, типичного, от общепринятых правил. Учтите, что иногда такие творческие способности могут не совпадать с уровнем интеллекта, дисциплинированностью или успеваемостью ребенка. В некоторых случаях креативные дети с трудом адаптируются к социальным нормам и могут проявлять себя неадекватно.

Ниже Вы видите список Ваших учеников. Напротив каждой фамилии находится десятибалльная шкала для оценивания креативности (отметка в 1 балл соответствует отсутствию этого качества у ребенка, 2 – очень редкому проявлению, … 5 – среднему уровню креативности … и.т.д. Оценка 10 означает максимальное проявление качеств креативности у ученика). Вы должны поставить значок (галочку, крестик, кружок и т.п.) в том месте оценочной шкалы, которое, по Вашему мнению, соответствует уровню выраженности креативности у данного ученика. В том случае, если Вы затрудняетесь ответить или недостаточно хорошо знаете ученика, поставьте значок в графе “Затрудняюсь ответить” (R ,Q и т.п.).

Ф.И.О.
оцениваемого ученика
Шкала для оценки проявления креативности “Затрудняюсь ответить”
(поставьте отметку в этой графе, если Вы не можете оценить данного ученика)
1 Иванов И.

  1    2    3    4     5    6    7    8     9    10

2 Петров П.

  1    2    3    4     5    6    7    8     9    10

После сбора информации от учителей и воспитателей заполняется сводная таблица и рассчитывается средний балл ля каждого ученика (бланки экспертной оценки и сводной таблицы данных приведены в Приложении 1 и Приложении 2).

По результатам экспертного опроса выделяется группа учеников, получивших наиболее высокие баллы. Кроме того, любой ребенок, получивший высокую оценку (9 или 10) хотя бы у одного из экспертов, наряду с низкими баллами у других, заслуживает пристального внимания психолога.

Опросы учителей являются традиционным и наиболее удобным способом получения информации для психолога. Однако при оценивании способностей следует учитывать ряд специфических моментов.

Во-первых, личность "идеального ученика" противоположная по своим характеристикам творческой личности. Поэтому, как правило, положение одаренного ребенка во многом зависит от личности учителя: если педагог сам является оригинальным, творческим человеком, нестандартность ученика будет воспринятая положительно. Но не секрет, что не все выпускники педагогических вузов имеют способности выше средних. Если учитель не отличается высоким интеллектом, авторитарен или склонен к консерватизму – креативный ученик может быть воспринят как упрямый, несносный, или даже “тупой” ребенок.

Кроме того, преподаватели часто одобряют и выше оценивают способности детей, которые хорошо одеты, дружелюбны, и дисциплинированны. Дети яркие, но с плохой успешностью или нарушители дисциплины, могут ими пропускаться.

Поэтому, при оценивании такого свойства личности как креативность необходима диагностика, проведенная непосредственно психологом. На этапе общего экранирования творческих способностей школьников мы используем модификацию субтеста “Закончи рисунок” Батареи креативности Торренса.

Тесты креативності Торренса являются наиболее известным и широко используемым инструментом исследования творческих способностей во всем мире. Фигурный тест Э.Торренса был разработан в 1966 году. Его перевод, адаптацию и стандартизацию на отечественных выборках осуществили Н.Б.Шумакова, Э.И.Щебланова и Н.П.Щерба (1993г.). Авторская адаптация и стандартизация методики проводилась на протяжении 1998-2002 лет на выборке 600 учеников школ и лицеев города Херсона [1].

Второй субтест фигурной (невербальной) батареи обладает рядом преимуществ: небольшим объемом и простотой изготовления стимульного материала, занимает немного времени при проведении тестирования и обработке результатов, допускает индивидуальную и групповую форму диагностики. Задачи теста легкие и интересные для лиц любого возраста и вызывают положительную мотивацию тестовой ситуации.

