Урок-спектакль в 4-м классе по теме: "Путешествие в музей имени Тома Сойера"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с творчеством М. Твена.
  2. Обучить анализу литературного произведения через анализ системы образов главных героев.
  3. Помочь детям сформулировать нравственную идею и ценность этого произведения.
  4. Обогащать словарный запас, развивать монологическую речь учащихся.

Оборудование урока:

Портрет Марка Твена, выставка книг, выставка детских рисунков, сочинения на тему “Лучший экспонат в музее им. Тома Сойера”, карточки с заданиями для учащихся.

ХОД УРОКА

Сцена № 1

Ведущий: Разрешите мне начать торжественную церемонию по случаю открытия музея имени Тома Сойера!

Все: Как Тома Сойера? Почему именно ему! Он же первый озорник и проказник во всем городе!

Все (хором): Мы против!

Учитель: Мы, почтенные жители города Сент-Питерсберг, Доббинс: против открытия музея имени Тома Сойера.

Тетя Поли: И я первая! Я тетушка этого несносного мальчишки. Хотя в душе я люблю Тома, но он никогда не щадил мое старое больное сердце. Как я плакала и убивалась по нему, думая, что он утонул в реке, а он, видите ли, просто убежал на остров, решив стать пиратом! А сколько раз он таскал у меня сахар и пряники! Да мало ли этот мальчишка выкидывал со мной фокусов. Каждый день он придумывал что-нибудь новое. Не выполняю я своего долга. Что греха таить! Ведь сказано в Писании: “Кто щадит младенца, тот губит его”. Ничего хорошего из этого не выйдет, грех один. Том – ведь сущий чертенок! А вот Сид – его сводный брат – настоящий идеал благопристойности. Нужно назвать музей его именем.

Сид: Да, я самый примерный мальчик во всем городе. Я не занимаюсь такими глупостями, как Том. Зато всегда стараюсь разоблачить его… Он может обвести вокруг пальца тетушку Поли, но не меня! Ведь это я заметил, что воротник Тома пришит нитками другого цвета, ведь это я рассказал тетушке Поли, что Том не ночевал дома в ту ночь, когда был убит молодой доктор Робинсон. И вообще, я всегда рассказываю взрослым обо всех проделках моего братца!

Том: Я это припомню тебе, Сиди!

Я – знаменитый разбойник Робин Гуд! Никогда не прощаю предательства. Клянусь своим острым мечом, тебя, Сиди, ждет кровавая расплата! (Убегает)

Поли: Т-о-о-о-м!

Индеец Джо: Против и я, индеец Джо. Благодаря этому мальчишке, я нашел свою смерть за решеткой в темной пещере.

Эмми: Я тоже против… Меня зовут Эмми Лоуренс. Том  говорил, что любит меня без памяти, что будет обожать меня вечно. Несколько месяцев добивался моей взаимности. А теперь, когда появилась эта Беккки Тэтчер, я стала всего-навсего мимолетным  увлечением… И что он в ней нашел? Девчонка, как девчонка – кривляка, ломака, да к тому же еще и трусиха…

Учитель Доббинс: Характеристика ученика Тома Сойера.

Первый озорник, забияка и драчун, прогульщик и обманщик. В обучении – туп. В прилежании – ленив. В поведении – резв.

Все: Мы против!

Ведущий: Кто может сказать несколько слов в защиту Тома Сойера?

1 ученик: Том – веселый, находчивый, и любознательный.

2 ученик: Фантазер и выдумщик.

3 ученик: Авантюрист в хорошем смысле слова.

4 ученик: Он честный, смелый и добрый.

5 ученик: В его маленьком сердце живет мужество и отвага, а душа полна жизни.

Ведущий: А я еще добавлю одну поэтическую характеристику, которую дал Тому Гильберт Кит Честертон “Том – чистая масса света”.

Вы, наверное, догадались, что про Тома сейчас говорили друзья и недруги. Давайте разберемся, кто есть кто.

1 задание. Распредели героев на группы: друзья и враги.

Беки Тэтчер, Сиди, Джим, мери, Альфред Темпль, Гекльберри Финн, индеец Джо, Джо Гарпер, Меф Поттер, учитель Доббинс, Бен Роджерс.

Вспомните, какие добрые поступки совершил Том Сойер!

Итак, кто прав? Истина, как всегда по середине. Музею Тома Сойера – быть! Даже просто потому, что у этого обыкновенного мальчишки, вашего сверстника был необыкновенный талант превращать серые будни в жизнь полную чудес и приключений.

Считаю музей имени Тома Сойера открытым!

