Использование PR технологии в воспитательной работе школы

Разделы: Школьная психологическая служба


"Двое смотрят вниз.
Один видит лужу,
другой – звезды."

А. Довженко.

В педагогической и психологической литературе сегодня довольно много говориться о развивающей работе школы, но на практике ее редко кто использует, как говорится, постоянно и регулярно. Я предлагаю задуматься о том, как заставить подростков воспитывать самих себя в нужном педагогическом русле. Так как, несмотря на то, что поговорка "спасение утопающих – дело рук самих утопающих" на первый взгляд довольно жестокая, но именно она наиболее точно выражает суть современной воспитательной работы педагога.

Современные тенденции, как всем известно, ориентированы в русло развивающего обучения и воспитания, где на первое место выходит самостоятельная активность школьников. Естественно она не может быть неуправляемой, если мы хотим достичь положительного результата. Но при этом мы всегда помним о свободе выбора, о демократичности в воспитательном процессе, об ориентировании на актуальные интересы и потребности воспитанников.

Для многих подростков сам факт необходимости посещать школу вызывает протест, хотя они понимают для чего это нужно. Подростки полны несовместимых в нормальной логике противоречий, поэтому с ними сложно работать и одновременно просто.

Изучение психологической основы PR натолкнуло меня на мысль о возможности использовать их в воспитательной работе школы. Занимая промежуточное положение между манипуляцией и принципами развивающего обучения, они ни в коей мере не противоречат гуманистической педагогике. Напротив, они намного упрощают построение развивающей работы с подростками. Достаточно вспомнить каких успехов и популярности достигла идея детского школьного самоуправления. (Надо сказать, ее автор – хороший "пиарщик".) Учащиеся, выступая в роли альтернативной администрации школы, не только соблюдают все ранее отвергаемые ими правила, но и активно пропагандируют их в новой более понятной и близкой для сверстников форме.

Казалось бы совершенно парадоксальная ситуация. Однако именно это ее свойство и усиливает вероятность получения необходимого педагогам результата. Как известно, подростковая среда очень четко социально дифференцирована. Нахождение в той или иной роли требует как можно более полного поведенческого соответствия ей. Таким образом, создавая структуру детского самоуправления, педагоги, с одной стороны усиливают, а с другой перестраивают сложившуюся в подростковой среде стратификацию. Так позитивные лидеры наделяются полномочиями школьных президентов, представителей классов в педагогическом совете и/или школьном совете самоуправления, получают должности министров различных областей самоуправления (спорта, учебы, информации и т. д.). Подросткам с проблемами так же часто дают шанс самореализоваться через введение их в эту структуру (но на менее ответственных постах, обязанности которых им подсилу выполнять). Тем самым лидеры, получив реальную власть, подтвержденную детским голосованием, еще больше закрепляют за собой свои позиции и усиливают влияние на сверстников и младших. "Проблемные" подростки повышают свой формальный и через него неформальный статус в группах. В этот момент запускается "программа" борьбы мотивов. Новое положение заставляет учащихся соответствовать своим новым ролям, значительно возвышающим их над сверстниками и дающими уважение со стороны педагогов и администрации школы. Стремление противопоставить себя взрослым и доказать собственную независимую состоятельность по-прежнему диктует им протестные формы поведения. Это проявляется, как известно, в первых попытках изменить школьные правила, создать свои новые, как им кажется, более правильные, справедливые и удобные. На дальнейшем этапе развития самоуправления юные администраторы сталкиваются с тем, что далеко не все из этих правил действуют и одинаково справедливы ко всем, а также с первыми "проверками на прочность" со стороны "несогласных учащихся". Возникают конфликты и в самой структуре. Складывается ситуация, когда желание быть как взрослые не подкреплено реальными умениями. Появляются сомнения в правильности совершаемых шагов по выполнению задач роли. И здесь при подходящей педагогической позиции учителей подросток выбирает ведущим мотив самоутверждения и конструктивные формы поведения. Он начинает учиться у взрослых не только элементарному управлению, но умению решать спорные и даже конфликтные ситуации. В итоге принимаются (пусть и в несколько измененной форме) старые школьные правила. В первую очередь – ответственность перед сверстниками за себя и своих подчиненных, а затем и перед самим собой за учебу и поведение. Эти новые убеждения являются их личным достоянием, их правильность неоспорима, поэтому подростку легко следовать им, а технология PR продолжает работать.