Основные изменения, привнесенные нами в классическую методику касаются:

  • изменения процедуры тестирования – во-первых, в сторону большей экономичности (мы отказались от использования трех рисунков-стимулов, учитывая невозможность получения надежных результатов при их анализе), а во-вторых, в сторону уменьшения регламентации поведения испытуемых,
  • изменения спектра измеряемых признаков – мы отказались от ряда классических критериев (беглость, гибкость), и внесли ряд новых (уникальность, оригинальность названий и т.д. – как оригинальные, так и заимствованные из опыта работы с другими тестами креативности).

Итак, модифицированный вариант методики содержит 7 незаконченных рисунков-стимулов (бланк – в Приложении 3).

Испытуемые получают классические инструкции: “На этих рисунках незаконченные фигурки. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получатся интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайся придумать такую картинку или историю, которую другой придумать не сможет. Сделай её интересной, добавляй к ней новые идеи. Придумай интересное название для каждой картинки и напиши его внизу”.

Для младших школьников в процедуру тестирования можно ввести элементы игры. Например, вместо типичной инструкции использовать текст: "Однажды художник нарисовал самые прекрасные в мире, удивительные картины, которыми долго любовались и восхищались люди. Но злая колдунья позавидовала его успеху и однажды ночью пришла в дом художника и белой краской замазала все рисунки, оставив лишь загадочные, непонятные линии. Помогите печальному мастеру – возьмите волшебные карандаши и дорисуйте к этим линиям самые оригинальные и интересные рисунки, которые сможете придумать."

Варианты сказки могут быть любыми, главное, что такой прием даст возможность снять стресс тестовой ситуации и создать благоприятную и доброжелательную обстановку игры.

С этой же целью мы выступаем против жестких лимитов времени выполнения задач. На каждый рисунок ориентировочно отводим 2–3 минуты – таким образом, процедура тестирования занимает около 20-25 минут.

Согласно современным исследованиям креативности, (Т.В.Галкина и Л.Г.Хуснутдинова) при снятии лимита времени эффективность выполнения тестов креативности повышается у большинства испытуемых (причем влияние отсутствия ограничения времени на высококреативных детей значительно больше). Оригинальные ответы проявляются не на первых стадиях решения креативных задач, а спустя некоторое время: нужно преодолеть “инерцию репродуктивности”.

С другой стороны, стимуляция креативности с помощью инструкции и установки на оригинальный ответ, наоборот, в большей мере влияет на продуктивность низкокреативных детей. Если инструкция формулируется в образных и красочных выражениях, стимулирует испытуемого на достижение уникальных, оригинальных результатов, включает в себя рассуждения на тему творчества и т.д. – она оказывает существенное влияние на результаты тестирования. Однако показатели высококреативных испытуемых меняются незначительно, тогда как продуктивность низкокреативных – значительно возрастает [2]. Следовательно, внешняя стимуляция креативности через инструкцию оказывает существенное влияние на низкокреативных испытуемых, но не влияет на высококреативных.

Поэтому практический психолог сам может изменять условия проведения тестирования в зависимости от поставленной задачи. Так, если целью диагностики является выявление высококреативных детей, целесообразно будет увеличить время тестирования и, хоть это и звучит довольно парадоксально, не акцентировать внимание детей на необходимости давать именно оригинальные, нестандартные ответы.

При обработке результатов тестирования нами используются следующие показатели.

1) Индекс оригинальности – сумма индексов оригинальности отдельных ответов, отнесенная к общему количеству предоставленных ответов (индекс оригинальности отдельного ответа – обратная величина распространенности ответов в выборке). Мы, вслед за А.Н.Ворониным, использовали систему оценивания оригинальности отдельных категорий ответов в интервале от 0 до 1 [2]. Нами разработан атлас оригинальностей различных типов рисунков, основанный на результатах работы со школьниками средних и старших классов [1]. Мы не приводим его в данном материале, поскольку на собственном опыте неоднократно убедились в неблагодарности такого занятия – в любом случае не получается использовать подобные данные, разработанные и опубликованные другими авторами – приходится “адаптировать” их к своей выборке.