Экскурсовод: Разрешите представить первый экспонат нашего музея. Это портрет Марка Твена, которого Том Сойер сделал знаменитым.

Марк Твен: Это хорошо, что вы обо мне вспомнили. Настоящее мое имя Сэмюэл Клеменс. Я родился в маленькой деревушке Флорида в 1835 году. В 12 лет, когда умер мой отец, мне пришлось зарабатывать на жизнь своим трудом. Я был наборщиком, старателем, солдатом, газетчиком, а в 20 лет решил, что мое призвание водить пароходы по Миссисипи и стал лоцманом (специалистом по проводке судов). Когда я замерял глубину, то кричал своему помощнику на рубку: “Марк – Твен!” - это значило – отметь, что до дна две сажени и пароход может пройти. Под этим псевдонимом Марк Твен и вышел мой первый сборник рассказов, который назывался “Знаменитая скачущая лягушка из Клаверасса”. А в 1955 году в Америке в память обо мне прошел первый чемпионат по прыжкам среди лягушек.

Экскурсовод: Спасибо Вам, дорогой Сэмюель Клеменс. В нашем музее есть выставка Ваших книг и список литературы, из которого ребята могут узнать не только о Вашем творчестве, но и о Вашей жизни более подробно.

О Марке Твене можно узнать из книг:

1. Зверева А. М. Мир Марка Твена.

2. Что такое. Кто такой. Т 3.

3. Серия “Я познаю мир”. Том “Литература”.

 

 

 

 

 

 

Ведущий: Американский писатель Эрнест Хемингуэй так оценил творчество Марка Твена: “Вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется “Приключения Тамма Сойера и Гекльберри Финна”. Это лучшая наша книга…Ничего подобного до нее не было. Ничего равного не написано до сих пор”.

2 задание: Прежде, чем мы отправимся путешествовать по музею Тома Сойера, я предлагаю провести аукцион непонятных слов. Объясните, что означают следующие слова:

 

Розги Срезанная тонкая ветка, прут как орудие телесного наказания
Франт Человек, любящий наряжаться, щеголь
Ярд 91,44 см – мера длины
Чресла Поясница. бедра
Фут 30,48 см – мера длины
Лакрица Солодка, травянистое растение со сладким корнем
Проповедь Речь религиозно-назидательного содержания
Паства Прихожане, верующие, принадлежащие какой-либо общине
Апостол Ученик Христа
Конгресс Большой съезд собрание по вопросам Международного значения
Гангрена Омертвение тканей с последующим присоединением инфекции
Суд Линча Самосуд
Рецидив Возвращение болезни после кажущегося ее прекращения
Присяжные Выборные лица, участвующие в судебном разбирательстве
Сталактиты

Сталагмиты

Известковые наросты в пещере

Экскурсовод: Следующий экспонат музея хранится в стеклянной колбе. Мы его бережем как зеницу ока. У Тома Сойера было его в избытке, а вот у нас его порой не хватает. Что это такое? В словаре Ожегова С. И. о нем сказано так: “Бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро”.

Ведущий: Вещество, которое хранится в колбе – оптимизм. Докажите словами текста, что Тома чувство оптимизма не покидало не при каких обстоятельствах (ответы детей). А вот еще одно доказательство. Давайте вспомним, как Том лишился своего зуба.

Сцена № 2

Том: Ну почему неделя начинается с понедельника? В понедельник я особенно чувствую себя совершенно несчастным. Ведь именно в понедельник начинается новая неделя мучений в школе. Вот было бы недурно заболеть: тогда можно не ходить в школу. Верхний зуб шатается. Это уже хорошо. Да, но если явиться к тетке с такой жалобой, то она просто -напросто выдернет зуб, а это очень больно. Нужно поискать еще чего-нибудь. О, вспомнил, доктор рассказывал про одну очень серьезную болезнь пальца. Правда симптомы этой болезни неизвестны, но попробовать стоит. Сид! Сид!

Сид: Том! Послушай, Том! Да ну же! Том! Что с тобой, Том!

Том: Оставь, Сид. Не трогай меня.

Сид: Да что с тобой, Том? Я позову тетю.

Том: Нет, не надо. Это, может, само пройдет. Не зови никого.

Сид: Ну, как же не звать! Перестань, Том, не стони так ужасно. И давно это с тобой?

Том: Несколько часов. Ох! Ой, не ворочайся так, Сид, ты меня убьешь.

Сид: Том, чего же ты меня раньше не разбудил? Ой, Том, перестань. Просто мороз по коже дерет тебя слушать. Том, да что с тобой?

