Развитие метапредметной компетентности через реализацию программы "Развитие исследовательской деятельности"для основной общеобразовательной школы (1–9-е классы)

Разделы: Общепедагогические технологии


“Информация – это не подчинённый сотрудник, которого надо держать в рамках.
И не сырьё, которое надо должным образом обрабатывать,
а энергия, пища для мышления, источник жизнеспособности организма”

Алан Баркер

В ранних статьях Фёдоровой С.Ш. говорилось о программе “Развитие исследовательской деятельности” для средней полной общеобразовательной школы (1–9 классы). В данной статье мне хотелось бы представить эту программу на суд читателей. Цель публикации обсудить её плюсы и минусы. Конечно, программа создавалась долгое время авторским коллективом: Андрюхина Л.М. – проф., д.ф.н., академик АСН РФ, научный руководитель коллектива; Фёдорова С.Ш. – аспирант ИРРО Свердловской области, учитель истории; Дмитреенко Р.Я. – учитель математики. За время существования проекта к работе подключились Фоменко В.И. – учитель информатики; Шаньгина Н.Г. – библиотекарь; Алиева М.В. – учитель филологии. Коллектив авторов будет благодарен всем, кто откликнется и примет участие в обсуждении программы. Особую благодарность выражаем тем коллегам, которые опробуют программу в своей деятельности и сообщит результаты. А так же тем, кто примет участие в создании программы для 10–11 классов. В приложениях вы найдёте КТП для начальной (автор Андрюхина Л.М.) и основной (автор Фёдорова С.Ш.) школ.

“Развитие исследовательской деятельности” для средней полной общеобразовательной школы
(1–9 классы)

Вид Программы: Образовательная учебная программа для общеобразовательных школ

Характер Программы: авторская

Актуальность и востребованность Программы

Образование – это главный ресурс развития общества. Выдвинутая на мировом уровне стратегия – “образование на протяжении всей жизни человека” (взамен прежней установки “образование на всю жизнь” – меняет многие смысловые и ценностные ориентации, понимание сущности и структуры учения.

Самоопределение и саморазвитие человека осмысляются как самые эффективные жизненные стратегии. Умение учиться становится одним из главных условий успешного жизненного самоопределения.

В федеральной Концепции и Программе модернизации образования в России с развитием субъектности учащихся, их умением учиться связывается решение задачи совершенствования качества образования в целом.

Вместе с тем, в практике образования еще не произошло существенных изменений. Главная причина этого заключается в том, что поиски и открытия на этом направлении носят локальный характер и не имеют системного выражения. Предлагаемая учебная программа является вариантом системного подхода к развитию культуры учения в общем образовании.

Программа “РИД”, являясь первым шагом в разработке учебно-методического комплекта, отвечает также задаче обеспечения национально-регионального компонента Госа Свердловской области, содержательной линии “информационно-методологическая культура”. По данным областных контрольных работ (за последние пять лет) задания именно по этой содержательной линии вызывают у школьников разных ступеней обучения наибольшие затруднения.

Качество образовательного процесса в современной школе определяется во многом тем, насколько удается:

  • учителю выстроить новый характер отношений с учащимися;
  • в школе создать условия для совместной работы всех учителей;
  • на практике осуществить сотрудничество учащихся, учителей и родителей.

Для этого нужны такие образовательные программы и учебно-методические комплекты, которые могли бы быть использованы учителями в реальной ситуации современной школы (учитывая большую уплотненность учебного процесса), содействуя ее изменению и развитию, программы, которые одновременно стали бы основой самосовершенствования, развития самостоятельной деятельности учащихся, и, наконец, программы, которые могли бы использоваться родителями в домашних условиях, помогали бы им наладит конструктивный диалог со своими детьми. В структуре учебного процесса современной школы, к сожалению, часто просто не находится места и времени для того чтобы учащийся мог задуматься над тем, как он учится, целенаправленно вместе с учителем и родителями поработать над совершенствованием своих сугубо индивидуальных стратегий и тактик учения, расширить диапазон способов учебной работы, попробовать свои возможности в решении нестандартных задач, и, тем самым, обрести большую уверенность в себе.

