Урок истории "Великий Шелковый путь – путь народов, культур и товаров"

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи:

  • Сформировать знания учащихся в соответствии с требованиями программы, актуализировав содержание данной темы.
  • Повторить и расширить представление о Великом Шелковом пути (далее ВШп), рассмотрев его историческое значение для развития человечества.
  • Уделить внимание синхронизации исторических фактов, географическому положению ВШп.
  • Оценить значение Казахстанского участка. Выявить степень экономических связей между странами посредством трасс ВШп.
  • Продолжить формирование навыков работы с исторической картой, умению выделять главное, делать выводы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию. Развивать память, речь, наблюдательность.
  • Содействовать формированию эстетического вкуса.

Методы и методические темы: рассказ, беседа, импровизация, работа с историческими источниками; “говорящая карта”: подготовка учащимися сообщений и выступлений с ними.
Действующие лица:

“Говорящая карта; летописец, краевед,
Хан (страна, монарх, управлять),
Разведчики (секрет, разведка, узнать).
Купцы (товар, рынок, продавать),
Путешественник (наблюдатель, страны, описывать)
Дипломаты (переговоры, мир, вести).
Мусульманин (Коран, мечеть, просвещать).
Собиратель бумаги (очки, иероглифы, сжигать).
Воин (караван, оружие, охранять),
Врач (лекарства, болезнь, лечить),
Ход урока:

Учитель, исполняющий роль руководителя каравана, рассказывает о целях урока и его содержании. Здравствуйте, мои дорогие путешественники. Не удивляйтесь, что я вас так называю. Сегодня нам предстоит провести необычный урок.
Любите ли путешествовать? Почему? ….(Беседа)
Еще 700 лет назад шейх Саади из Шираза писал:
“Путешествуя, радуешь сердце, извлекаешь выгоды, видишь разные диковины, слышишь о чудесах, осматриваешь города, беседуешь с друзьями, расширяешь образование и познания, умножаешь богатство и состояние, знакомишься с людьми и испытываешь судьбу”.
Передвигаться мы будем караванным путём.
Учащиеся нашего класса –это люди из каравана:
 
“Говорящая карта”
(Приложение 1) будет помогать нам двигаться в нужном направлении, летописец – подробно описывать наш путь, ученый-исследователь поможет нам получить достоверную информацию, краевед подготовит историческую справку.
Ваши тетради это путевые дневники. А теперь в путь!
 
Карта:
Капитан! Кажется, нас ждут неприятности: мы не определили маршрут.
 
Учитель:
Сообщение принято!
На моем столе лежат деревянные таблички. Из какой они страны? (Из Китая т.к. на них изображены иероглифы).
 
Расшифруем это интересное сообщение (Приложение 2) (Беседа)
Учитель:
Историю средней Азии, самую раннюю, ученные изучают по китайским источникам.
Когда умирал Китайский император, историки подробно описывали события, произошедшие в годы его правления.
Для этого в Китае был специальный аппарат:
“Орхидеева палата” - хранилище документов.
“Полярное созвездие – канцлер по цензорату.
Чтобы определить свою профессию или занятие, нужно прочесть 2 существительных, 1 глагол, которые записаны на карточках перед вами.
Итак, в нашем караване появились купцы, дипломаты, врачи, христианин, разведчики и.т.д.
Работа по карте: уточнение маршрута из Чань-Аня в Византию через Казахстан. Почему?
Краевед зачитывает документ. (Приложение 3) (Беседа по содержанию документа)
Учитель:
Таким образом, Казахстанский участок был более безопасным.
 
Карта:
Я прошу летописца отмечать по карте города, которые мы будем посещать.
 
Учитель:
Эту территорию населяли: саки, сагдитцы, тюрки, персы, византийцы, китайцы и др.
Одно государство сменяло другое, ведь ВШп существовал очень долго. (Приложение 4 “Лента времени”)
Работа над понятием “Великий шелковый путь”.
Сообщение краеведа. (Приложение 5) (Работа по карте)
Канцлер рассказывает о государственной тайне Китая – производстве шелка,
Инсценировка “Шелковый путь. (Приложение 6)
Знакомство с караванщиками:
 
Купец:
Я продаю самый ценный продукт нашей земли –шелк. Наряды из него носила Царица Клеопатра.
Королевские особы Европы шьют одежду из моего шелка. Какой диковинный товар.
 
Воин:
Я охраняю караван от нападений врагов. Сколько воин происходит вблизи “Шелковой дороги”, контроль над его трассами дает большую выгоду странам: За обладание маршрутами вели борьбу византийцы с персами, арабы с китайцами, тюрки с арабами.
 