Том: Я все тебе прощаю, Сид. Все, что ты мне сделал, когда я умру…

Сид: Ой, Том, ведь ты же не умираешь? Не надо, Том!

Том: Я всех прощаю, Сид. Так и скажи им, Сид. А еще, Сид, отдай мою оконную раму и одноглазого котенка этой новой девочке, что недавно приехала, и скажи ей…

Сид: Ой, тетя Поли, идите скорее! Том умирает.

Поли: Умирает?

Сид: Да, тетя, умирает! Чего же вы стоите – бегите скорей!

Поли: Пустяки! Не верю! Ну, Том! Том! Что с тобой такое?

Том: Ой, тетя, у меня на пальце гангрена!

Поли: Ну, Том, что за фокусы ты со мной вытворяешь. Брось эти глупости и вставай.

Том: Тетя Поли, мне показалось, что это гангрена, и было так больно, что я совсем забыл про свой зуб.

Поли: Вот как! А что у тебя с зубом?

Том: Один зуб вверху шатается и болит так, что просто ужас.

Поли: Ну, ну, ладно, только не вздумай опять стонать. Открой рот. Ну да, зуб шатается, только от этого никто еще не умирал. Мери, принеси мне шелковую нитку и головню из кухни.

Том: Ой, тетя, только не надо его дергать. Теперь уже совсем не болит. Помереть мне на этом месте, ни чуточки не болит. Пожалуйста, не надо. Я все равно пойду в школу.

Поли: Ах, все равно пойдешь, вот как? Так все это ты затеял только для того, чтобы не ходить в школу, а вместо того пойти на реку? Ах, Том, Том, я так тебя люблю, а ты меня просто убиваешь своими диким выходками!

Том: За всякое испытание человеку полагается награда. Теперь мне будут завидовать все мальчишки нашего городка. У меня вверху образовалась дыра. Вот посмотрите! Через нее можно превосходно плевать новым и весьма замечательным способом.

Экскурсовод: Обратите внимание на этот экспонат. Он служит нам напоминанием о том, как можно быстро разбогатеть и весело провести время, ничего особого не делая. Просмотреть м/ф и ответить на вопрос, чем отличается эпизод м/ф от похожего эпизода в повести, найдите несколько различий.

Как бы вы поступили на месте Тома?

Ведущий: Не все экспонаты музея смогли сохраниться до наших дней в первозданном виде Например, перепутались названия глав. А кто скажет, сколько их в книге?

3 задание:

Сейчас вы мне подскажите правильное название глав.

ИСПРАВЬ НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ
Кончается миром Начинается с драки
Закрытие Открытие
Утро у невесты Вечер у вдовы
Некрасивая знакомая Прелестная незнакомка
Страшная явь Удивительный сон
Погибаем Спасены

4 задание:

Какова главная мысль глав:

НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ ЧЕМУ УЧИТ
“Подрядчик маляр” Чтобы кому-нибудь чего-то очень захотелось нужно только одно – чтобы этого было нелегко добиться.
“Во что обходится хвастовство” Желание возвысится любой ценой, используя нечестные премы, приводит к тому, что человек становится всеобщим посмешищем.

5 задание: Вставив нужные слова, вы поможете восстановить ход событий в повести.

“Логические цепочки”

ДОХЛАЯ КОШКА - …(ГДЕ?)... - ТОМ СОЙЕР, ГЕК ФИНН, ИНДЕЕЦ ДЖО, ДОКТОР РОБИНСОН, МЕФ ПОТТЕР

(КЛАДБИЩЕ)

АЛЬФРЕД ТЕМПЛЬ - …(ЧТО?)…- УЧИТЕЛЬ ДОББИНС – ТОМ СОЙЕР, БЕККИ ТЕТЧЕР

(КНИГА “АНАТОМИЯ”)

6 задание: А исключив лишние события или героев, вы сможете доказать, что являетесь настоящими знатоками книги Марка Твена “Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна”

1) Том, Джо, Гек – остров Джексона – пираты – сокровища;

2) Черный мститель испанских морей – три шарика – Ричард-Львиное Сердце – Джо Гарпер.

Экскурсовод: Разрешите представить одного из друзей Тома Сойера, который расскажет Вам о том, как три знаменитых пирата оказались на острове Джексона, и что из этого вышло.

7 задание: Прослушав рассказ, назовите его имя.

