Создание образовательного пространства на уроке физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цель: cоздание образовательного пространства для развития субъектной позиции ученика в процессе урока.

Задачи:

1. Оздоровительные:

  • Развитие основных физических качеств: скоростно-силовых и координационных.
  • Умение правильно выполнять дыхательные упражнения.
  • Выработка навыка мышечного расслабления.

2. Образовательные:

  • Через урок физкультуры расширить знания о животных, среде их обитания – материках.

3. Воспитательные:

  • . Развитие сообразительности, самостоятельности, инициативности.
  • Стремление добиться учениками наилучших результатов, чтобы защитить интересы своей команды.

Подготовительная часть урока

1. Построение в шеренгу, приветствие. Перестроение в полукруг (звучит мелодия на тему : "Лесные звуки, плеск воды" Джакомо Пуччини),

Сообщение задач урока:

- Ребята, сегодня на уроке мы отправимся путешествовать в мир животных, познакомимся с местами их обитания. Они живут на разных континентах, люди должны сохранять среду их обитания т. к. они часть природы и многому нас могут научить.

На нашей планете шесть больших материков: Африка, Америка (Северная и Южная), Австралия, Евразия, Антарктида.

На материках живут разные животные. Для того, чтобы выжить, животные должны быть сильными, быстрыми, прыгучими и ловкими. Человек также стремится к развитию этих качеств, часто подражая животным.

2. Комплекс общеразвивающих упражнений.

6-8 упражнений по 4-8 повторений.

Упражнение выполняется самостоятельно учениками, хаотично расположившись по залу не мешая друг другу (под песню "Чунга-чанга")

3. Комплекс дыхательных упражнений "Кто как дышит?"

И. п. – основная стойка

1. Как шипит гусь?"ш-ш-ш…"

2. Как мы смеемся?"Ха-ха-ха…"

3. Подуем на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони"ф-ф-ф.. "

Основная часть урока

1. Континент Африка!

Наглядные пособия и стихи:
Африка! Африка!
Ах, как же в ней тепло.
Красивые по Африке
Гуляют антилопы
Африка! Африка!
Мартышек попроси-
И сбросят вам для завтрака
Большие апельсины.

Подвижная игра "Ловля обезьян. "

Учащиеся распределяются на две команды (мальчиков и девочек) "обезьян" и "ловцов обезьян". Обезьяны размещаются на одной стороне площадки, где имеются средства для лазанья (например, гимнастические стенки). На противоположной стороне находятся ловцы обезьян. Обезьяны подражают всему, что видят. Пользуясь этим, ловцы хотят заманить обезьян и поймать их.

Ловцы на середине площадки показывают движения и скрываются, обезьяны слазят с деревьев и повторяют движения. По сигналу " ловцы!" обезьяны бегут к деревьям. Ловцы ловят тех обезьян, которые не успели убежать.

Дыхательное упражнение (по М. С. Тартановскому)

И. п. - стойка ноги врозь.

на 1 - глубокий вдох,

на 2-3 - задержка дыхания, круговые движения руками вперед и назад (по одному движению в каждую сторону).

на 4-8 – выдох (выдох продолжительнее вдоха).

Амплитуда вращения максимальная.

2. Северная и Южная Америка.

Викторина " Соседи на планете".

Соревнование продолжается между двумя командами: мальчиками и девочками. Задаются вопросы. Ответить нужно быстро и правильно.

Тигр.

Царь джунглей я.
Суровый, сильный зверь.
Красивый, полосатый,
но красоте не верь!

Черепаха.

Что за чудо!
Никогда не знает страха:
крыша есть над головой,- 
все свое берет с собой.

Волк.

У меня такой обычай –
всюду бегать за добычей.
Бегать я умею ловко,
но нужна мне тренировка.

Соболь.

Пушистый, очень ценный я зверек,
но поймать меня не просто,
хоть и маленького роста

В конце викторины дети самостоятельно придумывают по два вопроса от каждой команды.

3. Австралия (наглядные пособия, стихи).

Заброшена Австралия
Почти на край земли
Поэтому Австралию
Не так легко найти.

Чтоб вновь не потеряли их-
На век или на сутки, -
Все жители Австралии
С собою носят сумки:

Там зайцы, лисы, волки
Малюток в сумки прячут,
А белки очень ловко
По веткам с сумкой скачут.

Дается задание двум командам.

Взять приготовленный инвентарь (баскетбольный мяч, набивной мяч, обруч, скакалку, кеглю). Придумать по одной эстафете с этими предметами, имитируя повадки животных.

После выполнения эстафет, вопрос к учащимся (рефлексия):

- Какие физические качества развиваются при выполнении этих эстафет?

Выслушав ответы учащихся, учитель обосновывает каждое физическое качество.

4. Антарктида (наглядные пособия, стихи).

Дружный народ в Антарктиде -
Пингвин, морской леопард.
Вместе они веселятся и злятся.
Хвалят друг друга или бранят.

Подвижная игра " Пингвины играют в снежки".

Перебрасывание волейбольных мячей через волейбольную сетку.

Дыхательные упражнения.

И. п. – стойка ноги врозь, глубокий вдох.

На задержке дыхания медленно поднять руки в стороны, соединить ладонями перед грудью, затем за спиной. Отпустить руки, выдохнуть.

2-4 раза.

Руки задержать на уровне плеч, локти не опускать.

5. Евразия (наглядные пособия, стихи).

Что такое Евразия?
Это - Европа плюс Азия:
Из двух частей возник
Самый большой материк!

- Мы все знаем, что каждое животное имеет свою территорию, охраняет ее от посягательств чужака. Изображая животных, поиграем в две игры.

Соревнование между двумя командами под музыку Н. А. Римского-Корсакова "Полет шмеля. "

Подвижная игра "Сохрани равновесие. "

Соперники становятся один напротив другого на расстоянии вытянутых рук. Ноги у каждого сомкнуты. По команде соперники прижимают руки к плечам ладонями вперед и начинают "бой". Задача - ударами ладоней о ладони соперника заставить его потерять равновесие – отставить одну ногу.

Подвижная игра "Бой на корточках. "

Чертится круг диаметром примерно полтора метра. В него становятся на корточки соперники, вытягивают вперед руки ладонями, ударяя в ладони соперника, стараются вытолкнуть его из круга или заставить коснуться пола рукой. Кому это удастся сделать, тот и объявляется победителем.

Заключительная часть урока

Звучит музыка "Весенняя песня" Фелекс Мендельсон.

1. Дыхательное упражнение.

И. п. – стойка ноги врозь глубокий вдох. На паузе медленно присесть и встать.

Выдох. 2-4 раза. Присед неглубокий до угла 90° в коленном суставе.

2. Мышечная релаксация.

1) И. п. – сесть на пол "по-турецки" руки вверх, ладони прижаты, вдох.

Вытягиваемся вверх, чувствуем напряжение мышц, задерживаем дыхание.

Выдох, расслабление во всем теле.

2) И. п. – лежа на спине, руки вверх, вдох. Закрыть глаза на задержке дыхания, самовытяжение.

3. Подведение итогов (рефлексия).

Поощрение детей в эмоциональных и волевых проявлениях при выполнении физических упражнений, как победителей, так и проигравших. Повторение изученных материков, закрепление знаний о физических качествах, на развитие которых были направлены упражнения.

Прощание с пожеланием здоровья.