Я мусульманин
и взял в путь священную книгу “Коран” Моя задача-распространение идеи ислама, в тех краях, где они еще не известны.
 
Христианин:
Я – христианин, хочу рассказывать о своей вере в далёких землях. Со мной священная книга “Библия” хочу, чтобы люди молились Христу, строили церкви.
 
Врач:
Я врач, отправляясь в это путешествие, узнал о многих полезных травах, которые не растут в наших краях, но их можно собирать в горах и долинах Азии. Шиповник, мелисса, зверобой – вот чем я помогу людям. А на базаре надеюсь купить Женьшень.
 
Учитель:
По “ВШп” двигались и дипломаты. Только за пять лет во время правления византийского императора Юстиниана II из Византии в Тюркский каганат прибыло шесть посольств. Но основное назначение ВШп – Торговля.
 
Путешественник:
За многие столетия торгового пути купцы придумали указатели: череп верблюда предупреждал, что начинается трудный и опасный участок пути, череп человека, одетый на куст, указывал, что рядом вода: родник или колодец. (Приложение 7) История сохранила такие названия торговых маршрутов:
“Вражья дорога”, “Волчье место”, “Разбойничья тропа”, Найдены цилиндрические ямы, выложенные кирпичом, забросанные человеческими скелетами. Почему? Если это колодец, то зачем в пустыне портить воду?
Но это действительно были колодцы. Во время войны их забрасывали трупами, чтобы заморить врага жаждой. А бывало, что сама природа восставала против человека.
 
Летописец:
Документы повествуют:
“Песчаная буря бушевала сутки. Шквал песка всякий раз обрушивался на верблюдов, зарывал, засыпал их, точно проглатывал.
Ничего невозможно было различить. В ушах монотонно и грозно гудело. Нельзя было понять, то ли кричат люди, ревут верблюды, или воет ветер. “Если буря валит верблюда, то козу ищи на небе”, - говорят в народе. Буря бросала людей как щепки; На утро некоторые из них оказались мертвы”. Когда происходили такие случаи, караванщики приносили в жертву одного животного.
 
Учитель:
Несмотря на такие катаклизмы, купцы возвращались на эту артерию жизни. Один из купцов спросил: “Что Шелковый путь закрыт? Выходит конец света?!”.
 
(Беседа о значении этих слов)
.
 
В одном из документов описывается приезд русских купцов на восточный базар. Они представляются посланниками Мстислава Киевского.
 
Карта:
Путь, по которому шли русские купцы, называется “Степным”. Он соединял прикаспийские степи с Шелковым путем, “Меховой путь” – Русь с Дальним Востоком, “Лазуритовый” – Среднюю Азию со Средиземноморьем, “Нефритовый” – Восточный Туркестан с Китаем, “Буранная дорога” – так называлась трасса, проходящая через Кызылкумы.
 
Канцлер:
В XIII веке итальянский путешественник Плано Карпини прошел по одному из маршрутов ВШп и написал воспоминания. К счастью они сохранились до нашего времени и повествуют о разрушении городов Средней Азии и Казахстана монголо-татарами. Под видом купцов по этому пути двигались разведчики.
 
Разведчики:
Нас привели к хану. Его приближенные стали предлагать, как расправится с нами. Один предложил: “Запри их в темницу, корми рыбой, пои прокисшим айраном. Второй говорит: “Загони их в топи к тиграм людоедам и змеям. Третий усмехнулся: “Пусть корова им лижет пятки до смерти.
 
Четвертый:
Привяжи к срубу высохшего колодца и пусть вода размеренно капает на голову; через трое суток сойдет с ума. Тут хан поднял палец, он одобрил, но нас спасли через день. (Приложение 9)
Монахи:
Наш хан решил разбогатеть. Лучше шелка средства для этого нет. Он приказал: “Вы пойдете в чужую страну под видом монахов и принесете шелковичных червей, чего бы вам это не стоило, иначе не носить вам голов”
Мы выполнили его приказ и в своих посохах принесли шелкопряда.
 
Летописец:
Одним из крупнейших городов, находившимся на ВШп был город Отрар, который не сдастся монголо-татарам, и после 6 месяцев героической осады будет разрушен. А пока это центр культуры и торговли.
 
Хан:
Сегодня я пришел в библиотеку. Хранилище книг находилось глубоко под землёй, чтобы её не уничтожили огонь, вода, и враги. На душе тяжело, денег в казне мало. Как плохо пополняется библиотека. А здесь бесценное богатство: глиняные таблички – 90, камни с надписями – 421, лопатки животных – 623, папирусные свитки, книги римлян… Это книгохранилище - моя тайная гордость перед другими правителями.
 