Опыт создания таких программ, которые основаны на новых ценностных установках и педагогических технологиях, уже имеется, однако таких программ не так много. Фактически отсутствуют подобные программы (за исключением предлагаемых практикумов по отработке тех ли иных навыков учебной деятельности) по развитию культуры учения. Предлагаемая Программа как раз и восполняет существующий пробел.

Место проекта:

а) в предметах: умение получать, хранить и применять учащимися полученные знания.

б) в проектах ОУ:

  • выведение учащихся в позитивную, активную позицию;
  • умение организовывать, проводить, оформлять, защищать учениками собственные исследования.

Цели:

  • создание психолого-педагогических условий обучения учащихся разными способами в зависимости от их способностей и индивидуальных стилей обучения;
  • развитие культуры учения учащихся как основания жизненного самоопределения и саморазвития на протяжении всей жизни.

Задачи:

  • развитие ценностных установок учащихся по отношению к учению на основе предоставляемой возможности рефлексии своей учебной деятельности, открытия своих возможностей индивидуального развития, создания атмосферы взаимной поддержки и сотрудничества;
  • обогащение диапазона стратегий и тактик учения учащихся, содействие формированию и коррекции индивидуального стиля учения; развитие культуры учебной деятельности как условия успешности учения;
  • на основе технологий контекстного образования, современных интерактивных форм организации образовательного процесса развитие самоорганизации, самовыражения, самостоятельности, самореализации, самоопределения учащихся в учебной деятельности;
  • содействие развитию форм совместной деятельности учащихся, родителей, учителей.
  • диагностика индивидуальных стилей и способов обучения;
  • интеграция учащимися различных способов и стилей обучения;
  • индивидуализация образовательного процесса;
  • разработка учащимися собственных, индивидуальных проектов;
  • способствование повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.
  • развитие у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности;
  • развитие исследовательских умений.

Прогнозируемый результат:

Проект позволит:

  • индивидуализировать процесс образования, опираясь на личностные различия
  • развивать желаемые способности и таланты учащихся;
  • осваивать понятия, предметы, и дисциплины различными способами.

Образовательные продукты:

а) внешние:

б) внутренние:

  • исследовательские работы;
  • рефераты;
  • книжки;
  • макеты;
  • задачники;
  • презентации;
  • карты;
  • сценические постановки;
  • поделки и т.п.
  • организационно-деятельностные умения;
  • способы познавательной деятельности;
  • коммуникативные навыки;
  • творческие способности.

Проект способствует созданию условий для:

  • расширения пространства индивидуальных встреч;
  • выбора учеником индивидуально значимых видов деятельности;
  • развития у ученика умения осуществлять основные элементы самостоятельной индивидуальной образовательной деятельности;
  • Формирования ключевых компетенций учащихся.

Предполагаемые риски:

  • методологический негативизм и методологическая эйфория;
  • тупик в ходе научного исследования;
  • отсутствие гарантии повышенных результатов успеваемости (рост СОУ и % качества образования);
  • однобокость развития.

Концептуальные основания Программы:

Авторы программы исходят из того, что необходимо не просто оптимизировать учебный процесс, или совершенствовать навыки учения учащихся, но развивать культуру учения. “Культура учения” – это новое в педагогике понятие, введение которого становится возможным и необходимым с позиций развиваемых сегодня представлений в рамках культурно-исторической психологии и педагогики, культурологии образования, экологической и дифференциальной психологии, концепции многокультурного (поли-, интер-, меж- культурного) образования и др.

Работы академика Л.М. Андрюхиной, раскрывающие структуру культуры учения, положены в концептуальную основу Программы и являются основанием ее структурирования.