2) Индекс уникальности ответов – равняется отношению количества уникальных ответов (тех, которые получили наивысший балл за оригинальность) к общему количеству ответов.

3) Индекс типичности ответов – равняется отношению количества стандартных, банальных ответов к общему количеству ответов.

4) Индекс пластичности – разность между индексами уникальности и типичности ответов.

5) Индекс разработанности – среднее арифметическое показателей разработанности каждого рисунка. При оценке сложности и разработанности каждого рисунка баллы прибавляются за каждую значащую деталь (идею), которая дополняет исходную стимульну фигуру [3].

6) Оригинальность в названии рисунка – среднее арифметическое от суммы баллов, полученных за каждый рисунок. Баллы за название рисунка начисляются по следующей схеме: 0 б. – название не дано, 1 б. – название, которое состоит из одного слова, 2 б. – словосочетание, несколько слов, которые отображают то, что изображено на картинке, 3 б. – образное название, которое выражает большее, чем показано на картинке, то есть скрытое содержание.

Этот тестовый критерий творческих способностей мы встретили в тесте дивергентного мышления, который входит в состав разработанных Е.Туник Модифицированных креативних тестов Вильямса [4]. При общем критическом отношении к методике, именно этот показатель и его интерпретация показались нам очень удачными и были заимствованы для использования в подобных рисуночных тестах.

Вообще тест "Закончи рисунок" предназначен для диагностики невербальной креативности, поэтому в классическом варианте названия рисунков, выдуманные испытуемыми, исключались из дальнейшего анализа и использовались только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка. Но часто дети дают своим рисункам чрезвычайно яркие, оригинальные названия, которые придают более глубокое содержание банальному использованию тестового стимула. Так вот, показатель "Оригинальность в названии рисунка" дает возможность учитывать именно такие черты креативности и значительно расширяет возможности методики относительно обнаружения разных проявлений творческой одаренности.

Таким образом, нами была получена модификация известной методики, которая учитывала результаты современных исследований психодиагностики креативности, с большим спектром показателей для интерпретации, более гибкой и тонкой системой оценивания, более приспособленная к проведению групповых исследований творческого мышления и адаптированная к специфике выборки.

А так как при исследовании целого класса разные дети работают с разной скоростью, рекомендуем психологу заранее приготовить дополнительное задание (желательно также из группы тестов на творческое мышление) для испытуемых, которые первыми выполнят тестовые упражнения. Такой прием будет полезным по двум причинам:

  • во-первых, так как при групповом тестировании нет возможности фиксировать время выполнения задачи каждым учеником в отдельности, наличие дополнительных упражнений будет своеобразным маркером протоколов тех детей, которые быстрее справилось с задачей (это может оказаться полезным при оценке и сравнении протоколов, в особенности при интерпретации разработанности и сложности рисунков),
  • во-вторых, таким образом “быстрейшие” дети будут заняты остаток времени, отведенного на тестирование, это предотвратит их скуку и влияние на работу тех, кто еще не нарисовал свои картинки.

Мы используем в качестве дополнительного упражнение на составление фраз (к сожалению, автор нам не известен):

Придумайте как можно больше фраз, в которых слова начинаются с букв: Б...,У..., Л..., Б...

Например: Бабушка ушла ловить бабочек...

При интерпретации результатов мы оцениваем общее количество правильно составленных фраз и разнообразие предложений.

Смысловые и количественные характеристики используемых нами критериев креативности представлены в таблице (описательные статистики получены на выборке студентов, поэтому для школьного психолога могут служить лишь приблизительным ориентиром):

Таблица 1.

Содержание критериев креативности и нормативные данные в выборке студентов

Название критерия Значение Количественная характеристика в выборке
Индекс оригинальности

(непохожесть ответов испытуемого на ответы других испытуемых – статистическая редкость ответов).
Минимальное значение – 0.
Максимальное значение – 1

Способность к выдвижению идей, которые отличаются от очевидных, банальных или твердо установленных (предусматривает способность избегать очевидных и тривиальных ответов). Те, кто получают высокие баллы, обычно характеризуются интеллектуальной активностью и неконформностью.