Учитель:
Вот такие необычные заботы были у хана.
Он обеспокоен: Было ему тревожное видение. И действительно библиотеку уже никто не посетит, после того как её уничтожит войско Чингисхана.
 
Летописец:
Посетил ярмарку в городе Таразе.
В 568 году в город приезжал греческий посол Земарх. Посещали его дипломаты Византии, Индии, Персии. Всех интересовала торговля. Ведь Тараз называют городом купцов. Для защиты города возведены стены, вырыт ров, имеется четверо ворот. Он известен миру высокими зданиями, благоустроенными улицами, в городе был водопровод и бани.
Среди удивительных строений – мавзолей Бабаджа-Хатун.
В Таразе умели делать стекло, посуду из глины, украшения из серебра. Расцвет города приходится на X-XII века. В XIII в город был сильно разрушен монголами и каракитайцами.
 
 
Учитель проводит игру. “Откуда вещь родом?”.

Из глиняного горшка достает шахматы, мех, янтарь, нефрит, лазурит, рисунок персидского ковра, папирус, чай, бумагу, серебро, компас. Учащиеся определяют, из каких стран встретились купцы на ярмарке.
 
Летописец:
Отшумела ярмарка. Площадь осталась грязной. Как поступали тогда с бумагой? На площади появились сборщики бумаги,
 
Сборщик бумаги
(в темных очках): “Уважай бумагу, на которой письмена – говорили китайцы. После того как закончилась ярмарка, я пошел на площадь и стал внимательно всматриваться в лоскуты бумаги, собирал те, на которых были иероглифы, по поверьям они переходят в потусторонний мир, где будут служить тем, кто ушел из этой жизни.
 
Канцлер:
В нашем караване идут представители Персии и Византии. Они хотят по законам дипломатии провести переговоры в третьей стране. Не зная языка друг друга, они говорят предметами.
 
Учитель:
Как с помощью книги сказать, что вы согласны на мир или на продолжение войны? (Если война, то в книгу вкладывают нож, если мир – то передают книгу без предмета).
 
Учитель:
Торговые пути, служившие главными каналами распространения культуры и обычаев разных народов, символизируют единство Востока и Запада. Люди помогали людям, иначе трудно объяснить феномен ВШп.
 
Говорящая карта:
Посмотрите сколько трасс ВШп проходило через степные просторы. Степь требует соблюдения определенного ритуала, включает путешественника в определенный образ кочевой жизни.
 
Краевед:
Весной 921 года двигался караван из 5-ти тысяч по плато Устюрт. В один из дней на караванной тропе появился человек тощий и жалкий. Незнакомец сказал: “Стоите!” И караван остановился. Потом он сказал: “Ни один из вас не пройдет: И никто не сдвинулся с места. Наконец, он попросил хлеба и, получив лепешку смилостивился над купцами.
Один – против пяти тысяч… Возможно ли такое? Я думаю, что могущество его заключалось в том, что за ним стояла сила всей степи. Здесь сошлись два мира, мир предприимчивых купцов из развитых городов Востока и мир традиционной кочевой культуры и диалог между ними состоялся. Великая степь, раскинувшаяся от Желтого до Черного морей, не разделяла Запад и Восток, а напротив, неразрывно связывала их судьбы. (Приложение 10)
Учитель:
Шелк – валюта, равная золоту. Наемники Юстиниана брали его наравне с деньгами и драгоценными металлами.
Тысячи верблюдов на протяжении сотен лет утоптали дорогу, сцементировав песок. И местами поверхность опустилась до глубины двух метров.
 
Канцлер:
Наш караван приблизился к Византии, поблагодарим ВШп и попрощаемся. Ритуал прощения выглядел так: Караван-Баши, а за ним и все караванщики совершили омовение – ополоснули руки, прополоскали рот. Перед огромным черным дромадером, громоздившимся впереди каравана расстелили молитвенный коврик-жайнамаз. Караванщики опустились на колени вдоль дороги. Караван-Баши глухим и торжественным голосом начал читать 22-ю суру Корана, именуемую “Дорога” Она звучала как печальная песня. У людей появились слезы на глазах. Нелегко прощаться с Шелковой дорогой. Великая дорога – мать путника. В далеком пути – добрая заступница, в близком задушевная собеседница.
 
Учитель:
В свои путевые дневники вложите опорный конспект. (Приложение 11)
Подведение итогов урока: цифра 100 – у китайцев означала “всезнайка”, цифра 9 – любимая цифра китайских императоров. Пожелание историю знать на 100% и получать 4 и5 (9).
 
Говорящая карта:
Если в душе у вас проснется страстный охотник за фактами, пристальный наблюдатель, жадный исследователь, своего рода Колумб в загадочном этом пути, тогда мы продолжим это путешествие!
Благодарим вас за урок!