Авторский коллектив исходит из того, что задача развития исследовательской деятельности может адекватно поставлена и решаться только в рамках индивидуально-личностно ориентированной педагогики. В рамках традиционной педагогики задача “учить учиться” получает очень узкую интерпретацию, сужается также диапазон средств ее решения в силу того, что сама структура учения является калькой с процесса преподавания, обучения. Учение всецело подчинено обучению, и речь идет не о становлении собственной субъектной деятельности учащегося, а, фактически о деятельности учителя по обучению учащегося.

В традиционной педагогике:

  • задача “учить учиться” подчиняется задаче освоения предметных знаний; вопрос Что учить?, Как организовать учебный материал? – занимает первое место, а вопросы Как учить? и Как учиться? остаются на периферии педагогической практики;
  • задача “учить учиться” видится как определение набора навыков (общеучебных и частноучебных), освоение которых учащимся должно обеспечить (улучшить) процесс освоения знаний (программы, предметного содержания);
  • освоение навыков учения организуется в традиционной форме все того же предметно-информационного подхода: не ученик учится, а учитель обучает учащегося определенному набору учебных навыков. При этом сами навыки (их перечень) выводится на основе логики того или иного предмета и фактически никак не связывается с личностью и особенностями самого ученика;
  • считается (явно или неявно), что существует некая универсальная, одинаковая для всех система учебных навыков. Учитель по-прежнему не задумывается о том, насколько индивидуален процесс учения и не ставит задачи создать условия для развития субъектности ученика, его собственных, индивидуальных стратегий и тактик учения;
  • следствием такого подхода является стремление связывать учебную неуспешность ученика с отсутствием у него способностей, вместо того, чтобы задуматься о необходимости развития культуры учения.

Авторы программы, опираясь на принципы и развиваемые модели личностно-ориентированного образования, исходят из того, что:

  • “учить учиться” означает развитие не только учебных навыков и умения учиться (учебной деятельности), но развитие культуры учения (включая ценностные установки и смыслы учения, культуру учебной деятельности, формы самоопределения);
  • развитие культуры учения непосредственно соединяется с задачей развития личности, прежде всего ее структур саморазвития; Учение не есть прямая проекция обучения. Учение – “это субъектно-значимое постижение мира, наполненное для ученика личностными смыслами, ценностями, отношением, зафиксированными в его субъектном опыте. Содержание этого опыта должно быть раскрыто, максимально использовано, обогащено … в ходе образовательного процесса” (И.С.Якиманская,2000).
  • развитие исследовательской деятельности предполагает не столько передачу от учителя к учащемуся определенных знаний о том, “как учиться”, сколько организацию всей образовательной среды таким образом, чтобы она ставила учащегося в условия необходимости развития его самостоятельности и самоорганизации;
  • развитие исследовательской деятельности предполагает как изначальное условие образовательного процесса опору на изучение индивидуальных стратегий и тактик учения, на создание условий для их осознания и обогащения учащимися;
  • развитие исследовательской деятельности может осуществляться только в тесной связи (в контексте) с конкретными жизненными ситуациями, когда синтез предметного содержания, деятельностных структур личности и ее ценностного выбора становится естественной необходимостью, а не дидактически навязываемой установкой.

Структура Программы:

Программа состоит из двух частей.

Первая часть для 1–4 класса (см. Приложение 1), автором которой является академик, доктор философских наук Андрюхина Л.М., построена по линейно-концентрическому принципу. Пять основных содержательных блока программы являются сквозными с 1 по 4 классы. От ступени к ступени содержание и виды деятельности учащихся обогащаются, поднимаются на новый уровень, при этом сохраняется тематическое единство внутри каждого из блоков Программы. Тематика блоков определяется структурой культуры учения. Программа обучения состоит из пяти основных блоков, определяемых структурой исследовательской деятельности:

  • культура сотрудничества;
  • культура работы с информацией;
  • диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов как психологическое сопровождение формирования исследовательской деятельности;
  • умение как творческий процесс;
  • учение как саморазвитие.

От ступени к ступени в соответствии с изменением характера учебной деятельности, доминантных видов деятельности учащихся меняется соотношение блоков Программы. Один из блоков приобретает доминирующее значение и становится системообразующим, определяя, в целом, направленность образовательного процесса на той или ной ступени.

