Конспект урока чтения в 3-м классе по теме: А.Н. Плещеев "Стихи"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить детей с личностью А. Н. Плещеева через его произведения. Совершенствовать умения выразительного чтения, развивать речь, внимание.
  • Воспитывать любовь к родной природе.
  • Учить внимательному отношению к авторскому слову.

Оборудование: толковые словари, звукозапись произведения П. И. Чайковского “Март”, репродукция картины “Март” Левитана.

I. Орг. момент. Какое сегодня число?

22 ноября - день рождения А. Н. Плещеева.

II. Проверка домашнего задания.

1) Жуковский В., Пушкин А., Кольцов Л., Лермонтов М. Никитин Что объединяет этих людей? Кто они?

2) Чьи стихи вам ближе, понятнее?

3) Чтение детьми наизусть стихов о природе.

III. Сообщение темы урока. Алексей Николаевич Плещеев.

В 2005 г. исполняется. 180 лет со дня рождения.

Рассматривание портрета.

У. Что можно сказать об этом человеке?

Д. Добрый взгляд, внимательный.

У. Современники вспоминали Алексея Николаевича как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.

Чтение учителем стихотворения А. Плещеева “Зимний вечер”.

У. О чём просит мама своих детей?

Д. Чтобы дети помогали бедным, несчастным.

У. Что вы узнали о семье, где рос Алексей Николаевич?

Д. Дети любили мать, семья была дружная, богатая.

У. Эти качества на всю жизнь сохранил поэт. Он помог поэту И. Сурикову напечатать его стихи на свои деньги и опекал его, весной 1849 года был приговорён к смертной казни за участие в кружке борцов против царя.

У. Сегодня мы прочитаем стихотворения А. Плещеева “Весна” и “Мой садик”.

IV. Работа над стихотворением “Весна”.

1) На фоне музыки ученица читает стихотворение “Весна”, рассматривается репродукция “Март”.

У. Какие чувства вызвали у вас эти произведения? Созвучны ли они?

Д. У меня вызвали эти стихи чувства радости.

Кажется, всё начинается снова.

2) Перечитывание стихотворения детьми.

3) Работа с толковыми словарями.

Объяснения слов:

Лазурь- ...

Обновление - ...

4) У. Какие чувства испытывал автор, когда писал это стихотворение.

Д. Чувства радости, обновления.

“И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждёт чего-то
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!..”
“Все лица весело глядят”...

У. Какие признаки весны увидел поэт?

Д.

“Уж тает снег, бегу ручьи,
В окно повеяло весною...”
“Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало...”
“Все лица весело глядят...”

У. А кто больше всех рад весне? Как об этом говорит автор?

Д.

“Но резвых деток звонкий смех
И Беззаботных птичек пенье
Мне говорят, кто больше всех
Природы любит обновленье!”

5) Работа над выразительностью:

а) перечитываем, отмечая паузы;

6) логические ударения;

в) темп;

г) чувства радости;

д) чтение двумя учениками стихотворения вслух.

У. Что удалось передать при чтении?

Что не получилось?

6) Любимое время года в задушевной лирике поэта - весна. Она предстаёт у него красавицей “С цветами полевыми, вплетёнными в златистый шелк кудрей. С улыбкой ясною, с глазами голубыми. В одежде, сотканной из солнечных лучей”.

V. Работа над стихотворением “Мой садик”.

1) Чтение учителем.

У. О чём это стихотворение?

Д. О природе. О растениях. О любви и природе.

2) Перечитывание детьми:

У. Если бы вы были художниками, чтобы вы нарисовали? Почему?

Д. Маки красные, подсолнечник у ворот, черёмуху...

У. А каких цветов здесь нет?

Д. Лилий, горделивых георгинов...

У. Как вы думаете, какие черты характера поэта проявляются в этом стихотворении?

Д. Скромность, любовь к родной природе.

Ц. Что хотел рассказать нам автор этим стихотворением? Чем хотел поделиться?

Д. -Автор хотел сказать, что любит простое, настоящее в природе.

- Ему хочется быть с природой вместе.

У.  Удалось ли автору вызвать и у вас чувства любви к скромным цветам? Какие слова помогли в этом?

...Но люблю я садик скромный:
Он душе моей милей...”
“...И весь день, в траве высокой
Лёжа, слушать бы я рад,
Как заботливые пчёлы
Вокруг черёмухи жужжат”.

3) Упражнение в выразительном чтении стихотворения.

Итог урока: Что вы узнали о А. Н. Плещееве?

Викторина “Знаешь ли ты эти стихи?”

Д. зад. Читать другие стихи А. Н. Плещеева, выучить одно из стихотворений.

VI. Викторина “Знаешь ли ты стихи?

1)

“Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят...
(Тютчев “Листья”)

2)

Снова птицы летят издалёка
К берегам, расторгающим лёд...
(А. Фет)

3)

Голубенький, чистый
Подснежник - цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок...
(А. Майков “Подснежник”)

4)

“.. .Смолою пахнет от лесов,
Краснея, почки лепестков
Вздохнули вдруг,
И миллионами цветов
Покрыли луг...
(С. Дрожжин “Вернулось царство вешних дней”)

5)

“Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом.
Ещё трава полна прозрачных cлёз,
И гром вдали гремит раскатом”.
(А. Блок.)

IX. Что нового вы узнали?