Чрезвычайно высокая оригинальность может встречаться при некоторых психических и невротических разладах (Щумакова, Щебланова)

min = 0,1,

max = 0,99,

M = 0,435,

= 0,21,

e = 0,015

Уникальность – определяется количеством ответов, оригинальность которых высочайшая (равняется 1).
Минимальное значение – 0.
Максимальное значение – 1
Высочайшая мера отклонения от стереотипа. Демонстрирует, насколько действительно новое может создавать человек min = 0,

max = 0,86,

M = 0,222,

= 0,198,

e = 0,014

Типичность – определяется количеством банальных ответов, оригинальность которых равняется 0.

Минимальное значение – 0. Максимальное значение – 1

Высокий уровень типичности характеризует человека как действующего по стереотипу, постоянного в своих умственных установках min = 0,

max = 0,86,

M = 0,443,

= 0,233,

e = 0,017

Пластичность – Минимальное значение – (-1).
Максимальное значение – 1
Этот показатель уравновешивает два предшествующих, показывая отношения между уникальностью и типичностью мышления. Если его количественное значение больше 0 – в ответах испытуемого преобладает воображение, если меньше 0 – стандартное мышление min=(-0,86),

max = 0,86,

M= (-0,221),

= 0,397,

e = 0,029

Разработанность – понимается как тщательность разработки, количество дополнений к общему рисунку и т.д.
Минимальное значение – 0
Максимальное значение – неограниченное
Способность совершенствовать объект, прибавляя детали. Высокие значения характерны для лиц с высокой успешностью обучения; низкие – для отстающих, недисциплинированных и небрежных учеников (Шумакова). Разработанность ответов отображает, видимо, другой тип производительности творческого мышления и может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как она проявляются.

В проведенном нами исследовании социально-психологической адаптированности студентов показатель разработанности коррелирует с психическим благополучием личности

min = 1,3,

max = 12,2,

M = 5,31,

= 2,2,

e = 0,16

Оригинальность в названии картинки.

Минимальное значение – 0
Максимальное значение – 3

Способность к словарному синтезу, богатство словарного запаса и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках min = 0,

max = 3,

M = 1,53,

= 0,62,

e = 0,046

Количество и качество составленных фраз Беглость мысли, генерирование большого количества идей. Разнообразие типов идей. Словарный запас и уровень вербальных проявлений творческий способностей min = 0,

max = 17,

M = 4,11,

= 2,93,

e = 0,23

(mіn – минимальное значение показателя в выборке, max – максимальное значение показателя в выборке, M – среднее значение показателя, – стандартное отклонение, e – стандартная ошибка.

Таким образом, использование двух небольших, экономичных тестов, дает нам информацию не только об уровне невербальной креативности учеников (показатели оригинальности, уникальности, стандартности и пластичности), но и вербальных творческих способностей (показатель оригинальности названий и эффективность составления фраз).

В любом случае основными принципами психодиагностики творческой одаренности являются [5]: комплексность – использование разных источников субъективной и объективной информации; системность – анализ показателей во всей сложности и неразрывности их взаимосвязей; учет возрастных особенностей; выявление не только реальных способностей и достижений, но и потенциальных и скрытых возможностей детей; использование количественного и качественного анализа данных; динамический (лонгитюдный) подход – обеспечение длительных (или повторных) обследований и преемственности их показателей.

Литература.

1. Вельдбрехт Е.Е.Диагностика творческих способностей. – Херсон, Видавництво ХДПУ, 2002. – 104 с.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб: Питер Ком, 1999. – 368 с.

3. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. / Пер. с англ. под ред. Е.И.Щебланова. – М.: ИНТОР, 1995, – 48 с.

4. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. – СПб: Речь, 2003. – 98 с.

5. Щебланова Е.Н. Зачем определять одаренность школьников? // Одаренный ребенок. – 2002. – № 2. – С. 32 – 46.