  Ступень образования Доминирующий блок
1. I ступень (1–4 классы) Культура сотрудничества
2. II ступень (5–9 классы) Стратегии и тактики учения
3. III ступень (10–11 классы) Учение как саморазвитие (не разработан)

Доминирующие блоки задают названия разделов Программы. Таким образом, Программа состоит из трех разделов (в соответствии со ступенями образования) и пяти сквозных концентрически воспроизводящихся блока.

Вторая часть для 5–9 классов (см. Приложение 2), автором которой является аспирант ИРРО Свердловской области, учитель истории Фёдорова С.Ш., основана на программах:

  • “Определение и отбор компетенций: теоретические и концептуальные основания (DeSeCo), 2002)”, стартовавшая в декабре 1997 года при содействии ОЭСР, проводимой Швейцарией при поддержке США и Канады;
  • Андрюхиной Л.М. “Культура учения”.

Данная программа построена по линейно-концентрическому принципу.

Три основных содержательных блока программы соответствуют трём категориям ключевых компетенций, выделенных программой DeSeCo. Каждая категория включают в себя три направления, соответствующие ключевым компетенциям и являются сквозными с 5 по 9 классы. От ступени к ступени содержание и виды деятельности учащихся обогащаются, поднимаются на новый уровень, при этом сохраняется тематическое единство внутри каждого из блоков Программы.

“Указанные три категории вместе с выделенными ниже ключевыми компетенциями отражают определения и критерии, установленные DeSeCo: они зависят от нормативной базы, в центре которой располагаются демократия и уважение прав человека. Их ценность признается поверх национальных границ, и они необходимы для разрешения сложных проблем современной жизни.

Хотя эти три конструкта связаны между собой, у каждого – своя специфика. “Автономное действие” сфокусировано на относительной самостоятельности и идентичности субъекта. “Интерактивное использование инструментов” касается взаимоотношения индивида с миром посредством физических и социокультурных инструментов (включая язык и традиционные академические дисциплины). Категория “функционировать в социально неоднородных группах” подчеркивает взаимодействие индивида с другим, отличным от него.

Автономное действие

Понятие автономного действия включает две связанные друг с другом идеи: развитие личной идентичности и осуществление относительной самостоятельности в смысле принятия решений, осуществления выбора и совершения действия в том или ином контексте. Понятие подразумевает наделение индивидов способностью к саморазвитию и самовыражению, осуществлению прав и принятию на себя ответственности в различных жизненных сферах. Осуществление автономии требует общей ориентации на будущее и понимания того, что тебя окружает, в том числе понимания того, как среда функционирует и каким образом ты в нее входишь. Автономное действие не означает действия в социальной изоляции. Напротив, оно означает, что индивиды осмысленно управляют своей жизнью, осуществляя контроль над своими жизненными условиями и условиями работы и играя активную роль в созидании своей жизни.

Следующие ключевые компетенции важны для самостоятельного действия:

  • Способность защищать и отстаивать свои права, интересы, обязанности, нужды и границы.
    Эта ключевая компетенция позволяет индивидам полагать себя в качестве субъектов, которых должны принимать в расчет, и совершать выбор в качестве граждан, членов семьи, работников, потребителей и т. д.
  • Способность формировать и реализовывать жизненные планы и личные проекты.
    Эта ключевая компетенция позволяет индивидам концептуализировать и актуализировать цели, которые они считают для себя осмысленными и которые соответствуют их ценностям.
  • Способность действовать в рамках широкой перспективы (широкого контекста).
    Эта ключевая компетенция предполагает, что индивиды понимают, как устроен широкий жизненный контекст, понимают свое место в нем, основные актуальные сюжеты, возможные последствия своих действий и принимают эти факторы в расчет в своей деятельности.

