Урок литературного чтения в 3-м классе по теме: «М.Ю. Лермонтов "Тучи"»

Разделы: Начальная школа


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Тест:

1) Сказку "Привередница" написал

Бажов п
Даль т
Это русская народная сказка с
2) главную героиню звали
Милашечка а
Маняшенька о
Малашечка у
3) девочка расспрашивала о братце
речку, яблоньку, печку ш
печку, яблоньку, речку ч
яблоньку, печку, речку х
4) кто рассказал Малашечке, как добраться до Ивашечки
заяц л
волк м
ёжик к
5) куда решили вернуться гуси
к Бабе-Яге е
в теплые страны и
в тридевятое царство к

Ответ: тучки.

Открывается картина тучек на доске.

III. Запись ассоциаций к слову тучки (работа в группах). Самое красивое слово подарите классу (учащиеся пишут фломастером на листке слово от группы, учитель прикрепляет на доску).

VI. Сочинение синквейна "Тучки".

Образец:

Тучки

Быстрые, свободные

Путешествуют, охлаждают, грозят.

Дают возможность помечтать.

Свобода.

V. Озвучивание от каждой группы: какое настроение преобладало у вас, когда вы сочиняли синквейн?

VI. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением "Тучи" известного русского поэта и сравним ваше и его настроения.

VII. Соберите по строфам это стихотворение.

Учащиеся получают в конверте разрезанное по строфам стихотворение. Чтение вариантов от каждой группы.

VIII. Чтение учителем целостного стихотворения (учащиеся получают образцы).

- Кто уже может высказаться по поводу настроений?

- Чтобы было больше готовых ответить, поработаем над стихотворением еще.

IX. Чтение стихотворения в жужжащем режиме, подчеркивание непонятных слов, работа с толковым словарем.

X. Разбор стихотворения по строфам.

1 строфа

- Почему тучки названы вечными странниками?

- Кто такие изгнанники?

- С кем сравнивает себя автор стихотворения?

- С какого милого севера гонят поэта, кто узнал, о каком городе идет речь?

- Что мы узнаем о поэте, написавшем эти строки?

2 строфа

- О чем эта строфа?

- Из всех перечисленных причин, какая, на ваш взгляд, трудно переживаемая?

- И для автора именно эта причина оказалась такой (клевета друзей).

3 строфа

- Почему после первой строчки стоит многоточие?

- Чужды - как поняли это слово?

- Существует ли понятие Родины, любви для туч?

- А для автора, для любого человека?

- Когда поэт оторван от Родины, какие чувства его одолевают?

- Вернемся к началу нашего разговора, - каким же настроением охвачен автор? Совпало ли ваше и его настроение? Почему?

Кто же он? Поэт, по клевете друзей, отправленный в ссылку на Кавказ, очень переживает разлуку с родными местами, страдает, представляет себя на месте туч.

Это М.Ю. Лермонтов. (Открывается портрет на доске).

Введение понятия аллегория.

XI. Графическое рисование представленных картин по строфам (лист разделен на три части).

XII. Рассказ стихотворения по рисункам.

XIII. Подведение итогов урока.

Рефлексия

  • что было интересно…
  • мне было трудно…
  • мне было легко…
  • мое настроение…