Психология паблик рилейшенз – это психология управления со всеми присущими ей принципами. В первую очередь, будем помнить о целенаправленности такой деятельности, ориентированности на результат и ответственности осуществляющих ее лиц. С этой позиции детское школьное самоуправление, чаще всего инициируемое сверху, находится под постоянным контролем взрослых и при всей кажущейся свободе мысли четко следует целям и задачам, изначально поставленным педагогами и администрацией. Поэтому, согласно структуре общения Г. Н. Андреевой, в PR можно выделит следующие компоненты: социально-перцептивный, коммуникативный и интерактивный. В качестве их общих целей выступают: установление каналов коммуникации, достижение взаимопонимания, изменение установок и мотивов. В нашем случае это будет смещение акцента основных каналов коммуникации в воспитательном процессе с "педагог – ученик" на "ученик – ученик". Информация, которая передается по этим каналам, четко контролируется учителями и мягко корректируется, создавая базу для взаимопонимания. Это позволяет снять многие барьеры в общении и более эффективно достигать необходимых педагогических результатов.

Но стоит помнить, что о коммуникативной составляющей позволяет говорить необходимость использования в качестве основы для технологии полной и достоверной информации, с одной стороны. А с другой стороны, коммуникация подразумевает не пассивное использование информации, а обмен ею. В первую очередь, здесь мы имеем дело с отношением двух субъектов, каждый из которых является активным, поскольку взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Это заставляет каждого участника процесса коммуникации предполагать активность и в своем партнере. Таким образом, коммуникация, по Г. Н. Андреевой, схематично может быть изображена как интерсубъективный процесс (S = S). Мы можем предположить, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера. При этом характер обмена информацией между людьми определяется именно тем, что посредством используемой системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Другими словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера. Знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса, выполняя по сути ту же функцию в общении, что и орудие в труде. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть ни что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения.

Место психологии здесь отводится в плане подбора базы для получения закономерного результата, рассматриваемого как цель конкретной программы паблик рилейшенз, а так же с целью ее психологического мониторинга.

Анализ литературы, посвященной PR, позволил выделить следующие приемы, используемые в практике и основывающиеся на конкретные психологические механизмы:

Прием паблик рилейшенз

Значение

Психологический механизм

Ссылка на авторитет Ссылка на авторитет Каузальная атрибуция (идея баланса по Ф.Хайдеру)
Работа на контрасте Выделение, отмежевание; подчеркивание индивидуальности, определенных черт Социальная перцепция
Позиционирование Представление рассматриваемого объекта с точки зрения интереса аудитории с целью мотивации выбора именно его Социальная перцепция, межличностная аттракция
Порождение позитивных контекстов Организации предстают как инновативные, лидеры – как сильные и уверенные в себе, страны – как самые главные поборники и защиты свободы и демократии Социальная перцепция
Дистанцирование от потенциального негатива Замена негативных черт имиджа на положительные Социальная перцепция
Нейтрализация Нейтрализация отличий, которые являются неработающими Социальная перцепция
Концентрация Выпячивание нужных отличий Социальная перцепция
Идентификация с целевой аудиторией Позволяет сделать прозрачной свою позицию по отношению к ситуации и находиться в центре внимания Социальная перцепция, каузальная атрибуция, межличностная аттракция
Интерпретация Кристаллизация общественного мнения по данному вопросу и подчеркивание своего отношения к нему Межличностная аттракция, каузальная атрибуция
Формирование афоризмов Вызывает другие контексты по отношению к данному объекту Межличностная аттракция, каузальная атрибуция, социальная перцепция
Обозначение Смещение в семантическом пространстве прежних реалий Социальная перцепция
Переименование Позволяет сделать "картинку" более эмоциональной, что упрощает восприятие Социальная перцепция
Детализация Возвышение – занижение объекта в восприятии аудитории Межличностная аттракция
Сакрализация – десакрализация Сакрализация – десакрализация Социальная перцепция, межличностная аттракция

Способы реализации данных приемов и осуществления коммуникации на сегодняшний день очень разнообразны и зависят от конкретных целей, задач и возможностей организации, использующей PR. Среди них можно выделить работу со средствами массовой информации, проведение массовых развлекательно-увеселительных мероприятий, брифингов, круглых столов, семинаров, конференций, митингов, выставок, демонстраций и т.д. Как видно, все это активно используется в работе детского школьного самоуправления. Но главное, самими учащимися и по их инициативе, поскольку детское школьное самоуправление – это игра во взрослый мир в максимально близкой форме.