РАССКАЗ ДЖО ГАРПЕРА О ПРИКЛЮЧЕНИЯХ

ТРЕХ ПИРАТОВ НА ОСТРОВЕ ДЖЕКСОНА

…Однажды мать выдрала меня за то, что я выпил какие-то сливки, а я их не трогал и даже в глаза не видел. Шел я по улице и думал, раз меня не любят и плохо со мной обращаются, а не убежать ли мне из дома? И тут я встретил Тома. Глаза его были заплаканные, и он тоже был обижен на жизнь. Мы решили, что сегодня ночью, прихватив Гекльберри Финна, удерем из дома и станем пиратами. Решено было собраться около полуночи на берегу реки. Том притащил с собой вареный окорок, а мы с Геком снасти и кусок свиной грудки. Взяв на абордаж плот, который стоял возле берега, мы отправились в путешествие. Хорошо было плыть по бурным волнам навстречу опасности и смерти, не зная робости и страха. Путь наш лежал к небольшому речному острову Джексона. Бросив якорь возле берега, мы высадились на остров, развели костер и плотно поужинали. Это был счастливый вечер. Любой мальчишка умер бы от зависти, узнав о наших романтических приключениях. Ночью я не мог уснуть, меня мучила совесть. Побег и воровство не давали мне покоя. И тогда я решил, что пока буду пиратом, ни за что на свете не запятнаю себя таким преступлением как кража.

Жизнь на острове Джексона была прекрасна! Мы ловили рыбу, купались, загорали, собирали черепашьи яйца. Но на второй день я уже упал духом, потому что соскучился по дому и не знал, куда деваться от тоски. Тогда Том открыл нам одну тайну, зная ее, мы решили остаться на острове еще на один день. Решено было играть в индейцев. Вымазались с ног до головы полосами грязи и стали носиться по лесу со страшными криками, бросались друг на друга из засады, убивали врагов и снимали скальпы. День выдался кровопролитный, а значит очень удачный. Великая тайна Тома заключалась в том, чтобы вернуться в город, когда прихожане соберутся в церкви чтобы отслужить надгробную проповедь. Так мы и сделали. Спрятались на хорах в церкви и услышали о себе столько хорошего, сколько не слышали за всю свою жизнь. Наше появление было как гром среди ясного неба. Мама чуть не задушила меня поцелуями. Ох, и досталось нам за устройство собственных похорон, но мы получили столько поцелуев и подзатыльников за этот день, сколько прежде не получали и за целый год.

Ведущий: Как звали друга Тома Сойера?

Экскурсовод: Ну, а сейчас загадка-сюрприз. В этом черном

8 задание: ящике хранится то, что очень нравилось Беки Тэтчер (жевательная резинка).

Ведущий: Вот мы открыли еще одну страницу из жизни Тома Сойера, которую можно было бы назвать “Том + Беки”.Давайте вспомним, как они познакомились. (Чтение по ролям главы “Черная магия и женские чары”).

Экскурсовод: Наша экскурсия по музею имени Тома Сойера подходит к концу. Какой экспонат в музее самый ценный?

Чтение отрывков из детских сочинений.

Ведущий: И на этом мы поставим точку. Как говорил Марк Твен, где-то ведь все равно ее надо поставить.

ЗАДАНИЯ К УРОКУ ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ

1. Кто в повести друзья, а кто враги Тома Сойера?

2. Докажите примерами из текста, что Том – веселый, находчивый. Честный. Смелый и добрый мальчик.

3. Объясните значения следующих слов:

Розги, франт, ярд, чресла, фут, лакрица, проповедь, паства, апостол, конгресс, гангрена, суд Линча, рецидив, присяжные сталактиты, сталагмиты

4. Найдите примеры в тексте подтверждающие , что Том Сойер всегда мог найти выход даже в очень сложных и запутанных ситуациях.

5. Правильно назовите главы:

Кончается миром

Закрытие

Утро у невесты

Некрасивая знакомая

Страшная явь

Погибаем

Настоящая сторона нищеты

6. Какова главная мысль глав:

  • - “Подрядчик маляр”
  • - “Во что обходится хвастовство”
  • - “Щенок и жук-щипач”

7. Вставь пропущенные слова:

ДОХЛАЯ КОШКА - …(ГДЕ?)... - ТОМ СОЙЕР, ГЕК ФИНН, ИНДЕЕЦ ДЖО, ДОКТОР РОБИНСОН, МЕФ ПОТТЕР

АЛЬФРЕД ТЕМПЛЬ - …(ЧТО?)…- УЧИТЕЛЬ ДОББИНС – ТОМ СОЙЕР, БЕККИ ТЕТЧЕР

8. Исключи лишнее:

  • Том, Джо, Гек – остров Джексона – пираты – сокровища;
  • Черный мститель испанских морей – три шарика – Ричард-Львиное Сердце – Джо Гарпер.

9. Подготовь пересказ от имени любого героя повести.