Урок на тему: Д.Г. Байрон "Портрет на фоне истории и литературы"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • исследовать и дать оценку личности лорда Байрона, выяснив, какие обстоятельства влияют на поэтов и писателей;
  • развитие навыка публичного выступления с докладом, сообщением. Обучение выразительному чтению стихов;
  • воспитание уважения к мировой истории и культуре, мужества и патриотизма.

Оборудование урока:портрет Д. Байрона, карта Европы XVIII века, сборники стихов Байрона, учебные пособия, план исследования, кроссворд.

Запись на доске:Джордж Гордон Байрон.

Эпиграфы:

1) Он был, о море, твой певец

2) Властитель наших дум….

Ты кончил жизни путь, герой!

Слова: Ноттингэм, Ньюстел, Абердин, Харров, Кембридж, Мэтьюс, Хобхауз, Лудд, Чайльд Гарольд, Миссалонги.

Ход урока:

Действия учителя

Действия учащихся

1. Учитель

19 апреля 1824 года в Греции был объявлен национальный траур (рассказ о похоронах Байрона).

Почему этому человеку были оказаны такие почести? Как он стал кумиром эпохи? Чтобы ответить на эти вопросы проведем исследование личности лорда Байрона, выяснив, какие обстоятельства формировали его характер и его творчество.

Как бы вы назвали тему урока?

Подумайте, какой из предложенных эпиграфов наиболее соответствует теме? Ответим в конце урока.

2. Знакомство с планом исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Предложение учащихся

Джордж Гордон Байрон. Портрет на фоне Истории

Знакомство с планом:

План исследования
  1. Когда, где родился и жил Байрон?
  2. Какова была историческая обстановка, в условиях которой происходило формирование и развитие личности, взглядов, убеждений поэта?
  3. Каковы жизненные цели, принципы, идеалы, мотивы поведения?
  4. Какие средства для достижения цели он избирает?
  5. Круг друзей, единомышленников.
  6. Какими личными качествами обладает (интеллектуальные, нравственные, волевые). Подходят ли они для решения поставленных задач.
  7. Как относится Байрон к Чайльд Гарольду?
  8. Каковы итоги (результаты) его жизни и творчества?
  9. Почему Пушкин назвал Байрона “Властителем дум”?
Итак, эпоха, в которую жил Байрон.

(Фронтальный опрос)

Устные ответы.
1. Назовите события, которые повлияли на развитие Европы и Англии конца XVIII – начала XIX века?

2. Какое значение имели эти революционные события для хода истории в этих странах и в мире?

Что кроме революционных событий и наполеоновских войн будоражило умы просвещенной Европы? Ее лучших людей?

3. Учитель

“О, я не стар, но мир, бесспорно, был сотворен не для меня!” Эти байроновские строки подводят итог исторической эпохе, в которую он жил и писал свои произведения.

Что же выяснили историки о семье Байрона?

Приложение №1.

 

 

 

 

 

Учащиеся выступают по домашнему заданию. Они заранее объединены в группы историков, психологов, представителей прессы.

Ведут конспекты по плану исследования, заполняют кроссворд.

Приложение № 2.

Вопросы психологам:

Что повлияло, по вашему мнению, на характер Байрона?

Какие черты вы бы выделили как основные?

Приложение № 3, 4.
Вопросы литературоведам:

Что писал Байрон об этом периоде жизни?

Приложение № 5. Чтение стихов “отрывок”
Прошу историков продолжить свой рассказ-летопись.

А есть ли что сказать литературоведам? А что писали в прессе того времени?

Критика?

Приложение №6.

Критика была беспощадной: “Автор статьи не почувствовал нового характера восприятия мира”. Байрон негодовал, но позиция его была непреклонной.

Что известно историкам о первом путешествии Байрона.

И как дальше складывается его жизнь?

Приложение № 8.

Окончив в 1807 г. Кембридж, он решил путешествовать и, прежде всего, в Европу, по местам древней культуры, так высоко им ценимой.

26 июня 1809 г. в маленьком порте Халмусе Байрон и Хобхауэ сели на судно капитана Кидда. Впереди были 2 года пути. Португалия, Испания, о. Мальта, Албания, Турция, Греция.

Приложение № 9.

Чтение стихотворения “Песня для луддитов”.

“Проснулся и узнал, что знаменит” - это утверждение Байрона связано с появлением в 1812 году в печати первых двух песен “Паломничества Чайльд Гарольда”. Чтение стихов (отрывок из “Путешествия…..”) на английском языке с переводом.

Пройдет много лет и русская поэтесса Цветаева напишет об этом времени поэта: (чтение стихотворения)

Марина Цветаева – Байрону.

Я думаю об утре Вашей славы

Об утре Ваших дней,

Когда очнулись демоном от славы

И богом для людей.

Я думаю о том, как Ваши брови

Сошлись над факелами Ваших глаз,

О том, как лава древней крови

По Вашим жилам разлилась.

Я думаю о пальцах – очень длинных -

В волнистых волосах,

И обо всех – в аллеях и гостиных -

Вас жаждущих глазах.

Как откликнулась пресса? “Эдинбургские новости” писали: “Лорд Байрон значительно продвинулся вперед с тех пор, как он в прошлый раз предстал перед нашим судом. Вот, несмотря на излишне претензионный заголовок, поистине творение, обладающее весьма значительной силой, полное вдохновения и оригинальности”.

Приложение № 10.

Приложение № 11.

Что нам известно о последних годах жизни

Байрона?

Приходит слава!

Он становится героем дня. Слава поэта пересекает границы Англии, он известен за ее пределами. В 1813г. его произведения напечатаны в России.
Какое стихотворение было написано для Восставших? Но поэта неудержимо влекла Греция! Ее народ вел борьбу против турецких завоевателей долгие годы. Байрон боготворил этот народ, давший миру классическую культуру. Он готов был отдать жизнь за свободу Греции.
Назовите переводчиков Байрона? Чтение стихотворения. “Песня греческих повстанцев” (это зов к борьбе за свободу).

Весной 1824 г. на борту корабля “Геркулес” поэт прибыл в Грецию.

  • Эллада! Он в твой час кровавый сливает
  • Свой жребий с твоею судьбой!
  • Сияющий гений горит над тобой
  • Звездой возрожденья и славы!

Так писал Иван Козлов, русский переводчик Байрона. Байрон снабжал национальную греческую армию средствами для покупки оружия, сам хотел встать во главе батальона, но заболел лихорадкой и 19 апреля 1824 г. умер в Миссолонги на 37 году жизни. В Греции был объявлен траур. Легкие как вместилище духа его, были захоронены в Греции, а тело – в Англии, неподалеку от Ньюстеда.

Чтение стихов:

“Ты кончил жизни путь, герой!”

“В день моего 36-летия”.

Можем ли мы теперь ответить на вопрос, прозвучавший в начале урока?  
Выводы:

1. Какой же эпиграф более всего подходит к уроку?

2. Почему Пушкин так назвал Байрона?

3. Назвать основные черты характера Байрона.

4. Зачитать характеристику по плану.

5. Зачитать ответы на кроссворд.

Приложение 12