Таким образом, мы получили сложную “ступенчатую” модель реализации PR, которую можно выразить в виде алгоритма построения конкретной программы паблик рилейшенз. Данный алгоритм состоит из четырех частей, которые можно назвать стадиями осуществления паблик рилейшенз:

  • ситуационный анализ (определение проблем; “что происходит сейчас?”);
  • стратегия (планирование и программирование; “что мы должны сделать и сказать и почему?”);
  • реализация (принятие мер и осуществление коммуникаций; “как и когда мы сделаем и скажем это?”);
  • оценивание (оценка программы; “как мы поступили?”).

На этапе анализа ситуации проводится проверка и контроль знаний, мнений, установок и поведения тех, кто, так или иначе, связан с деятельностью и политикой организации и на кого эта деятельность и политика оказывает влияние, а так же то, каким образом они вовлечены или затронуты. В сущности, осуществляется сбор информации и обеспечивается основа для всех последующих этапов.

Информация, собранная на первом этапе позволяет выработать стратегии действий и коммуникаций, тактику программы, определить модель результата. На этом этапе происходит выбор модели технологии:

– изменение в коммуникации направлено на изменение общественных установок, которое как следствие должно вызвать изменения в поведении;
– изменение в коммуникации направлено на изменение поведения, которое должно вызвать изменение установок общественности.

В основе этих двух моделей лежит идея, подробно описанная Майерсом. Выбор моделей зависит от целей и задач программы паблик рилейшенз.

И та, и другая модель на стадии изменения коммуникации требуют учитывать барьеры, которые могут возникнуть на пути распространения информации. В первую очередь это когнитивные барьеры (фонетический, стилистический, семантический, индивидуально-психологические особенности человека) и “барьеры на пути распространения информации”, описанные У. Липпманом. К ним относятся искусственно созданная (личная) цензура; ограничения социального контакта; малое количество времени, уделяемое общественным делам; искажения, вызванные необходимостью сокращать события до кратких сообщений; сложность составления маленького словаря, который должен выразить большой и сложный мир; боязнь столкнуться с фактами, которые представляются угрожающими сложившемуся порядку вещей.

Скорость информационного потока зависит так же и от “регуляторов скорости принятия новых идей”, по Дж. Гэллапу. Среди них выделяют: сложность идеи; факторы отличия от привычных моделей; конкуренцию с господствующими идеями; возможность наглядной демонстрации и доказательства идеи; степень значительности сил, которые будут блокировать предлагаемые изменения; удовлетворяет ли данное предложение насущную потребность; частот напоминания о новой идее.

Третий и четвертый этапы протекают одновременно, так как только такой вариант может позволить своевременно внести коррективы в программу. Катлип и Сентер говорят об этом как о “настройке” программы выполняемой по ходу ее реализации на основе сигналов обратной связи, показывающих эффективность работы программы.

Таким образом, становится понятно, как грамотно организованная и сопровождаемая система детского школьного самоуправления способна приносить максимально близкие к ожидаемым результаты. Поскольку подростки сами создают и распространяют новые идеи, то и снимается проблема устранения многих возможных барьеров. Кроме того, эти идеи – результат сложной внутренней работы, хотя фактически они часто просто копируют старые правила. Это повышает вероятность их принятия и интенсивность распространения подростками в среде своих сверстников.

Исходя из сказанного выше, деятельность по воспитанию подростков можно и нужно строить на основе активного погружения учащихся в процесс самостоятельного познания основ жизни в социуме. В настоящее время набирает остроту проблема межэтнической толерантности в подростковой среде. Использование данного подхода создаст ситуации "проживания", прочувствования учащимися социально ролевой позиции людей другой культуры. Через презентацию и защиту наработанного материала подростки неосознанно эмоционально уподобляются изучаемому народу, начинают более трепетно относиться к нему, потому что он становится частью их самих. Это в значительной мере повышает терпимость к его представителям. Акцент в такой работе можно поставить на том, что подростки, по мере возможности, будут сами снимать фильмы, готовить выставки, проводить экскурсии для сверстников, младших и взрослых, готовить и проводить различные национальные праздники и многое другое. Таким образом, произойдет смещение акцента коммуникации с традиционного "педагог–ученик" на "ученик–ученик", что даст толчок для изменения подростковых диспозиций в данной области. Конечно, и в этом случае нельзя ждать моментальных улучшений в ситуации, но можно быть уверенными в гарантированности достижения необходимых результатов через какое-то время.