Интерактивное использование инструментов

Прилагательное “интерактивный” используется здесь не случайно. Интерактивное и эффективное использование некоторого инструмента предполагает не только знакомство с самим инструментом, но и понимание того, как этот инструмент изменяет способ взаимодействия с миром. Слово “инструмент” используется в самом широком смысле. Оно охватывает инструменты, важные для выполнения многих ежедневных и профессиональных дел в современном обществе, для информации и знаний (включая содержание традиционного школьного обучения), а также материальные предметы (такие как компьютеры и машины). Инструмент не есть лишь пассивный посредник, он “инструментален” как часть активного диалога между индивидом и окружающим его миром. В основании такого понимания лежит мысль о том, что мы соприкасаемся с миром посредством когнитивных, социальных и материальных инструментов. Наши встречи с миром решают то, как мы истолковываем мир и становимся компетентными во взаимодействии с ним, как мы имеем дело с трансформацией и изменениями и как мы решаем новые долгосрочные задачи.

Следующие ключевые компетенции важны при интерактивном использовании инструментов:

  • Способность интерактивно пользоваться языком, символами и текстом.
    Эта ключевая компетенция касается эффективного использования языка и символов в различных ситуациях для достижения своих целей, общения с другими, развития знаний и своего потенциала. Она позволяет индивидам осмыслять мир, участвовать в диалогах и, таким образом, эффективно взаимодействовать с окружающей их действительностью.
  • Способность интерактивно использовать знания и информацию.
    Эта ключевая компетенция касается эффективного использования информации и знаний. Она позволяет индивидам овладевать знаниями и информацией и использовать их для понимания возможностей, формирования мнений, принятия решений и совершения действий.
  • Способность интерактивно использовать (новые) технологии.
    Эта ключевая компетенция касается не только технических умений, требуемых при использовании той или иной технологии, например компьютера или программного обеспечения, но и осознания новых форм взаимодействия, которые становятся возможными благодаря использованию технологии. Эта компетенция позволяет индивидам адаптировать свое поведение в ежедневной жизни к этим технологическим возможностям.

Функционирование в социально неоднородных группах

В этой категории акцент ставится на взаимодействие с отличным от тебя “другим”. В материальном и психологическом выживании, самоощущении, идентичности и социализации люди всей своей жизнью зависят от своих связей с другими. Жизнь в мультикультурных обществах и соприкосновение с растущей индивидуальной и социальной дифференциацией требуют способности вступать в социально неоднородные группы и функционировать в них. Эта категория касается эффективного взаимодействия с другими индивидами, включая тех, чья личность и происхождение отличаются от твоего. Она касается развития социальных связей и сосуществования с людьми, которые не обязательно говорят на том же языке (буквально или метафорически) и имеют иную память и историю. Они могут иметь различные культурные ценности или происходить из разных социально-экономических слоев. Эти межличностные или социальные компетенции особенно важны для создания социального капитала.

Следующие ключевые компетенции важны при эффективном взаимодействии с другими людьми:

  • Способность строить отношения с другими.
    Эта ключевая компетенция позволяет индивидам создавать, поддерживать и налаживать личные взаимоотношения.
  • Умение сотрудничать.
    Эта ключевая компетенция позволяет индивидам совместно решать задачи.
  • Умение разрешать конфликты.
    Эта компетенция предполагает, что индивиды принимают конфликт в качестве имманентного аспекта человеческих отношений и конструктивно подходят к его разрешению. (Ключевые компетентности и их становление \\ материалы 9-й научно-практической конференции \\ Красноярск, апрель 2002)

Требования к уровню подготовки учащихся

Результатом обучения является формирование базовых качеств образованности человека. У учащихся появляется возможность:

  • быть ТВОРЧЕСКИМ, уметь по-новому смотреть на привычные вещи и ценящим инновации;
  • САМООПРЕДЕЛЯТЬСЯ, уметь брать на себя ответственность за свое образование;
  • РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ, уметь выбирать и использовать различные конструктивные способы их решения;
  • быть УВЕРЕННЫМ в своих возможностях и иметь высокую самооценку;
  • быть ТОЛЕРАНТНЫМ (эмоционально устойчивым), эмпатийно, доброжелательно относиться к многообразию жизни.